Диссертация (Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения". PDF-файл из архива "Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
В момент первого видения Герману, находящемуся в Палестине,сообщается лишь название области и направление движения: «…[ангел]приказывает отправиться в Европейские части и построить храм, начиная ссамого фундамента, у одной из гор Македонии»89. Сочтя такое видениепроявлением дьявольских козней, герой не обращает на него внимания.Однако ангел появляется снова, и в ходе эмоционального диалога Германуудается выяснить более конкретные детали:… видение явилось снова. [Представший] стал укорять его [Германа] заослушание и, как будто бы в гневе, даже нанес несколько ударов (…ἐπιφανεῖσαοὖν καὶ αὖθις ἡ ὄψις ὀνειδίζει τε αὐτῷ τὴν παρακοήν, καὶ χαλεπαίνοντι ἐοικυῖα καί87Vita Petri Atroensis, cap.
20: 1-5.Ibid., cap. 49: 1-4.89Vita Germani, 7*.8840τινας πληγὰς ἐπιτίθησιν…) и изрек: «тяжелую кару пошлю тебе за ослушание, еслиопять будешь отказывать нам и вести себя неразумно». [Герман] же говоритявившемуся: «Да где же находится место, о котором говоришь? И как я доберусьдо него, не зная дороги? А как я слышал от прибывших оттуда, путь этотневероятно далек и занимает чуть ли не целый год. И как мне, у которого нет ниобола, оплатить все расходы на такое предприятие?» Он же отвечал: «Это не твоязабота. Не сомневайся: верь и все исполнится с легкостью <...> если требуетсязнать название места, то, иди к городу, который зовется Христополис.Остановившись прямо напротив горы, отправишься к ней; именно там и следуеттебе основать храм90.Добравшись до Христополиса, герой снова впадает в беспокойство, таккак не понимает, куда дальше. И на этот раз он тоже получает новыеориентиры (теперь уже во сне), а агиограф передает нам, как именно Германих использовал:то же божественное видение снова явилось ему во сне, и затруднительноеположение [святого] разрешилось, поскольку было сообщено, что следуетотправиться на гору, находящуюся напротив Пополии, и по прибытии туданачать возведение храма.
Услышав это, святой отец с наступлением днянезамедлительно оставил Христополис и, пройдя через Филиппы, прибыл нанекую гору напротив Пополии, как указал явившийся. [Гора] располагалась уотрогов Панакса, на расстоянии чуть большем пятидесяти стадиев от городка по91названию Драма .Такое пристальное внимание к топографии начинает казатьсянеслучайным, но развязка превосходит все ожидания: ангел является снова исообщает, что вершина выбрана не та, и он имел в виду другую, по названиюΜατικία. Герману следует найти ее и строить новый храм. В отличие отпервого общения с ангелом, когда Герман проявлял сомнения, на этот раз ондемонстрирует полное смирение, и с еще бόльшим воодушевлениембросается на поиски, которые наконец-то успешно завершает с помощьюодного из местных жителей.9091Vita Germani, 7*-8*.Ibid., p.
8*.411.1.3. РекиПредсказуемым образом встреча с водными преградами в виде ручьев,горных и равнинных рек, которыми изобилует реальный ландшафт империи,нашла свое отражение и в описании путешествий. В фольклорной,мифопоэтической традициях река в ходе путешествия традиционнопонимается как преграда, волшебное преодоление которой является важнымэтапом на пути героя в поисках искомой цели92.
Можно признать, что вжитийнойлитературеприсутствуетнекоеотражениеэтогомотива.Действительно река часто появляется именно в связи с описанием чуда, когдасвятые сверхъестественным образом преодолевают, например, бурныйгорный поток93. Но для более объективного понимания агиографическогофеномена, надо принимать во внимание и тот факт, что примерно с той жерегулярностью река просто отражает реальный ландшафт описываемойместности или, в случае легендарных повествований, используется авторомдля создания эффекта этой самой реальности вне всякой связи с чудесами.Например, в житии Григория Акрагантского, где вообще довольно точноотражены топографические особенности Акраганта и Сицилии, упоминаетсярека, на которой стоял город. Как это часто бывало, сам город располагалсячуть поодаль от морской гавани, но судно могло зайти в реку, впадающую вморе, и подойти по ней ближе к самому городу. Именно такую ситуациюописывает агиограф, когда Григорий встречает корабль, зашедший изморского порта в реку для пополнения запасов пресной воды, и отплывает нанем из города.Река как ориентир или как характерная черта местности упоминаетсядостаточно часто.
