Диссертация (Дискурсивные стратегии представления информации в новостных текстах британских СМИ (на материале качественных Интернет-газет)), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Дискурсивные стратегии представления информации в новостных текстах британских СМИ (на материале качественных Интернет-газет)". PDF-файл из архива "Дискурсивные стратегии представления информации в новостных текстах британских СМИ (на материале качественных Интернет-газет)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
256.Там же.111Добросклонская, Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов. С. 34.112Бахтин М. М Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. – М. : Искусство, 1979. – С.240 – 241.113Тырыгина В. А. Жанровая стратификация масс-медийного дискурса / Отв. ред. Н. С.
Бабенко. – М. :Книжный дом «Либроком», 2010. – С. 34 – 35.11035Из приведенных трактовок термина «жанр» следует, что он характеризует не только текст с позиций его внутренней, языковой организации, но вцелом определяет принцип построения текста автором. Такой подход позволяет рассматривать жанр в качестве текстообразующего критерия, которыйпредписывает «типовые формы коммуникативного поведения», необходимыедля соответствия определенным дискурсивным условиям, а также задает границы варьирования норм коммуникации114.К числу устойчивых компонентов жанра относятся цель общения, типичные языковые способы выражения содержания, а также тематика передаваемой информации, то есть предмет сообщения115.Цель построения текста СМИ является основным критерием их жанровой типологии116.
Принимая во внимание тот факт, что основными целямиСМИ, в том числе газеты, являются информирование и воздействие, выделяются группы информационных и публицистических (аналитических) жанров.Привлечение дополнительных жанрообразующих параметров для классификации медиатекстов – применяемых композиционных форм, типов речи, образа автора, способов выражения модальности и оценочности, – позволяетосуществлять дальнейшую классификацию газетных жанров.В британо-американской лингвокультурной традиции принято выделятьтакие жанры, как news, commentary, features, opinion column, interview и такдалее117. В.
А. Тырыгина разграничивает в англо-американской прессе редакционную / передовую статью (Editorial/Leader), комментарий (Commentary),репортаж (Reportage), тематическую статью (Feature), портретный очерк(Profile), скетч (Sketch), рецензию (Review), светскую хронику (Gossip)118.114Семенюк Н. Н. Жанр текста как лингвистическая реальность // Горизонты современной лингвистики:Традиции и новаторство. Сб. в честь Е. С. Кубряковой. – М. : Языки славянских культур, 2009. – C.
714 –715.115Конурбаев М. Э. Критерии выявления публицистических жанров. С. 370.116См.: Там же, 369. См. также: Клушина Н. И. Особенности публицистического стиля. С. 479.; Дроняева Т. С. Информационный подстиль. С. 496.117Добросклонская, Т.
Г. Вопросы изучения медиатекстов. С. 39.118См.: Тырыгина В. А. Жанровая стратификация масс-медийного дискурса, 2010.36Многие исследователи языка СМИ приходят к выводу, что выработкачеткой жанровой классификации текстов медиадискурса едва ли возможна всилу их высокого потенциала к взаимопроникновению и гибридизации119. Всвязи с этим Т. Г. Добросклонская предлагает концепцию функциональножанрового типа медиатекста, согласно которой классификация осуществляется на основании определения функциональной ориентации любого медиатекста по отношению к сообщению и воздействию, наличию в нем устойчивыхформатных, языковых и содержательных параметров, и выделяет новостные,информационно-аналитические,рекламныетекстыитексты-очерки(«features»)120.Стоит отметить, что вопрос о функциональной направленности медиатекстов не может решаться однозначно.
Тот факт, что новостной тип текстанацелен преимущественно на информирование, не исключает возможностипроявления в нем воздействующей функции. Как полагает И. О. Косова, соединение данных функций в новостном тексте является следствием сущностипрессы, предназначение которой – «в максимально короткий срок на ограниченном пространстве передавать в письменном виде как можно большее количество информации, вызвать интерес у каждого адресата, не имея при этомличного контакта и намереваясь влиять на поведение, вкусы, мнения, отношение к происходящему, идеологию аудитории»121. Иными словами, воздействие, осуществляющееся посредством использования коннотативных слов ивыражений, заключается в «изменении точки зрения читателя»122, которыйдолжен не просто воспринять содержание текста, но и поверить в его истинность.119См., например: Тертычный А.
А. Жанры периодической печати. С. 50.; Конурбаев М. Э. Критерии выявления публицистических жанров. С. 369.; Кубрякова Е. С. Вербальная деятельность СМИ как особый виддискурсивной деятельности. С. 196.120См.: Добросклонская, Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов, 2005.121Косова, И. О. Система текстов массовой информации. С. 97.122Конурбаев М. Э. Функция воздействия в художественной литературе и публицистике / М. Э.
