Диссертация (Психологическое содержание уважения к родителям в подростковом возрасте), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Психологическое содержание уважения к родителям в подростковом возрасте". PDF-файл из архива "Психологическое содержание уважения к родителям в подростковом возрасте", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
в Гане ребенка, неуважающего родителей, ждалисерьезные телесные наказания, ему могли положить жгучий перец в анус, литьводу в ноздри и т.п. Даже современные дети в Гане уверены, что если они небудут уважать родителей, то родители не позволят им ходить в школу и/иливыгонят из дома. Уважительным людям, наоборот, все и всегда помогут [TwumDanso, 2009].ИсследованиеS. Dixon,J. Graber,J.
Brooks-Gunnпосвященоролиуважения к родительской власти в детско-родительских конфликтах уафроамериканских,латиноамериканскихиевроамериканскихсемей.Висследовании принимали участие матери и их дочери младшего школьноговозраста. Уважение к родительской власти оценивалось при помощи методанаблюдениязасовместнымвзаимодействием.Афроамериканскиеилатиноамериканские девочки проявили гораздо больше уважения родительскойвласти, чем евроамериканские девочки. Кроме того, низкое уважение вафроамериканских и латиноамериканских семьях было ассоциировано с болеесерьезными внутрисемейными конфликтами. В евроамериканских семьях даннаясвязь отсутствует. Делается вывод о большей культурной значимости уваженияк родительской власти и уважении к старшим у афроамериканцев илатиноамериканцев [Dixon, Graber, Brooks-Gunn, 2008].В некоторых исследованиях семей иммигрантов отмечается тревогародителей подростков о том, что культура той страны, куда они переехали,препятствует становлению у их детей уважения к родителям.
Например,филлипиноамериканские родители и прародители считают, что культура СШАпротиворечит уважению к родителям [Chung, Borneo, Kilpatrick et. al., 2005].K. Sung является автором работ по изучению кросс-культурных различийв уважении старших. Например, сравнение поведенческих проявлений уважения52к старшим (пожилым) у американской и корейской студенческой молодежи[Sung, 2004].Также современные исследователи изучают связь уважения к родителям сязыковыми проблемами в семьях иммигрантов. Например, исследование связипроблем языковой коммуникации и проблем адаптации с уважением к матери уамериканских подростков, чьи родители иммигрировали из Китая и Кореи [Shen,Kim, Wang, Chao, 2014] или исследование связи языковой беглости подростковиз семей иммигрантов (Китай и Корея) с уважением к родителям [Boutakidis,Chao, Rodriguez, 2011].Уважение к родителям является культурной ценностью не только длявыходцев из восточной Азии, но и для представителей других стран.Существуютисследованиялатиноамериканскихуваженияподростков.кНапример,родителямв(respecto)исследованииуM.
Ma,L.R. Malcolm, K. Diaz-Albertini, V.A. Klinoff, E. Leeder, S. Barrientos, J.L. Kiblerпоказано, что уважение к родителям у латиноамериканских подростков связано сболее безопасными видами сексуального поведения (меньшее намерениезаниматься сексом во время средней школы, более широкое использованиепрезервативов и др.). Показано, что уважение к себе и к семье может придатьустойчивости пристолкновении со сложными задачамиформированиявзаимоотношений, сексуальности, развития и саморегуляции [Ma, Malcolm,Diaz-Albertini et al., 2014].Также уважение к родителям и старшим является важной ценностью длятурецкого менталитета.
При этом, чем выше уровень образования турецкойматери, тем ниже для нее ценность уважения [Citlak, Leyendecker, Schölmerich et.al., 2008].В исследовании T.H. Lam, S.M. Stewart, P.S.F. Yip et al. показано, чтогонконгские подростки, проявляющие уважительное поведение в отношениистарших (обладающие данной традиционной ценностью) меньше подверженысуицидальным рискам [Lam, Stewart, Yip et al., 2004].Ценность уважения к старшим и уважения к родителям признается нетолько семьями, но и воспитателями детских садов и социальных служб разныхстран [Raj, Raval, 2013; Есипова, 2015].53Во всех приведенных выше исследованиях уважения к родителямпривлекает внимание тот факт, что уважение понималось лишь в качествесовокупности поведенческих паттернов.
По-видимому, именно с этим связано итакоебольшоеколичествоисследованийкультурныхинациональныхособенностей проявления и развития уважения как поведения. Анализ данныхработ показывает, что становление уважения как поведения связано в первуюочередь с особенностями той социальной и культурной среды, в которой живет иразвивается ребенок. В ряде исследований прямо говорится о культурнойценности уважения к родителям/старшим.Также можно выделить большой интересный пласт исследований,посвященных изучению filial piety (Xiao shun) – сыновьей почтительности вазиатских странах.
