Диссертация (1099118), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Необходимо подчеркнуть, что отношения между зависимостью иопытом потока в игровой деятельности в Интернете в настоящее время ещё неочень ясны, хотя и весьма актуальны, учитывая, что зависимость от игрысчитается одним из главных видов Интернет-зависимости. Например, в Китаепочти половина (47.9 %) Интернет-зависимых считаются подверженными игровойзависимости (CYIA, 2010).
Поэтому представляется целесообразным соотнестиэти две модели объяснения деятельности игроков в рамках одной работы.2. Несмотря на то, что М.Чиксентмихайи определил наиболее общиехарактеристики переживания «опыта потока», такие характеристики могут вбольшей или меньшей степени варьировать в зависимости, например, от сферыдеятельности (Chen, 2007, Rettie, 2001; Chen et al. 1999) или от культуры (Choi,Ross, 2006; Czincz, Hechanova, 2009; Войскунский, 2009а; Voiskounsky, 2008; 2012).6Но данных такого рода пока недостаточно.
Поэтому вопрос об определенииособенностей переживания «опыта потока» онлайновыми игроками и ихсоотношение с Интернет-зависимостью в зависимости от культуры представляетсявесьма актуальным.3. Социально-демографические параметры, например возраст и пол, такжемогут играть важную промежуточную роль в формировании и опыта потока, изависимости в онлайновой игровой деятельности. Например, вопрос о возможномвлиянии половых различий на выбор игры является одним из традиционныхнаправлений психологического исследования.
Содержание личных интересовмальчиков и девочек, детерминирующее то, какую игру они выбирают, совпадает сгендерными стереотипами (Берн, 2001; Cassell, Jenkins, 1998; Folling-Albers,Hartinger 1998; Hidi, McLaren, Renninger, 1993). Эти стереотипы – не тольковрожденные, но и представляют собой продукт культурного развития (З.Фрейд,К.Хорни, М.Мид, Т.Парсонс, М.Фуко, Ж.Лакан и др.). Возраст тоже являетсяодним из ключевых факторов, связанных с отношением к Интернету ионлайновым играм.
«Разрыв» между поколениями в применении информационныхтехнологий часто обсуждается в социальных исследованиях (Солдатова и др., 2011;Tapscott,2009).Поэтомусоциально-демографическихизучениенаправленийпараметровнавозможногоопытпотокавлиянияинаИнтернет-зависимость в онлайновой деятельности является актуальным.4. В ряде исследований показано, что «опыт потока» в онлайновых играх иИнтернет-зависимость тесно связаны с качеством онлайнового общения.
С однойстороны, феномен POSI (preference for online social interaction), т.е. предпочтениеобщения в Интернете общению лицом к лицу, считают одним из существенныхфакторов развития Интернет-зависимости у пользователей Интернета (Boies et al.,2004; Caplan, 2002; Davis, 2001; Leung,2004; Кузнецова, Чудова, 2008; Теперик,Жукова, 2009). С другой стороны, интерактивность как сторона социальных7взаимодействий может способствовать развитию опыта потока в игре. Если игрокипереживают дружеские и теплые чувства, испытывают чуткое отношение состороны других в ходе компьютерной игры, они сильнее переживают опыта потока(Lombard, Ditton, 1997; Войскунский и др., 2005). Поэтому в эмпирическомисследовании мы решили изучить, какую промежуточную роль играет онлайновоеобщение в связи с опытом потока и Интернет-зависимостью.5. При изучении переживания «опыта потока» игроков в компьютерные игрыприменяются разнообразные методы.
В частности, опросная методика изученияпотока и общения у игроков была разработана на факультете психологии МГУ подруководством А.Е. Войскунского. Данная методика апробирована, с её помощьюбыли проведены исследования на выборках российских и французских(Войскунский и др., 2005; Voiskounsky et al., 2006), а в пилотажном режиме –также китайских и американских игроков (Voiskounsky et al., 2008). Тем самымметодика показала свою полезность для изучения деятельности игроков,представляющих разные культуры.
В данной работе имеющаяся методикаадаптирована для исследования популяции китайских игроков.6. Для измерения зависимости от Интернета используются опросные методы;по поводу критериев оценки и симптоматики специалисты высказывают не вовсем совпадающие мнения (Интернет-зависимость, 2009). Все возрастающееколичество исследований зависимости от Интернета выполняется в настоящеевремя в Китае; при этом наиболее распространена методика CIAS (Chen, 2003).Важной ее особенностью и существенным отличием от ряда других методовпризнается (Малыгин и др., 2010) наличие шкалы управления временем (timemanagement). Методика CIAS неоднократно применялась при проведенииэмпирических исследований среди китайских игроков в компьютерные игры; онаиспользована и в данной работе.Целью исследования является выявление социально-культурных основдеятельности компьютерных игроков в Интернете и объяснение их деятельности8посредством комплексного рассмотрения феноменов Интернет-зависимости ипереживания опыта потока.Объект исследования – игровая деятельность в опосредствованныхИнтернетом компьютерных играх, влияние Интернета на игроков.Предметисследования–особенностипереживанияопытапотока,зависимости от Интернета и феноменов общения в ходе опосредствованнойИнтернетом компьютерной игры, соотношение этих явлений в игровойдеятельности игроков в Китае и их взаимосвязь с китайской культурой.Гипотезы:1.Интернет-зависимость положительно связана с переживанием опыта потока,что основывается на общем (для Интернет-зависимости и опыта потока) факторе –имеющихся у игроков проблемах с управлением временем.2.
