Диссертация (Интернет-зависимость у участников компьютерных игр (на материале китайской культуры))
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Интернет-зависимость у участников компьютерных игр (на материале китайской культуры)". PDF-файл из архива "Интернет-зависимость у участников компьютерных игр (на материале китайской культуры)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносовафакультет психологииНа правах рукописиВан ШилуИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ У УЧАСТНИКОВКОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР(НА МАТЕРИАЛЕ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ)19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологииДиссертацияна соискание ученой степеникандидата психологических наукНаучный руководитель:кандидат психологических наук,старший научный сотрудникВойскунский А.Е.Москва – 20131СОДЕРЖАНИЕ_______________________________________________________________________________стр.ВВЕДЕНИЕ ....................................................................................................................... 41.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙАНАЛИЗФЕНОМЕНОЛОГИИЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНТЕРНЕТА И ОПЫТА ПОТОКА И ИХ СООТНОШЕНИЯВ ХОДЕ ОНЛАЙНОВОЙ ИГРЫ .................................................................................. 141.1.
Психологическая зависимость от Интернета: возникновение даннойпроблематики и современное состояние исследований ..................................... 141.2. Феномен опыта потока и его место в онлайновой игровой деятельности 251.3. Соотношение опыта потока в Интернете с Интернет-зависимостью........ 391.4.Временнаяперспективабудущего,культураиеесвязисИнтернет-зависимостью и опытом потока .......................................................... 561.5. Выводы из теоретического анализа и задачи эмпирического исследования.................................................................................................................................. 672 . ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИОПЫТАПОТОКАСПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ВКИТАЕ .............................................................................................................................
692.1. Цели, задачи и гипотезы исследования ......................................................... 692.2. Методики исследования ................................................................................. 712.3. Результаты исследования ................................................................................
793. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ .. ... 1223.1. Система образования в Китае и ее влияние на соотношение опыта потока иИнтернет-зависимости ......................................................................................... 1233.2.
Проблемы социальных отношений и семейных отношений в Китае и ихвлияние на соотношение опыта потока и Интернет-зависимости .................. 12623.3. Игровое общение и пол игроков в их соотношении с опытом потока иИнтернет-зависимостью ...................................................................................... 1293.4.
Стремление к опыту потока в Интернете как причина становленияИнтернет-зависимости ......................................................................................... 1303.5. Китайская культура коллективизма и ее влияние на соотношение междуопытом потока и Интернет-зависимостью ........................................................ 1323.6. Индивидуализация в китайском обществе и ее влияние на соотношениемежду опытом потока и Интернет-зависимостью ............................................ 1343.7.
Проблемность исследований Интернет-зависимости в Китае ................. 1363.8. Рассмотрение проблемы Интернет-зависимости в рамках теории опытапотока..................................................................................................................... 1393.9. Ограничения проведенного исследования и возможные направлениядальнейшей работы ..............................................................................................
143ЗАКЛЮЧЕНИЕ …….………………………………………………………………...145ВЫВОДЫ………………………………………………………………………………………...…148СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................ 152Приложение №1........................................................................................................ 18081Приложение №2............................................................................................................
188Приложение №3.......................................................................................................... 1900Приложение №4............................................................................................................ 192Приложение №5............................................................................................................ 196Приложение №6............................................................................................................
201Приложение №7............................................................................................................ 204Приложение №8............................................................................................................ 207Приложение№9............................................................................................................. 210Приложение№10……………………….…………………………………………….. 213ВВЕДЕНИЕНастоящая работа посвящена исследованию игровой деятельности вИнтернете. Игровая деятельность всегда занимала особое место в историичеловечества и отдельного человека.
Й.Хёйзинга (1992) считает, что всеисторическое и культурное развитие человечества может быть описано в терминахигры. Э. Берн (1997) предполагает, чтоигройможноназвать любыемежличностные взаимоотношения. Для Л.С.Выготского (1966), Д.Б.Эльконина(1999) и других представителей культурно-исторической психологии игра неотъемлемый этап в жизни каждого человека. Неудивительно, что игроваядеятельность представляет собой традиционную область исследований впсихологии и в смежных с ней науках.Сопутствуя развитию человечества, исследования игровой деятельностистановятся все более актуальными. В настоящее время, с одной стороны, людиобладают большим досугом для развлечения и игры, границы между игрой,работой и учебой стали нечеткими. С другой стороны, развитие информационныхтехнологий повлияло на появление новых видов игр, предназначенных как длядетей, так и для взрослых.
