Понятие служение и институт диаконата в раннем христианстве, страница 7
Описание файла
PDF-файл из архива "Понятие служение и институт диаконата в раннем христианстве", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Staatshaushaltung der Athener. Bd. I,II. Berlin, 1851.59Daniel S. Recherches sur le vocabular du culte dans la Septante. P., 1966.60Leonhardt J. Jewish Worship in Philo of Alexandria. Tübingen. 2001.61Herten J. van. Threskeia, Eulabeia, Hiketes, Dissertation, Utrecht, 1934.62Boisacq E. Dictionnaire étymologique de la langue grecque . Etudiée dans ses rapports avec les autres languesindoeuropéennes. Heidelberg–Paris, 1950.63Chantraine P. Dictionnaire étymologique de la langue grecque.
Histoire de mots. P., 1968–1977.64Frisk H. Griechisches etymologisches Wörterbuch. Heidelberg, 1966.65Liddell H.G., Scott B. A Greek-English Lexicon. Revised and augmented throughout by H.S. Jones with theassistance of R. McKenzie and with cooperation of many scholars. With a revised supplement. 9 th ed. Oxford, 1996.66A Patristic Greek Lexicon edited by G.W.H. Lampe D.D. Oxford, 1961 (PGL).67Lust J., Eynikel E., Hauspie K. A Greek-English Lexicon of the Septuagint. Stuttgart, 1992; Lust J., Eynikel E.,Hauspie K.
A Greek-English Lexicon of the Septuagint. Stuttgart, 2003.68Evangelisches Kirchenlexikon. Internationale theologische Enzyklopädie. Heraugegeben von E. Fahlbusch, J.M.Lochman, J. Mibiti, J. Pelikan und L. Fuscher. Bd. 1-5, Göttingen, 1986–1996.31В историографии различие точек зрения на проблему «семи» органичновытекает из разделения мнений, которое возникло еще в среде древнихавторов, но о них - в основной части данной работы. Здесь речь пойдет осовременных трудах.Большинство исследователей церковной истории, касаясь раннегопериода существования христианства в целом, как правило, упоминаютэпизод поставления «семи», когда говорят о формировании церковнойиерархии и появлении первой церковной должности диаконов. Подробныйанализ того, как складывались низшие церковные должности, редко входит взадачу создателей общих трудов по истории церкви.
В лучшем случае,авторы посвящают несколько страниц яркой проблеме соотношенияинститутов епископов и пресвитеров в самые ранние времена. Например,В.В. Болотов пишет об этом в главе «Церковный строй в первые три векахристианства». Однако для более позднего времени он исследует развитиенизших институтов Церкви, в том числе опираясь и на ранний материал –здесь он упоминает «7 диаконов для служения при трапезах»69.
А.В. Горскийвесьма мало касается проблемы установления диаконата, но принимаетэпизод поставления «семи», как его начало70. Н. Тальберг,71 Е.И. Смирнов72,Н. Заозерский73, А. Рудаков74, А.И. Яковлев75, С.В. Троицкий76 находятся врамках традиции и либо упоминают как диаконов «семерых», либо наделяютдиаконской должностью Стефана.69Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. СПб., 1994. С. 162.Горский А.В.
История евангельская и церкви апостольской. М., 2001. С. 376.71Тальберг Н. История христианской церкви. М., Нью-Йорк, 1991. С. 13.72Смирнов Е.И. История Христианской Церкви. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. С. 126.73Заозерский Н. О диаконах (Имеет ли право диакон заменять священника в совершении некоторыхсвященнодействий, и имеет ли право священник давать согласие и благословение диакону на совершениисих священнодействий?) // Богословский вестник МДА.
1892. Т. 3. № 9. С. 446–447.74Рудаков А. Краткая история христианской Церкви. М., 1999. С. 96–97.75Яковлев А.И. Лекции по истории христианской Церкви. М., 2004. С. 23.76Троицкий С.В. Церковнослужительницы в православной церкви. Вдовы и диакониссы // Служениеженщин в церкви. М., 2011.
С. 28, 34.7032В зарубежной историографии77 еще в первой половине XX в.А. Юлихер78, В.Д. Киллен79, Х. Ахелис80 пишут о семерых как о диаконах.Дж. Фоакс излагает эпизод избрания «семи» и, причисляя их к диаконам,отмечает это иерархическое установление как естественное следствиеосновной роли раннехристианской церкви – заботы о бедных81. Ф.
