Диссертация (Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения), страница 14

PDF-файл Диссертация (Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения), страница 14 Филология (31670): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения) - PDF, страница 14 (31670) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения". PDF-файл из архива "Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 14 страницы из PDF

Она значительно расширяется идетализируется, становясь все более и более конкретной, иконичной, повыражению Поля Рикёра152, и, следовательно, более действенной вкогнитивном смысле.Во-первых, эта метафорическая дорога обретает четкое направление.Она направлена или просто на восток, или к небесному Иерусалиму,Царствию небесному: «…открой и мне, о господи, врата милости твоей ивозведи в вышний Иерусалим по совершении здешнего пути»153.Во-вторых, описывается, насколько именно она узка, а также какиеопасности подстерегают оступившегося справа и слева.

В житии св.Пахомия154одинизгероев,отецФеодор,представляетцелуюметафорическую картину, которая призвана повлиять на сознание монахов иразъяснить, как следует жить истинному христианину.которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы… которых пути кривы, и которыеблуждают на стезях своих (Прит. 2:9,12,13,15).152Поль Рикёр называет «иконичностью» свойство метафоры «показывать» смысл, который онавыражает.

Рикёр П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение / Теорияметафоры, сост. Н. Д. Арутюнова. Москва, 1990. С. 417.153Vita Bacchii, cap. 5:24.154Житие св. Пахомия не относится к средневизантийскому периоду. Текст датируется IV в., темне менее, образ дороги, представленный в нем, слишком ярок, чтобы оставить его без внимания.67Представьте скалу, уходящую под самые облака, высокую, узкую итруднодоступную, шириной в четыре фута.

Вокруг нее и под нею бездоннаяпропасть, простирается же она с запада на восток. Вот это и есть путь к Богу. Когдачеловек получает крещение… он отправляется в дорогу, ведущую на восток.Давайте же помнить не только о бездне, но и о том, как узка дорога, ведь, если кточуть оступится – он погиб… Слева от этой дороги порочное плотское вожделение,справа – гордыня, которые и есть та бездонная пропасть. Тот же, кто пристойно исо страхом пройдет по пути до конца, достигнув востока, тот обретет Спасителя,восседающего на троне славы и венчающего вечным венцом всех, кто твердо шел кнему155.Путь для каждого христианина, описанный выше, имеет также болееузкий вариант – путь аскезы или мученичества.

Естественно, что вагиографическойлитературеэточрезвычайноустойчиваяираспространенная метафора. В данном случае, кроме идеи тяжести пути,транслируетсятакжеегоисключительность,предназначенностьдляизбранных. В житии сорока двух Аморийских мучеников агиограф пишет оних: «Дорога [мученичества], ведущая большинство людей к гибели, для нихстала спасением и входом в Царствие небесное»156.Употребление этой метафоры в мученичествах становится практическиформулой.

Из текста в текст повторяются одни и те же слова о смертимучеников, воспроизводящие цитату из послания ап. Павла157: «[вы] путьзавершили, веру сохранили». Здесь выявляется еще один аспект источника,который переносится на область цели – это конечность пути. Завершить путь– значит окончить жизнь, погибнуть. Причем в данном случае это не простосмерть, это смерть за веру. В каком-то смысле такая гибель и есть вера, еевысшее проявление, что абсолютно точно выражается метафорой.В контексте жизнеописаний святых, наибольшую актуальность имеетпуть благочестия, аскезы, подвижничества.

На наш взгляд, кроме идеиаскезы,155важнойсмысловойсоставляющейявляетсявременнаяVita Pachomii, cap. 140:14-22.Никитин П. В., Васильевский В. Г. Сказания о 42 Аморийских мучениках. СПб, 1906. С. 77.1572 Тим. 4:7 (…τὸν δρόμον τετέλεκα, τὴν πίστιν τετήρηκα).15668протяженность. Этот путь обозначает жизнь святого как промежутоквремени. Здесь тоже возникает метафора смерти как окончания пути: «…итам почил, окончив в покое и страхе Божьем свой путь»158. Встречаетсятакже и привычное для нас выражение «отправиться в последний путь»159.

