Диссертация (Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина". PDF-файл из архива "Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТимени М.В. ЛОМОНОСОВАНа правах рукописиСтрелкова Анастасия ЮрьевнаКОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИМАКСИМИЛИАНА ВОЛОШИНАСпециальность: 10.01.01 – Русская литератураДиссертация на соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель –доктор филологических наукпрофессор Н.М. СолнцеваМосква – 20172ОГЛАВЛЕНИЕВведениеГлава I. Общая характеристика эстетических взглядов М.414Волошина1.1. Формирование эстетических взглядов Волошина (исторический14очерк)1.2. Теоретическое обоснование концепции художественноготворчества1.3.
Суть культур Запада и Востока в восприятии Волошина211.4. Эстетические воззрения Волошина и современные ему4436концепции творчества1.4.1. Интерпретация теоретических положений символизма и44акмеизма1.4.2. Импрессионизм в осмыслении ВолошинаГлава II. Природа творчества в интерпретации М. Волошина2.1. Соотношение сознательного и бессознательного в творческом648080акте2.1.1. Индивидуальное бессознательное и рецепция родовой памяти81в творческом процессе2.1.2. Интеллектуальная мотивация происхождения образа2.2 .
Синтез как метод творчества1011132.2.1. Синтез культур1162.2.2. Синтез философских идей и оккультных учений1252.2.3. Проблема плагиата. Использование чужого текста1352. 3. Гендерная мотивировка творческого акта1402.3.1. Волошин о творческом потенциале любви1412.3.2. Гендерный аспект рождения и рецепции текста157Глава III. Отражение эстетических взглядов М. Волошина в его170поэтической практике3.1. Источники творчества17033.1.1.
Философская идея1713.1.2. Чужой и свой текст: взаимодействия и разграничения1823.1.3. Факт реальности как творческий импульс1933.1.4. «Внутренние» источники как маргинальный фактор в201стихотворчестве Волошина3.2. Идея как основа свода мотивов в тексте2053.2.1. Научная мысль в поэтическом тексте2093.2.2. Мысль как организующее начало текста («Путями Каина»)2123.2.3. Метатекст как модус познания («Рождение стиха»)2183.2.4. Понятия «мастер» и «подмастерье» («Подмастерье»)224Заключение233Библиография2404ВВЕДЕНИЕТворческий акт – тема статей, дневниковых записей, художественныхтекстов М.
Волошина, его интеллектуальных исканий1. Вопрос об основах исодержании творчества как феномена в интерпретации Волошина включает всебя ряд аспектов: источники образов и идей, творческие импульсы, рольсознательного и бессознательного в творческом акте, его мужская и женскаяприрода, синтез как главный метод творчества, реализация теоретическихположений в поэзии.Предметомисследованияявляютсяположенияивыводы,сформулированные Волошиным при рассмотрении особенностей творческогопроцесса. Осмысление им природы творчестваподтверждаеттезу охудожественной литературе как «важном показателе зрелости цивилизации»2.Его взгляды на суть творческого акта опирались нанакопленныйпоколениями интеллектуальный опыт, который, по словамГ.К. Исупова,«почитается как культурное наследиев составе установленной нормыобразованности и даже в качестве ритуально цитируемой“мудростидревних”»3.Эстетические взгляды Волошина имеют непосредственное отношениекак к мыслительной, так и сенсорной практике человечества.
Есть всеоснования1полагать, что Волошин, связав литературу с историей культуры,«Многосторонность образования является необходимым элементом гармонии сознания, но толькоэлементом. Она обречена остаться примитивной начитанностью, если не будет подвергнута глубокомуфилософскому осмыслению, преломленному через личность. Волошин проделал эту нелегкую, нонеобходимую работу».
Менделевич Э.С. «Пойми простой урок моей земли...» (Статьи о МаксимилианеВолошине) / Вступ. ст. В.И. Цветкова. Орел: Труд, 2001. С. 12; «<…> энциклопедист, поэт, художник,историк, археолог, ботаник, геолог, путешественник, искрометный рассказчик, человек огромной души ивеликого таланта». Гарин И.И. Пророки и поэты: в 4 т. Т.4. М.: ТЕРРА, 1994. С. 575.2Горбунов В.В. Литература художественная // Российская цивилизация: Энциклопедический словарь.Этнокультурные и духовные аспекты / Ред. кол.: М.П. Мчедлов и др. М.: Республика, 2001.
С. 169.3Исупов К.Г. Мифологические и культурные архетипы преемства в исторической тяжбе поколений //Исупов К.Г. Судьбы классического наследия и философско-эстетическая культура Серебряного века. СПб.:Русская христианская гуманитарная академия, 2010. С. 347.5философиейипсихологией,создалсвоюВолошина–версиюхудожественнойантропологии4.Эстетическиевзглядыпример«самоосмыслениялитературы», которая никогда не представляет собой аморфнооднороднойсуммы текстов:она не только организация, но и самоорганизующийсямеханизм»5, как писал М.Ю.
Лотман. С одной стороны, сложившаяся в статьяхВолошина парадигма творческого процессаимманентного опыта, с другой –представляет собой результатвбирает в себя отношения субъекта иобъекта, в том числе парадоксы отношений художника и реальности в ХХ в.6.Отправной точкой концепции Волошина является, на наш взгляд, вопросо вдохновении. Он стремился разрешить его, соотнося классическоеутверждение о «божественном глаголе» и ценности интеллекта.