Данное понятие в странах Азии берет свое начало в работахКонфуция.Современнымиисследователямисыновняяпочтительностьопределяется как социальная норма, заключающаяся в том, что родителидолжны любить своих детей и что дети, в свою очередь, должны любить иуважать своих родителей. Это нравственное отношение распространяетсяодинаково и на отцов и матерей, и на сыновей и дочерей.
Сыновнююпочтительность, как предполагается, является проявлением естественнойчеловеческой природы. Уважение к родителям рассматривается как базовоечувство сыновьей почтительности. При этом подчеркивается и необходимостьпрививать детям нормы уважения родителей и старших [Sung, 1998].Возникновение ценности сыновьей почтительности в Китае современныеисследователи объясняют, социально-экономическими причинами [Wing, 1995]Так, попыткой конкретизировать традиционное для стран Азии понятиесыновьейпочтительностивдетско-родительскихотношенияхвзрослыхкорейцев со своими родителями (в том числе через понятие уважение) занималсяK. Sung. Он подчеркивает, что уважение к старшим и в современном обществеявляется социальной нормой и основой культуры Кореи [Sung, 1998].В китайской культуре уважение старших (zun zhong) также является однойиз важнейших социальных норм. Ряд исследователей приравнивает ее ксыновьей почтительности [Nagata, Cheng, Tsai-Chae, 2010].
Исследование54особенностей прародительства и отношений между прародителями и внуками уамериканцев – иммигрантов из Китая – демонстрирует сохранение нормыуважения к старшим, традиционной для культуры Китая [Nagata, Cheng, TsaiChae, 2010].K. Sung описывает 14 видов практик и поведенческих форм уважения кпожилым, характерных для Восточной Азии [Sung, 2001]:1. Уход: уход за пожилыми, например, обеспечение личной гигиены,питания, ведение домашнего хозяйства, забота о здоровье и др.2. Питание: соблюдении прерогативы пожилых в выборе продуктов инапитков.3. Подарки: дарение подарков (денег, одежды, символических предметов)и покровительство (право произносить речи, председательствовать на собрании).4.
Внешний вид: не броская аккуратная одежда, красивая осанка.5. Язык: использование вежливой речи, уважительных оборотов испециальных грамматических конструкций для обращения с пожилыми.6. Место: пожилым выделяются почетные места, удобные комнаты/дома,могилу родителей располагают на солнечном склоне холма.7. Праздники: празднование дней рождений и других важных в жизнипожилых событий в их честь.8. Общественная жизнь: предоставление услуг пожилым, законы о защитеправ пожилых, их статуса и безопасности. Социальная реклама уважения кстаршим. Поддержка пожилых: уступать место в общественном транспорте,помогать переходить дорогу, нести тяжелые предметы и т.д.9.
Покорность: послушание, выслушивание советов и наставленийпожилых, не перебивать пожилых.10. Советы: консультироваться с пожилыми по личным и семейнымвопросам, обычаям и ритуалам.11. Приветствия: уважительные приветствия пожилых (например, ввосточной Азии принято кланяться в пояс, соединив ладони).12. Приоритет: предоставление полезных вещей, продуктов питания,напитков, услуг и помощи в первую очередь пожилым. Придерживать дверь,55чтобы пожилой прошел первым, позволять первому садиться и вставать,первому использовать ванну.13. Похороны: организация подобающих похорон и траура. Внимательныйвыбор похоронного бюро, гроба, кладбища.
Траурная одежда, плач.14. Уважение предков: празднования годовщины смерти, вспоминаниепредков, жертвоприношения, поддержание могилы предков.Кроме исследования уважения в детско-родительских отношениях такжесуществуют исследования уважения в отношениях прародителей и внуков[Nagata, Cheng, Tsai-Chae, 2010].Как мы видим, в исследованиях сыновьей почтительности и уважения кстаршим (включает в себя уважение к родителям) в странах Азии уважение, впервую очередь, понимается лишь в качестве совокупности поведенческихпаттернов и даже объясняется причина появления норм уважения в филогенезе[Wing, 1995].
Одновременно с этим важно подчеркнуть социокультурную, идаже шире – культурно-историческую природу уважения к родителям,показанную в данных исследованиях.1.4.Соотношениепонятия«уважение»спонятиями«авторитет», «любовь» и «доверие»,Важным теоретическим вопросом является соотношение феноменовуважения и близких феноменов. Подробное сравнение понятий «уважение»,«толерантность»,«принятие»проведеновработеN. vanQuaquebeke,D.C. Henrich, T.Eckloff [van Quaquebeke, Henrich, Eckloff, 2007].