Понятие служение и институт диаконата в раннем христианстве, страница 8
Описание файла
PDF-файл из архива "Понятие служение и институт диаконата в раннем христианстве", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
90 г. н.э.) двойной институт(епископы и диаконы). Вероятнее всего, нет. В двух произведениях онпредлагает читателям ретроспективный взгляд на возникновение раннейобщины в Палестине. По его мнению, тогда опасность состояла в том, что―служение‖ в церкви велось неправильно.
Апостолы (символическиназываемые ―двенадцать‖) не могли по роду занятий следовать за растущимипотребностями благотворительного ―служения‖ и одновременно исполнятьмиссионерское служение (―диакония слова‖). Поэтому ―праобщина‖ выбралаи рукоположила новых сотрудников (―семь‖), которые годились дляуправленияэтимделом.КконцуIв.н.э.Лукапредставлялдифференцированное устройство церкви: с одной стороны, ―служение(diakonia) слова‖, с другой стороны, ―служение (diakonia) при столах‖.
Уже35благодаря тем понятиям, которые он использует, мы можем увидетьдиаконический характер в каждом церковном учреждении, включая институтапостолов. Подобно тому, как Лука знакомится с этой общиной иретроспективно описывает ее в своем сочинении, так и развитие общин идетв этом направлении, когда создаются особые должности (в том числеблаготворительные службы), исходя не из теологических соображений, а изорганизационного развития возникающей церкви»93. Хамманн справедливозамечает не-употребление слова «диакон» по отношению к иерусалимским«семи», но считает это «анахронизмом», имея в виду, что это понятиеотносилось к более поздним должностям.
«Существование диаконическогослужения в форме особого института не могло проектироваться в прошлое,так как этого института в его более позднем виде тогда еще не существовало.Кроме того, понятия ―диакония‖ и ―диакон‖ тогда обозначали ―служение‖ вшироком смысле, то есть ―институты‖ всей церкви»94. Последнее,несомненно, справедливо – слово «диакония» в текстах «Нового Завета»,действительно, имеет широкое значение, но к «институтам» ранней церквиотносится в наименьшей степени. Кроме того, если принимать датировкуДеяний Апостольских 90-ми гг. или даже чуть более раннюю, между 70 и85 гг.95, то нельзя не признать, что значительно раньше96 Павел писалФилиппийцам (Phil.
1,1), обращаясь к ним как ко «…всем святым во ХристеИисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами (σὺνἐπισκόποις καὶ διακόνοις)». Поэтому вряд ли можно утверждать, что Лукене было известно устройство общин с епископами и диаконами во главе.93Hammann G. Op.cit. S. 25.Ibid. S. 25. Ж. Довилье добавляет: «Если ―семь‖ в этом сообщении еще не обозначаются как diakonois, тосвятой Лука, все же, определяет их функции понятиями diakonia и diakonein. Вопреки сомнениям святогоИоанна Хризостома и других толкователей, бесспорно, что описанные им функции – те же самые, которыеотличают диаконов потом, в первых христианских общинах, и вплоть до современности...Непосредственной задачей при назначении «семи» было помочь апостолам в исполнении службы любви кближнему» (Dauviller J.
Les temps apostoliques. P., 1970. P. 158 f. Non vidi! Цит. по: Hammann G. Op. cit. S.25). Только в конце II в. Ириней Лионский применил этот термин к «семи».95См. разбор различных точек зрения на датировку Деяний Апостольских в: Гатри Д. Введение в НовыйЗавет. СПб.–Одесса, 2005. С.
271–279.96Там же. С. 419–426.9436Именно то, что во времена Луки диаконы как церковные служители ужепоявились, показывает, что он не задумывался о «семерых» как об очевидномпрообразе этого института.Мнения тех авторов, которые не признают связи «семи» с диаконами,как несложно предположить, разнообразнее и интереснее. ЗнаменитыйА. Гарнак не решался определять «семерых» как ранних «епископов»,отмечал, что они исчезли так же быстро, как появились, а Стефан болеесовершал чудеса, нежели оправлял служение «семерых», поэтому определитьих роль в ранней церкви не представляется возможным97.