Конурбаев,Е. О. Менджерицкая // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. Ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. –М. : «Флинта», 1998. – С. 108.37Таким образом, одновременная ориентация на выполнение несколькихфункций предопределяет ряд особенностей публицистического стиля, аименно: тематическую неисчерпаемость и, как следствие, открытость для заимствования средств выражения из других стилей, одновременную ориентацию на массового адресата и ограниченный круг читателей, чередование экспрессивных и стандартизированных, клишированных элементов.Однако стоит признать, что рассмотрение способов представления информации в газетных текстах не может сводиться исключительно к анализуиспользуемых в тексте языковых единиц. Публицистика, по словамЕ.
О. Менджерицкой, выходит за рамки функционального стиля и имеет четкие признаки дискурсивного образования, исследовать которое необходимо сучетом экстралингвистической реальности, в частности того, какие способыкогнитивного представления действительности она демонстрирует123. С этойточки зрения необходимо говорить о реализации в медиатекстах определенных стратегий подачи информации, а поскольку стратегии связаны с когнитивным планом коммуникации, необходим выход на уровень когнитивногоанализа.В связи с этим когнитивный подход особенно актуален при изучениидискурса СМИ, так как позволяет рассматривать данное понятие в качестве«когнитивно-речевого взаимодействия коммуникантов, направленного на передачу некоторого когнитивного содержания через посредство текста, эксплицирующего лингвистические и экстралингвистические стратегии подачиинформации»124.
Последние имеют цель ориентировать адресата на определенное осмысление действительности и, как следствие, соответствующее поведение.Таким образом, в рамках когнитивно-дискурсивной парадигмы медиадискурс рассматривается как продукт массовой коммуникации, в результате123См.: Менджерицкая Е. О. Дискурс vs функциональный стиль: что есть язык СМИ // Вестник Челябинского государственного университета. – 2011.
– Вып. 54: Сер. Филология и искусствоведение. - № 13. – С. 99– 103.124Менджерицкая Е. О. Термин «дискурс» и типология медиадискурса. С. 54.38появления которого происходит передача некоторого когнитивного содержания от авторов к читателям. Медиадискурс репрезентирует идеологически икультурно обусловленные структуры общественного знания. Структура, интенциональность, выбор языковых стратегий медиадискурса определяютсяэкстралингвистическими параметрами.Дискурс СМИ является средством передачи информации в массовойкоммуникации, что определяет ряд его функциональных и когнитивнодискурсивных особенностей.
Представляя информацию, дискурс СМИ использует типичные языковые средства выражения содержания и текстовыеформы для его «упаковки», тем самым формируя медийную картину мира читателя (слушателя, зрителя) и его отношение к окружающей действительности, поскольку в медиадискурсе информирование тесно связано с воздействием.Медиатекст, будучи языковым воплощением дискурса СМИ, являетсярезультатом когнитивной и речевой деятельности автора по производству сообщения и адресата, осуществляющего интерпретацию представленной информации125. Участники массовой коммуникации имеют определенные когнитивные установки: адресант стремится быть адекватно понятым, адресатнацелен на получение нужной информации.
Успешность такого коммуникативно-речевого взаимодействия возможна при условии общности индивидуальных картин мира коммуникантов, схожести их когнитивного опыта и совпадения структур знания.1.3. Медийная картина мира и дискурс СМИВ ходе восприятия и усвоения информации об окружающей действительности («контакта человека с миром») в общественном и индивидуальномсознании происходит формирование целостного ментального образа, именуемого картиной мира126.
Важными особенностями картины мира являются:125126Дейк Т. А. ван Язык. Познание. Коммуникация. С. 123.Маслова В. А. Когнитивная лингвистика: Учебное пособие. − Мн. : ТетраСистемс, 2004. − С. 50.391) систематичность, упорядоченность формирующих ее знаний; 2) способность к пополнению и уточнению с помощью информации, которую человекможет приобрести, используя различные каналы и источники; 3) влияние навосприятие личностью окружающей действительности и на отношение кней127.Получение и передача информации, в которых принимает участие человек, являются основой информационных процессов. Информационные процессы с философской точки зрения связаны с общим движением материи, результатом которого является развитие, приращение информации128. Такое накопление человеком (группой людей) знания приводит к формированию информационной картины мира.Данное понятие используется в связи с тезисом о том, что современноеобщество, вступив в постиндустриальную фазу своего развития, является информационным129.
По выражению Д. В. Кузнецова, особенность современного социума заключается в его зависимости от информации, превращающейсяиз совокупности знаний в операционный, побуждающий к действию фактор130. Это означает, что существование и развитие общества основано на социальной интеракции и зависит от эффективности информационных процессов, связанных с получением, распространением и обменом различными данными. Важно также отметить тот факт, что информационные процессы могутосуществляться по разным каналам, посредством любых семиотических систем: как вербальной, так и аудиовизуальной, тактильной и других.Из сказанного выше следует, что информационная картина мира (ИКМ)является предметом изучения философии и смежных дисциплин (социологии,кибернетики, теории информации). При этом изучение СМИ с точки зрения127Попова З.