Вжитии Андрея Юродивого есть интересное употребление, связанное собозначением времени: «А вот те, кто достойно прошел путь святойчетыредесятницы»160.Наряду с метафорой «дорога аскезы, подвижничества» для описанияжизни святых используется выражение, где в качестве источника выступает«царская дорога»161. Оно обозначает, что на пути к вечной жизни истинныйподвижник, избрав себе в качестве ориентира заповеди Христовы или примердуховных наставников, оказывается на широкой и безопасной дороге, т.е.путь, который для обычных людей крайне сложен и опасен, перестаеттаковым быть для святых. Так значение этой метафоры объясняется в житииСтефана Нового.

Агиограф использует свои знания и представления опутешествиях из реальности, чтобы описать жизнь и духовный путь своегогероя, вероятно рассчитывая, что такая форма выражения будет наиболеепонятной для всех. Важно отметить, что при этом в данной метафоре,реалистическая часть, описывающая источник метафорического переноса,явно превалирует над его целью:После ухода наставника [Стефан] невероятно страдал. Он скорбел и, какхороший ученик, постоянно размышлял, как исполнять [наставления] учителя. Иподобно тому, как привыкшие пересекать морские просторы и совершать дальниестранствия моряки находят дорогу, наблюдая за звездами, (из-за природы воднойстихии, не имеющей определенных дорог и не сохраняющей следов ног илиповозок, теряющихся на водной глади) и обретают свои земные пути (τὴν κάτωθεντρίβον) посредством небесных (ἐκ τῶν ἄνωθεν δρόμων), безошибочно продвигаясьпо непроторенной дороге (τὴν ἀτριβῆ πορείαν). Так же и те, кто желают совершить158Vita Arsenii, cap.

14:601-602.Vita Bachhi, cap. 6:29.160Vita Andrei Sali, p. 362.161Изначально так называли крупные государственные дороги, но в средневековой Византиилюбым дорогам, которые поддерживались в более или менее нормальном состоянии, в том числеучасткам древних, могли давать такое наименование. Кроме того, вероятно, имел значение и образМесе – главной улицы царствующего города, Константинополя.15969путешествие по суше, чтобы навестить друг друга, не доверяются неизведаннымтропам, побоявшись заблудиться или столкнуться с бандой разбойников, асовершают надлежащий путь в безопасности, пользуясь основными дорогами (ταῖςλεωφόροις).

Вот и наш всеблаженнейший отче Стефан подобным же образомдобрался до тесной кельи и затворился в подземном склепе, поскольку и желалпреодолеть океан тяжкой жизни, и стремился достичь небесного Иерусалима,взирая словно на путеводительные звезды на исповедников богодостойного жития– пятерых отцов, начиная с Авксентия и до Иоанна, подвизавшихся в святойпещере. [Стефан достиг своей кельи], идя словно по какой-то царской дороге илипроспекту (ὡς ὁδόν τινα βασιλικὴν καὶ λεωφόρον), поскольку держал в уме житие[этих подвижников] и следовал им след в след 162.Интересной особенностью употребления метафоры дороги является то,что периодически происходит полное слияние прямого и переносногосмыслов.

Зачастую авторы пишут, что физически отправляясь в путь, выходяна дорогу или садясь на корабль, святой тем самым вступает на путьблагочестия, ведущий к вечной жизни, или своим путешествием укрепляетосновы веры. В житии св. Давида, Симеона, Георгия Лесбосских автор пишетоб их отбытии в столицу на собор 843 г. так: «Когда божественная двоицаотцов… отправилась в Константинополь, они ступили на исповедническийпуть, укрепили Божью церковь и утвердили благочестие православия»163. А вжитии Лазаря Галисийского представлен замечательный диалог подвижникас только что забравшимся на гору Галесион последователем. На жалобупоследнего о перенесенном тяжком восхождении Лазарь отвечает: «Трудна итерниста дорога, ведущая к вечной жизни, и требует она многих потов иусилий»164.