Онлайновое общение во время игры положительно связано и с опытомпотока, и с Интернет-зависимостью, что основывается на общем факторе –имеющихся у игроков проблемах с управлением временем.3. Игроки в компьютерные игры демонстрируют в Китае высокий уровеньИнтернет-зависимости и низкий уровень опыта потока. Доминирующая культураколлективизма отрицает индивидуализм и Интернет-технологии (вместе скомпьютерными играми) как его проводник.
Поэтому, несмотря на положительнуюсвязь между опытом потока и Интернет-зависимостью, особенности культуры вКитае, не способствующие развитию индивидуализма, затрудняют переживаниеигроками опыта потока и способствуют возникновению проблем в их реальнойжизни, что являетсясущественным фактором, ведущимк проявлениямИнтернет-зависимости.4. СоотношениеуровнейИнтернет-зависимостииопытапотокавкомпьютерных играх различны среди молодежи и взрослых людей в Китае.
Всравнении с подростками, взрослые люди чаще проявляют Интернет-зависимость,в слабой степени переживают опыт потока в компьютерных играх. Опыт потока9связан у взрослых с более высокой степенью Интернет-зависимости, чем уподростков.5. Соотношение уровней Интернет-зависимости и переживания опыта потокаразлично у мужчин и женщин, поскольку в Китае мужчины более открыты поотношению к Интернету и компьютерным играм. Опыт потока связан у женщин сболее высокой степенью Интернет-зависимости, чем у мужчин.6. Игроки, отвечавшие на вопросы опросника онлайновым способом, имеютбольший опыт игры и в течение недели играют более длительное время, чемотвечавшие на опросник традиционным способом (т.е. в бланковом варианте);онлайн-респондентычащепереживаютопытпотокаичащеявляютсяИнтернет-зависимыми.Для реализации указанных выше целей поставлены следующие задачи:1.
Провести теоретический анализ сложившегося в китайском обществеотношения к виртуальной революции, в частности, к онлайновым играм в аспектепереживания опыта потока и феноменов Интернет-зависимости.2. Подобрать, обосновать и адаптировать методики изучения зависимости отИнтернета и опыта потока для использования в популяции китайских игроков вопосредствованные Интернетом компьютерные игры.3. Провести эмпирическое исследование и выявить особенности переживанияопыта потока китайскими игроками в компьютерные игры, связанные сзависимостью от Интернета.4.
Выделить связанные с зависимостью от Интернета и опытом потокалатентные факторы онлайновой игровой деятельности и раскрыть их связь спервичными (социально-демографическими) переменными.Теоретико-методологические основания исследования связаны с теориейопыта потока – одним из теоретических оснований позитивной психологии(Селигман, 2006; Чиксентмихайи, 2011). В центре этой теоретической конструкции–феноменологиявнимания,понимаемогокаккогнитивныйартефакт,10существенный для холистического описания развития индивидуальности человека(Csikszentmihalyi,Nakamura,2010;Dormashev,2010),атакжеличностно-мотивационный паттерн.
В русскоязычных аналитических публикацияхопыт потока представлен в контексте психологии внимания (Дормашев, Романов,1995; Буякас, 1995) и психологии мотивации (Войскунский, Смыслова, 2002).Для понимания специфики опосредствованной компьютерами и Интернетомигровой деятельности существенны культурно-деятельностные представления обигре (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Е.О.Смирнова), а также теоретические положения психологии компьютеризации (О.К.Тихомиров).При формулировании теоретической основы работы использованы концепции,идеи и представления о Интернет-зависимости (Гриффитс, 2009; Янг, 2009; Caplan2002; Davis, 2001; Morahan-Martin, 2008; Young, 1998; Young, Abreu, 2011).Концептуальное значение для понимания особенностей китайского обществаимеют историко-культурные концепции J.K. Fairbank, Y.X.
Yan и Z.H. Li означимости семейных ценностей и духа коллективизма в Китае.Методы исследования: при проведении исследования применен опросныйметод. Конкретная методика состоит из трех блоков: блока вопросов из«Китайской шкалы зависимости от Интернета» (CIAS), блока измерения опытапотока и параметров общения в онлайновых играх и блока вопросовсоциально-демографического и общеигрового (т.е.
об опыте и продолжительностиигры в онлайновые игры) плана. CIAS разработана на Тайване (Chen, 2003), онапризнается адекватным инструментом для диагностики ИЗ, адаптирована в России(Малыгин, 2011) и применяется в материковом Китае (Su et al., 2005; Chen, 2009).Существенным отличием CIAS от других методов признается (Малыгин и др.,2010) наличие в ней шкалы управления временем (time management). Опросникизмерения опыта потока и параметров общения разработан под руководством А.Е.Войскунского (Войскунский и др., 2005), адаптирован для применения во11французской (Voiskounsky et al., 2006), а в пилотном режиме – в английской (Faiola,Voiskounsky, 2007) и китайской (Voiskounsky et al., 2008) выборках. Впредставленном исследовании этот опросник адаптирован методом двойного(прямого и обратного) перевода с коррекцией формулировок вопросов.