За сравнительно короткое время эти игры приобрелиогромнуюпопулярность.Например,вКитаедля62,8%пользователейкомпьютерные игры являются одной из главных целей использования Интернет(CNNIC, 2009). Поэтому психологи проявляют значительный интерес к новымразновидностям игр (Тихомиров, Лысенко, 1988; Шапкин, 1999; Шмелев, 1988;Собкин, Евстигнеева, 2001; Войскунский, 2010; Feng, Pratt, 2007; Greenfield, 2009;Lee, Peng, 2006).Интерес выражается, в частности, в том, что одной из проблем, связанных сразвитием информационных технологий, признается зависимость от Интернета,или Интернет-аддикция, интенсивно обсуждаемая в медико-психологической ипедагогической литературе (Войскунский, 2000; Интернет-зависимость, 2009;4Юрьева, Больбот, 2006; Young, 1998; Young, Abreu, 2011).
Зависимость откомпьютерных игр считается одним из главных видов Интернет-зависимости.Внастоящеевремяинтенсивно(Селигман, 2006;2010),тесноразвиваетсясвязаннаяпопозитивнаяпсихологиясвоему происхождениюсгуманистической и экзистенциальной психологией (Маслоу, 1999; Мадди, 2002;Роджерс, 1994; Франкл, 1990; Знаков, 2005; Психология с человеческим лицом,1999; Чирков, Диси, 1997). В рамках этого направления заметную роль играеттеория опыта потока, или «оптимального переживания» (Чиксентмихайи, 2011a;2011b).
Данная теория, в отличие от некоторых других теорий позитивнойпсихологии – например, теории самодетерминации и внутренней мотивации (Deci,Rayan, 1985), которая представлена в оригинальных исследованиях в российскойпсихологической литературе (Дергачева, 2002; Калитеевская, 2007; Леонтьев, 2001;Чирков, Диси, 1997), – в меньшей степени применяется в России. В то же времятеория опыта потока весьма широко применяются в исследованиях деятельностичеловека, опосредствованной компьютерами и Интернетом, в частности, игровойдеятельности (Войскунский, 2010; Макалатия, 2003; Chen, 2007; 2006; Voiskounsky,2008).
Надо заметить, что в последние годы теория самодетерминации такженачала применяться в исследованиях игровой деятельности, опосредствованнойкомпьютерами и Интернетом (Ryan, et al., 2006; Przybylski et al., 2010). Нашеисследование лежит в области применения опыта потока в игровой деятельности,опосредствованнойИнтернетом.Такогородаисследованияширокораспространены во всем мире (Voiskounsky, 2008; 2012). В нашем исследованиидетально рассматриваются следующие вопросы:1. В исследованиях по психологии Интернета (Войскунский, 2010; 2011)наблюдается тенденция поиска позитивных связей между зависимостью и опытомпотока, несмотря на то, что теоретически зависимость и опыт потока – этопротивопоставленные друг другу феномены (Chen, Park, 2005; Chiou, Wan, 2006;Chou, Ting, 2003; Tzanetakis, Vitouch, 2002; Wan, Chiou, 2006). Данное положение5основано на том, что Интернет-зависимость и «опыт потока» внешне сходны, т.к.оба феномена связаны с поведенческим повторением действия.
Ряд авторовполагают, что стремление к переживанию опыта потока может служить причинойповторения поведения в Интернете, и, соответственно, такое повторениеповедения может вызывать тенденцию к зависимости (Chou, Ting, 2003). Но этоположение обладает определенными недостатками. Во-первых, «опыт потока» это принципиально феномен позитивной психологии, который связан сповышением качества жизни, а зависимость является патологическим феноменом,она связана со снижением качества жизни. Если у зависимых имеется стремлениек переживанию опыта потока, но при этом они не пытались избавиться от своейзависимости, то им нелегко достичь позитивного по своему качеству переживания.Во-вторых, «опыт потока», в отличие от зависимости, нельзя считать простоповторением внешнего поведения, потому что среди важнейших факторовформирования опыта потока - постоянное развитие навыков и способностей.Поэтому внутренний смысл опыта потока принципиально отличен (Voiskounsky,2008; 2012) от зависимости, которая не связана с личностным развитием иинтеграцией.