С этими примерами очень схоже употребление слова «εὐοδόω»,которое в классическом языке обозначало «вести хорошим путем, достигатьуспеха».Внашемконтекстесмыслегоперемещаетсяскореекблагословлению в дорогу, пожеланию хорошего пути. Причем одновременнопередается и прямое, и переносное значение. Это пожелание не толькоудачно добраться до места назначения, но и исполнить свое христианскоепредназначение. В житии св. Григентия отшельник Артад, отправляя святого162Vita Stephani Iunioris, cap. 17:35-55.Vita Davidis, Symeonis et Georgii, p.

252-253.164Vita Lazari, p. 544.16370в дальний путь для совершения важной и трудной миссии, благословляет еготакими словами: «Народ иудеев заставит тебя сильно потрудиться всловесном состязании, поэтому ты должен готовиться с этого самогомомента, ведь тебе придется говорить с ними и склонить их упрямство кГосподу. Однако Господь наш и в этом уготовит тебе хороший путь(εὐοδώσει)»165.Понимая, насколько важна была эта метафора, мы можем более тонкопонимать смысл, вложенный авторами в тот или иной сюжет. Например, вжитии Лазаря есть эпизод, где описывается, как еще юношей геройотправился в Палестину в сопровождении более взрослого и опытногомонаха.

Этот неблагонадежный спутник все время отклонялся от основнойдороги и обходил все местные селения, выпрашивая хлеб. Оставив себекакое-то количество, излишки он продавал уже в других деревнях. Юноша немог смириться с таким нечестивым поведением. Он раздавал оставшийсяхлеб даром, за что был бит, но все равно не переставал наставлять монаха вдобродетели. В данном случае слова автора очевидно имеют подтекст, оносуждает монаха, так как тот отклоняется не только от своего пути вПалестину, но и от пути к Богу из-за своих недостойных поступков: «Монахже был коварным и, не желая идти прямо, а скорее даже и не способный наэто из-за своего подлого нрава, все время отклонялся от основной дороги икружил по деревням, прося милостыню и собирая хлеб и остальное, чтоперепадет (Ὁ δὲ μοναχὸς σκολιὸς ὢν καὶ μὴ βουλόμενος ὀρθῶς πορεύεσθαι,μᾶλλον δὲ μὴ δυνάμενος διὰ τὸ πονηρὸν ἔθος ὃ εἶχεν, ἐκκλίνων τῆς εὐθείαςδιήρχετο κυκλεύων τὰς κώμας, ἐπαιτῶν καὶ συλλέγων ἄρτα καὶ ἄλλο εἴ τιπαρεῖχον αὐτῷ)»166.А в житии Евстратия агиограф использует метафору для игры слов,когдаописывает отбытие Евстратия в Константинополь.

Собираясь встолицу, святой прощается с братией и говорит о том, что отправляется в165166Vita Gregentii, p. 338.Vita Lazari, p. 511.71дальний путь, подразумевая при этом свою скорую смерть: «…выходя иобнимая всех, [святой] сказал: “Спасайтесь, ведь я хочу отправиться вдальний путь”. Они же, подумав, что преподобный сказал такие слова поповоду своего морского путешествия, не опечалились и никак необеспокоились о нем»167.Еще одним частым вариантом использования образа пути в рамкахмодели «жизнь – это дорога» является путь, персонифицированный в образеХриста.

Истоком его является новозаветная традиция, в которой рождаетсяэтот образ: «“А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете”. Фома сказал Ему:“Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?”. Иисус сказал ему:“Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только черезМеня”» (Ин. 14:4-6). В житиях мы видим, с одной стороны, неоднократноеповторение этих слов в том или ином варианте, но с другой – есть иопределенное развитие образа. Подобно Христу, святые и мученики тожестановятся путем спасения для почитающих их людей.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее