Диссертация (Интернет-зависимость у участников компьютерных игр (на материале китайской культуры)), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Интернет-зависимость у участников компьютерных игр (на материале китайской культуры)". PDF-файл из архива "Интернет-зависимость у участников компьютерных игр (на материале китайской культуры)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Возможно,функционирование POSI может быть рассмотрено в рамках психоанализа.Отличительная черта общения в Интернете – это анонимность, которая даетпользователямвозможностьдемонстрироватьоткрытоособенностисвоейвыражатьсвоиличности.Такоечувстваявлениеимнения,получилонаименование «феномен социального расторможения в Интернете», и такойпроцесс существенно влияет на формирование идентичности пользователя (Joinson,2003; Turkle, 1995, p. 14). Такой эффект и его генез в Интернете почти тождествененс тем эффектом и механизмами, называемыми психоаналитиками «регрессомперсоны»вовремяпроведенияпсихоанализа,чтоописаноизвестнымамериканским психиатром Menninger (1958, p.
43):22«Дай человеку, пришедшему за помощью, привилегию говорить на любуютему, которая придет ему в голову, и слушатель не будет чрезмерно вмешиваться, ине обольет его холодной водой, то этот человек, ищущий терапевтическую помощь,будет испытывать удовольствие и наряду с этим постепенно растущееразочарование. Тогда начальное желание этого человека излечиться постепенноослабевает, и на смену ему приходит первобытное и более глубинное желание...».Этой регрессивной тенденции сопутствуют колебания и вариации в Я-концепцииили самооценке, включающей образ собственного тела (body image) и идеальное эго(ego-ideal).
Этот процесс проходит в форме волн и циклов чередующихсямироощущений, с частыми “всплытиями” и «выравниваниями».Здесь есть некоторая ирония: несмотря на то, что зависимость от Интернетаописывается учеными как психическая болезнь, с точки зрения психоанализавзаимодействие в Интернете имеет терапевтические черты и может выполнятьтерапевтические функции, а так же оказывать помощь в развитии и трансформациииндивидуальности человека: «Виртуальное пространство предоставляет намбезопасность, чтобы мы могли смириться со своими потерями и недостатками,поэтому мы можем начать принимать себя такими, какие мы есть.
Мы используемего как пространство для саморазвития. Буквально написав свою онлайн-личностьв Интернете и тем самым сделав ее существующей, мы оказываемся в такомположении, когда приходится обращать больше внимания на то, что мы проецируемв своей повседневной жизни» (Turkle, 1995, p.12).Один из актуальных вопросов, связанных с трансформацией личностипользователя в Интернете - это могут ли данные трансформации проявиться жизнивне Интернета.
Если нет, у пользователя будет формироваться раздвоение личности:в Интернете и вне Интернета. Один пользователь Интернета так описал себя: «Мояличность в Интернете значительно отличается от личности вне Интернета. И вомногом моя личность в Интернете более истинна... (в Интернете) я чувствую опытпотока разговора, у меня есть время для того, чтобы выверить свою реакцию, мне не23надо беспокоиться о балансе пространства разговора – мы создаем комфортноепространство разговора, как мы хотим ... для меня это - переживание освобождения,это чудесно» (Turkle, 1995, p. 318).Можно полагать, что такое раздвоение соответствует явлению, котороерассматривается в рамках когнитивно-поведенческой терапии как бегство отлежащей вне Интернета проблемы, что представляет собой повод для развитияИнтернет-зависимости.
Cooper and Sportolari (1997, цит. по Morahan-Martin, 2008, p.56) заметили, что «вместо использования Интернета как способа проработкизадержанного и конфликтного аспекта своего «Я», использование Интернета можетстать причинной дальнейшего разделения частей неинтегрированного Эгопользователя Интернета, что приводит к компульсивно-деструктивной зависимостиот своих персонажей и отношений в Интернете».1.1.6. Интернет-зависимость и трансформации обществаМыужеотметили,чтоприменениеИнтернетачастовыполняеттерапевтическую функцию для осознания и решения проблем, появившихся вжизни вне Интернета.
Но для этих людей предпочтение общения в Интернетеможет способствовать усугублению ранее проявивших себя проблем, связанных ссоциальной жизнью вне Интернета (Caplan, 2003). Как бы ни трансформироваласьличность пользователя Интернета, его окружение часто остается прежним, иконфликт между пользователем и его социальной средой может усилиться.Интернет-зависимые опасаются, что в результате терапии не смогут свободнопользоваться Интернетом, а жизнь их вернется в прежнее русло (Young, 2011).Поэтомупсихологдолженобращатьвнимание,чтоименнопотерялиИнтернет-зависимые в реальной жизни, и каково их социальное окружение. Посравнению с проблемами в реальной жизни Интернет-зависимость нередкоявляется относительно безопасным и даже компенсаторным симптомом, в24определенной степени способствующим адаптации в случае психическихзаболеваний (Менделевич, 2009).