В житии Феодора Эдесского герой со своими спутникамипо пути из Иерусалима в Эдессу останавливаются на отдых и ночлег наберегах Евфрата; в житии св. Григентия при подходе к Риму героипересекают Тибр; св. Власий отправился в плавание по Дунаю, но был9293Мифы народов мира. Энциклопедия. Т 2. Москва, 1980. С. 376.Чудеса в путешествиях подробно рассматриваются в гл. 3.42захвачен пиратами и выброшен в пустынной местности где-то в окрестностяхреки.В житии Кирилла Филеота XII вв., тексте совсем иной литературнойэпохи, о чем подробнее будем говорить в главе 4, есть фрагмент,представляющий необычное описание реки. Кирилл Филеот отправляется впутешествие по Дунаю, но вместо привычных чудес, связанных сопасностями в пути94, автор описывает, как вдруг во время плавания Кириллначал безутешно рыдать, глядя на реку.
Когда спутники стали спрашивать,что случилось, он ответил так: «Эта самая река, на которую вы смотрите, какя узнал, вытекает из рая и опоясывает всю землю. И вот я подумал, что она свиток, где записаны все мои грехи. Так и они наполняют, а, вернее сказать,оскверняют всю ойкумену (Οὗτος ὁ ποταμός, ὃν ὁρᾶτε, ὡς ἀνέμαθον, ἐξέρχεταιἐκ τοῦ παραδείσου καὶ κυκλοῖ πᾶσαν τὴν γῆν.
Ἐλογισάμην οὖν αὐτὸν εἶναι χάρτηνἐγγεγραμμένας ἔχοντα τὰς ἁμαρτίας μου, καθὸ καὶ αὐταὶ πληροῦσι, μᾶλλον δὲμιαίνουσι πᾶσαν τὴν οἰκουμένην)»95. Это достаточно необычный образ реки.Как нам представляется, в данном случае мы видим пример личностного,субъективного восприятия объектов окружающего мира, что вообщехарактерно для литературы XII в.МореМорские путешествия – совершенно неотъемлемая часть византийскойжитийной литературы. Самые разнообразные путешествия, и паломнические,иделовые,редкообходятсябезморскогосообщения.Подробноефункционирование образа моря в византийской литературе, а такжесравнение его с античным романом представлено в статье М.
Маллетт «InPeril on the Sea», описанной нами во введении (cм. с. 13-15). В данномразделе9495мыхотелибыСм. подраздел 3.1.Vita Cyrilli Phileotae, cap. 10: 13-17.привестидополнительныенаблюдения,43сконцентрированные на принципах описания морских путешествий именно вагиографии.Оказалось, что несмотря на незримое присутствие моря в абсолютномбольшинстве текстов, в более ранний период авторы хоть что-то пишут осамом плавании только, если в ходе его произошли какие-то особые события,связанные с чудесным преодолением морских опасностей96. В случае же еслиничего необычайного не происходило, описание пути ограничиваетсяконстатацией факта, что герой добрался из одного пункта в другой накорабле.
В XI-XII в. мотив морского путешествия уже не связанисключительносчудесами.Онможетвоплощатьсявкачествереалистического изображения того или иного плавания. Поскольку этимоменты очень важны для анализа непосредственно движения, подробнее онем мы скажем в главе 4, посвященной именно этому.1.2.Объекты антропогенного ландшафта.Самым парадоксальным наблюдением относительнорукотворныхобъектов, где концентрируется человеческое общение, оказалось то, чтонесмотря на постоянно подчеркиваемое стремление святых удалиться отмира людей как можно дальше97, агиографы уделяют этому самому мирузначительное внимание.
Они описывают встречи святых с простымижителями городов и деревень, с представителями высшего общества, вплотьдо императоров и императриц, с людьми разных профессий, возрастов,полов, вероисповеданий и т.д. Описание этих взаимоотношений – важнаячасть всех путешествий. Причем, как мы уже видели, даже когдапутешествие заканчивается, и святой находит пристанище в удаленной96Подробно об этом см. гл.
3, с. 80-85.Топос бегства от людей настолько устойчив, что рождает и некоторые побочные мотивы, тесносвязанные с ним. Например, мотив сохранения в тайне чудес или исцелений, совершенныхсвятыми, поскольку они боятся приобрести ненужную славу. Григентий, участвовавший висцелении слепого мальчика, просит его никому не рассказывать подробностей и говорить всем,что исцелился от масла из лампады (Vita Gregentii, p.
310-312). А святой Власий и вовсе угрожаетутратой возвращенного здоровья, в случае если исцелившийся раскроет кому-либо, как именнооно произошло (Vita Vlasii, p. 664).9744местности, социальное пространство каждый раз с неумолимой силой вновьсгущается вокруг героя, так как постепенно люди узнают о месте егопребывания и начинают вновь обращаться к нему с просьбами. Как нампредставляется, конфликт между желанием святых спрятаться от всех инедостижимостьюэтойцели,представляетсобойважныйпредметизображения.