Он словносоизмерял в создании текста роль разума и интуиции, логики и творческойстихии, о которойписалН.М. Бахтин: «Что такое творчество? Веселаяготовность переступить через все, отречение от всего данного, прочного,успокоительного; гордый отказ остановиться,замедлить, забытьсявсладостном благополучии»7.Высказанные Волошиным суждения объясняют как феномен собственнорождения художественного текста, так и его композицию, мотивный ряд,иначе–его«семантическуюорганизацию»8,механизмысозданияхудожественного мира.
Таким образом, эстетика Волошина помогает осознатьприроду идиостиля и общие начала в развитии литературы.Объектом исследования стали критические статьи, письма, дневникиВолошина. Мы уделяем внимание поэзии Волошина, в том числе4Художественная антропология: Теоретические и историко-литературные аспекты / Под ред. М.Л.Ремнёвой, О.А. Клинга, А.Я. Эсалнек. М.: МАКС Пресс, 2011.5Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия «художественная литература» // Лотман Ю.М.
Чемуучатся люди: Статьи и заметки. М.: Центр книги Рудомино, 2010. С. 130.6Например, как заметил Лотман, искусство ХХ в. с его «стремлением к точности, как ни странно, приводит ктому, что чем выше имитация реальности, тем выше условность изображения». Лотман Ю.М. О природеискусства // Там же. С. 119.7Бахтин Н.М. Антиномия культуры // Бахтин Н.М. Философия как живой опыт / Сост., послесл., коммент.С. Федякина. М.: Лабиринт, 2008. С.
65.8Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия «художественная литература». С. 126.6программным стихотворениям, в которых высказаны основные положения егопредставлений о творчестве.Исследование творчества Волошина началось при его жизни иознаменовалось литературно-критической книгой лично знавшего егоЕ.Ланна «Писательская судьба М. Волошина» (1926).
Автора в первую очередьинтересовала судьба Волошина-писателя, его отношения с современниками,взаимодействие с редакторами и издателями. Вместе с тем Ланн затронулвопрос о литературном контексте, в котором вызревала специфика поэзииВолошина: 1. В целом культура Франции («На первом месте культураФранции – ей Волошин отдает свои вкусы, и она является теми дрожжами, накаких всходит и крепнет творчество поэта»); 2. Символизм (« <…> символизмдля него – какая-то временная остановка, поэт неустанно изживает символизми в этих “своих мыслях” прорубает себе шире и шире выход за его пределы»)9.Эстетические отзывы о творчестве Волошина оставили многие поэты,прозаики, художники.
Среди них А. Белый, А. Бенуа, И. Бунин. Приведемцитату из очерка М. Цветаевой, полностью посвященногоВолошину:«Творчество Волошина плотное, весомое, почти что творчество самойматерии с силами, не нисходящими свыше, а подаваемыми той – малонасквозь прогретой, − сожженной, сухой, как кремень, землей» («Живое оживом», 1932)10.
Суждения о творчестве Волошина разнообразны как воценочном спектре, так и по степени глубины.Научный интерес к творчеству Волошина отличался неравномерностьюво времени. После суждений и отзывов современников настал долгий периодзатишья, прервавшийся в 1977 г., когда была издана поэтическая книга М.Волошина «Стихотворения». Предисловие к сборнику было написано С.Наровчатовым. Тогда же появились статьи В.П. Купченко: «Волошин иФеодосия» (Победа. 26 апреля. № 82. С. 3 – 4.
1969), «Раннее стихотворение9«…Темой моей является Россия»: Максимилиан Волошин и Евгений Ланн: Письма. Документы.Материалы. М.: Дом-музей Марины Цветаевой, 2007. С. 143, 135.10В галерее Мальковича. М.А. Волошин. Жизнь и творчество. М.А. Волошин. Жизнь и творчество / Сост.Е.Л. Юдина. М.: О-во сохранения литературного наследия, 2012.
С. 187.7М. Волошина» (Победа. [Феодосия]. 3 июня. № 109. С. 4. 1972), «ВозвращениеМаксимилиана Волошина» (Кавказская здравница. [Пятигорск]. 17 августа. №161. 1972. С. 3) и др. Биография поэта первый раз после его смерти былаосвещена в книге И. Куприянова «Судьба поэта: личность и поэзия М.Волошина» (1978).Исследователи, как правило, были сосредоточены на следующихаспектах творчества Волошина:1. Поэтическое наследие: «Максимилиан Волошин в 1920-е годы:поэзия и позиция» (1994) И.А. Абрамовой, «Формированиепоэтической личности Максимилиана Волошина» (1971) И.Е.Куприянова, «Сонеты Максимилиана Волошина» (1990) Т.А.Кошемчук,«Композиционно-речеваяорганизациямакротекстапервой книги стихов Максимилиана Волошина» (1996) Е.И.Нижегородовой, «Ключевые признаки мира в поэзии Волошина»(2009) И.И.
Ковтуновой и др.2. Критическое наследие: «Литературно-критическая деятельность М.А.Волошина» (1996) Т.Н. Бреевой.3. Основы мировоззрения (осмысление категории времени, теургии,аполлонических и дионисийских интенций, антропософских идей идр.: «Русский символизм» (2000) Л.А. Колобаевой, «АнтропософияРудольфа Штайнера в творческой судьбе Максимилиана Волошина»(2007) И.В. Левичева, «Близкий всем, всему чужой» (2007) В.Н.Памфилова, «”Руанский собор” М.А. Волошина и “Теософиярозенкрейцера”РудольфаШтайнера»(2007)О.Г.Прониной,«Максимилиан Волошин – человек, поэт, антропософ» (2007) С.О.Прокофьева,«Умозрениевсловахикрасках»(2007)и«Максимилиан Волошин: постижение тайн» (2008) В.Б. Жарких, «Особенности отражения символистской идеи теургичности вволошинских текстах» (2009) И.Г.