Нарушаяхронологическуюпоследовательность,отметимвпервуюочередьинтереснейшую теорию Уэддерберна. Он не ставит перед собой задачуспециально разобраться в сущности служения «семерых», но посвящаетотдельную главу соответствующему эпизоду Деяний98. Он разбираетприроду случившегося в Иерусалиме конфликта, исследует обстоятельствамученической кончины Стефана и предлагает свою гипотезу, согласнокоторой Стефан стал предводителем отдельной группы внутри первойхристианской общины. Стефан высказывал идеи сближения с неевреями, чтои вызвало гнев Синедриона и привело к трагической смерти.
У него,вероятно, были последователи или те, кого гонители таковыми сочли.Именно эта часть христиан пострадала во время гонения в первую очередь.Вопросом о статусе семерых Уэддерберн, как уже говорилось, не задается, онлишь указывает в примечании, что «хотя Деяния не используют слово―диакон‖, чтобы описать ―семерых‖, вероятно, читатели должны былиувидеть в использовании родственного глагола (diakonein) предопределениеэтой должности»99. Однако в основном тексте Уэддерберн, ссылаясь на Act.11, 30, осторожно пишет: «тогда, вероятно, именно ―пресвитеры‖ взяли на97Harnack A. The Constitution and Law of the Church in the First Two Centuries. N.Y., 1902. P. 30.Wedderburn A.J.M.
A History of the First Christians. L.–N.Y., 2005. P. 41–58.99Wedderburn A.J.M. Op. cit. P. 46.9837себя роль надзирателей над служением вспомоществования, в то время какапостолы больше этим не занимались»100.Н.С. Суворов еще в начале XX в. считал «семерых» прообразом недиаконов, а пресвитеров101. Позднее П. Гехтер102 также склонялся к мысли,что в Act.
6, 1–7 речь идет о родоначальниках пресвитеров. М.Э. Посновотрицает происхождение диаконского служения от иерусалимских «мужейизбранных»103. Он опирается в этом на 16-е правило Трулльского Собора, азатем констатирует, что к 58–59 гг. в Иерусалиме существовали пресвитеры.Он анализирует различия и сходства между институтами пресвитерата иепископата. Автор отмечает также, что слово «диакония» обращено в данномотрывке к апостолам, а уж их-то считать диаконами никто не имеет права104.Р. Зом в своих доказательствах опирается на харизматическуюизбранность «семи» и отрицает их принадлежность как к диаконам, так и кпресвитерам105.Точка зрения А.П.
Лебедева по этому вопросу в некоторой степенидвусмысленна. В книге «Духовенство древней Вселенской Церкви» в главе,посвященной становлению пресвитерата, он активно спорит с мнениемСуворова, полностью отвергая возможность принадлежности «семерых» кпресвитерам. Он настаивает на том, что «семь» – это диаконы106. С другойстороны, в статье «По вопросу о происхождении первохристианскойиерархии» Лебедев утверждает, что «семь» необходимо отнести к разрядухаризматическихслужителей.ИхадминистративнуюдолжностьвИерусалимской общине он считает краткосрочной и связывает ее только снедолгим (до первого гонения) периодом существования раннехристианского100Ibid.Суворов Н.С. Учебник церковного права.
М., 1902. С. 9–10.102Gaechter P. Die Sieben // Zeitschrift für Katholische Theologie. 1952. Bd. 74. S. 129-166.103Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей 1054). М., 2005. С. 123.104Там же. С. 66.105Зом Р. Церковный строй в первые века христианства. СПб., 2005. С. 104.106Лебедев А.П. Духовенство Древней Вселенской Церкви. От времен Апостольских до X века. СПб., 2003.С.