Но с другой стороны, «не только подтверждаюткомпенсаторный и суррогатный характер Интернет-общения, но и указывают нанегативное влияние внедрения этого средства общения в повседневную жизнь»(Теперик, Жукова, 2009. С.185).Так что насущный вопрос таков: что надо изменить,столкнувшись с конфликтом: новый образ жизни или прежний?Так, L. Reed (2002) соотносит зависимость от Интернета с другими«контркультурными» течениями и сообществами (киберпанков, компьютерофобов,нетехнологических аддиктов).
Как указывает автор, контркультура патологическогопримененияИнтернетаспособствуетформированиюновыхценностейиобновленных понятий о правильном и неправильном, хорошем и плохом, норме ипатологии (см. также: Войскунский, 2009а, с.15). J.
Umiker-Sebeok (1997) отмечает,что Интернет-зависимость может пониматься и как специфическое заболевание, икак дурная привычка, и как преступление против самого себя (ведь избыточноепотребление чего-либо содержит элемент нарушения морального долга передсамим собой), и даже как способ сохранить свою индивидуальность (см. также:Мюррей, 2000). Но специалисты, для которых Интернет-зависимость естьотдельный вид зависимости, не обращают достаточного внимания на связанные сразвитием Интернета вопросы трансформации общества и личности.1.2. Феномен опыта потока и его место в онлайновой игровойдеятельностиВ новом веке быстро развивается новое направление – позитивная психология,согласно которому психология должна не только изучать патологии и слабости, но изаняться изучением достоинств и сильных моментов, иначе говоря, счастьем жизни:«Люди хотят не только избавиться от недугов, им необходимо найти цель и смыслсвоей жизни» (Селигман, 2006, с.
9). В своих существенных чертах описание25феномена зависимости от Интернета граничит с описанием субъекта, увлеченногопроцессом познания, испытания себя, творчеством, и тогда вполне адекватнымпсихологическим аналогом феномена зависимости от Интернета будет опыт потока,или аутотелический опыт, который является одним из теоретических основанийпозитивной психологии (Войскунский, 2000; Войскунский, Смыслова, 2002;Макалатия, 2004; Чиксентмихайи, 2011а, 2011б).Надо признать, что позитивная психология в целом встречает не толькоодобряющее, но и настороженное отношение к себе: подобное отношение вконцентрированном виде выражено, к примеру, в недавней статье А.Н.
Поддъякова(2012). Вместе в рядом авторов он указывает, что позитивная психология – этонесколько идеологическая теория, не только отрицающая, но и практическибеспомощная при столкновении с откровенным Злом (с большой буквы). Правда,предложенная А.Н. Поддъяковым заведомо полемическая формулировка, согласнокоторой позитивная психология – это «философско-психологический дискурсгламура», также вполне идеологична. Заметим, что позитивная психология и, вчастности, теория опыта потока – молодая, растущая и, как представляется,перспективная отрасль психологии, а настоящая работа посвящена соотношению еепусть не со Злом с заглавной буквы, однако все же с кругом явлений, повсеместнопризнаваемых негативными.Хотя изучение и психологической зависимости, и опыта потока в относительноравной мере посвящено анализу переживания процессов погружения индивида втекущую деятельность, но в отличие от зависимости, с точки зрения опыта потокатакое погружение часто характеризует упорядоченность сознания и здоровуюжизнь, а не болезнь (Чиксентмихайи, 2011, с 75-78).
Рассмотрим феномен опытапотока и – дополнительно – его место в онлайновой игровой деятельности.261.2.1. Феномен опыта потокаВсестороннее психологическое исследование феномена погружения вдействие в рамках оптимального опыта начал в 60-х годах М.Чиксентмихайи(Csikszentmihalyi, 1993). Его привлекло состояние художников во время творчества:они были нацелены только на свою работу, игнорировали голод, утомление инеудобства. По словам Чиксентмихайи, этот феномен описывается так: «(человек),находящийся в потоке ... перетекая из одного момента в следующий, в котором онконтролирует свои действия, и в котором существует лишь незначительноеразличие между своем «я» и средой, между стимулами и реакциями, междупрошлым, настоящим и будущим (Csirszentmihalyi, 2000/1975).
Чиксентмихайиназвал этот феномен опытом «потока», именно потому, что во время описаниятакого состояния большинство людей использовало термин «поток».В многочисленных исследованиях показано, что опыт потока – этоповсеместный феномен, который не зависит от культуры, общественногоположения, пола, возраста и вида деятельности.
Например, было обнаруженоширокое распространение опыта потока в научной деятельности, искусстве,эстетическомпереживании,спорте,литературномтворчествеит.д.(Чиксентмихайи, 2011a; 2011b). Обобщая, феномен опыта потока имеет следующиекритерии (Nakamura, Csikszentmihalyi, 2002; Чиксентмихайи, 2011a, с.88-113):• интенсивное сосредоточение на том, что делается в текущий момент;• соединение действия и осознания;• потеря рефлективного самосознания, т.е. потеря осознания самого себя какдействующего в социальной среде;• ощущение контроля над действием, т.е.