40.10138коммунизма, основанного на обобществлении имущества, распоряжатьсякоторым и входило в обязанности «семи»107.В. Мышцин считает, что «в строгом смысле слова поставленных семьлиц нельзя назвать диаконами»108. Он полагает, что в основе этого институталежит иудейское наследие, перенятое христианством и наделенное новойролью и функциями служения при столах, раздачи пищи и попечения онеимущих. Причем автор не исключает, что упомянутое «служение столам»,имеет связь с Евхаристией.
Для нас также важны рассуждения автора означении трижды встречающегося в интересующем нас эпизоде термина«диакония». Он считает, что в одном случае (по отношению к апостольскому«служению слова») этот термин имеет общее значение, а в двух других(«служение вдовам» и «служение столам») – узкое техническое109.Любопытна и точка зрения Н.
Афанасьева. В основе его научныхпостроенийлежитЕвхаристическоесобрание.Онутверждает,что«ежедневное служение вдовам», о котором идет речь в 6-й главе Деяний, естьфункция Евхаристического собрания110. Соответственно, диаконы для него –служители, чья роль основывается на всем, что имеет отношение кЕвхаристическому собранию: прислуживание на самой Евхаристии, хранениесокровищницы любви111. «Семь» – это будущие Иерусалимские пресвитеры,о которых идет речь в Act. 11, 30112.Необходимо отметить не очень убедительное, на наш взгляд, в системедоказательств, но интересное в своих выводах исследование Домагальски. Онпредлагает следующее заключение: Лука знал о настоящих диаконах, этоследует из того, что сочинение его было написано в Риме, а в Rom. 16, 11 естьупоминание о диакониссе Фиве.
Тем не менее, в Act. 6, 1–7 Лука хочет107Лебедев А.П. По вопросу о происхождении первохристианской иерархии // Братья Господни. СПб., 2004.С. 177–179.108Мышцин В. Устройство христианской Церкви в первые два века. Сергиев Посад, 1909. С. 25.109Там же. С. 26–30.110Афанасьев Н. Церковь Духа Святого. P., 1971. С. 177.111Там же. С.
178.112Там же. С. 206.39изобразить не назначение диаконов, а возникновение самой возможностипередачи церковных должностей. Поэтому он сознательно избегает здесьсуществительного διάκονος. То, что Лука так часто говорит в Act. 6, 1–7 о«служении», объясняется не только тем, что каждая церковная должность –это служение, а указывает также на то, что он уже имел, по всей вероятности,ясное представление об институте диаконов. На то, что речь при этомнеобязательно должна идти о еврейской традиции, указывает выражениеδιακονία καθημερινή, которое, кажется, не соответствует «ни одному извидов Еврейского попечительства113.Оригинален взгляд на «семерых» Л.
Гонсалеса, который считает ихпоставление своеобразным политическим ходом, который имеет целью«придать эллинистической части общины больше веса в делах Церкви»114.Дж. М. Барнет115 доказывает отсутствие связи между диаконами и «семью»на основании того, что те из семерых мужей, о которых нам известно,исполняли «священнические» функции, а настоящие диаконы таких функцийне имели.Отметим, наконец, что Э.
Дассман, чья работа специально посвященараннему периоду церковной истории, лишь кратко сообщает, что нам «вточности неизвестно ничего о поставлении ранних диаконов, установленолишь, что Act. 6 сообщает не о возникновении диаконов, а об установлениидолжностных лиц для грекоговорящей части древней общины»116. В другойже своей работе, которая посвящена должностям и служениям враннехристианской общине и не должна ускользнуть от исследователя при113Domagalski B. 1982: Waren die ―Sieben‖ (Apg 6,1-7) Diakone? // Biblische Zeitschrift.
Neue Folge. 26. S. 33.Гонсалес Л. История христианства. Т. 1. От основания Церкви до эпохи Реформации. СПб., 2003. С. 28–29.115Barnet J.M. The Diaconate – a Full and Equal Order: A Comprehensive and Critical Study of the OriginDevelopment and Decline of the Diaconate in the Context of the Church’s Total Ministry and the Renewal of theDiaconate Today with Reflections for the Twenty-first Century. Trinity Press. 1995.