Шафф,обращаясь к соответствующему эпизоду Деяний, также характеризует его какначало диаконата, а служение Стефана и Филиппа связывает с ихсобственным дарованием, а не с тем, что это им было положено подолжности. Он считает, что служение диаконов сравнимо со служениемлевитов82. Дж. Норт, излагая новозаветный эпизод и признавая «семерых»диаконами, обращает внимание на значение слова «диакон» – слуга83.В. Шнеемельхер лишь пишет о «седмиричном числе диаконов»,ссылаясь на шестую главу деяний, и эпизод не анализирует, несмотря натонкое в целом исследование раннехристианских текстов, затрагивающихисторию диаконии84.А.
МиллерназываетСтефанадиакономиевангелистом85.Е. Бокенкоттер также называет Стефана диаконом86 и, более того, считает,что в некоторых христианских общинах, например, в Иерусалимской,изначально существовала трехчленная иерархия епископов, пресвитеров идиаконов87. Л.П. Куальбен считает поставление «семи» началом диаконата88.Он признает, что «семь» не называются нигде диаконами, но ту идею, что77Краткий и очень хороший обзор западной историографии по проблеме «семи» см.: Domagalski B. 1982:Waren die ―Sieben‖ (Apg 6,1-7) Diakone? // Biblische Zeitschrift. Neue Folge. 26. S.
21–23.78Юлихер А. Религия Иисуса и начало христианства до Никейского собора // Theologia Teutonicacontemporanea. Германская мысль конца XIX – начала XX в. о религии, искусстве, философии. СПб., 2006.C. 289.79Killen W.D. The Ancient Church: Its History, Doctrine, Worship, and Constitution. Dodo-Press, 2007. P. 34–3780Achelis H. Das Christentum in den ersten drei Jahrhunderten. Leipzig, 1925. S.
189.81Foakes J. The History of the Christian Church. From the Earliest Times to AD. 461. L., 1957. P. 33–34.82Schaff P. History of the Christian Church. Vol. 1. Michigan, 1994. P. 499–500.83Норт Дж. История церкви от дня Пятидесятницы до нашего времени. М., 1993. С. 18.84Schneemelcher W. Der diakonische Dienst in der Alten Kirche // Das diakonische Amt der Kirche. Heraugegebnvon H. Krimm. Stuttgart, 1963. S. 75.85Миллер А. История христианской Церкви. Т. 1.
М., 1992. С. 40.86Bokenkotter T.S. A Concise History of the Christian Church. N.Y., 1977. P. 26–27.87Ibid. P. 41.88Qualben L.P. A History of the Christian Church. N.Y., 1936. P. 41.33они могут представлять собой прообраз пресвитерата, отвергает, напоминая,что функции пресвитеров в это время исполнялись самими апостолами, а«семь» были помощниками апостолов, как позже диаконы – помощникамипресвитеров89. Однако диаконы никогда не упоминаются в источниках какпомощники пресвитеров.
При этом в раннехристианских текстах всегданастойчиво повторяется мысль о неразрывной связи именно междуепископами и диаконам, а не между пресвитерами и диаконами. Поэтомуесли уж проводить параллели апостолов и «семи» со сложившейся церковнойиерархией, то сравнивать их лучше с епископами и диаконами, чтонеоднократно и делалось, начиная с древнейших времен90. К. Маркшисзамечает лишь, что «институт диаконата мог развиться, как на то указываетсамо греческое понятие diakonos, из ―служения столам‖; забота о бедныхбудет входить в ―полномочия‖ диаконата – во всяком случае, этосоответствовало бы иерусалимской практике (Act.
6, 1–7)»91.Любопытны рассуждения Г. Хамманна, и их необходимо рассмотретьподробнее. Он считает «семерых» логичным продолжением в стремлениипервых христиан создать «общее учреждение, которое навсегда стало быинститутом ―служения‖». Развитие института диаконии в данном случае идетот создания первых диаконских должностей к переорганизации разросшейсяобщины – разделении апостольского служения (словесная проповедь) идиаконического (материальная помощь). Ссылаясь на шестую главу Деяний,Хамманн пишет: «Евангелист Лука, вероятно, около 90 г.
н.э., сообщает, чтоэторазделениепроизошлоираспространилосьпоокрестнымэллинистическим общинам»92. Хамманн следует представлению об общем89Qualben L.P. Op.cit. P. 63–64.В этом свете интересно упомянуть мнение А. Дворкина, который считает, что «происхождениеепископата прямо не связывается с апостольством… Апостольское служение подразумевает активнуюмиссию и распространение христианства повсюду, в то время как епископ является постояннымруководителем одной местной евхаристической общиной. Апостольское преемство епископов называетсятак, потому что оно восходит ко времени Апостолов и к апостольскому рукоположению силой святогоДуха» (Дворкин А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви.
Ниж. Новгород, 2005. С. 70).91Markschies Ch. Das antike Christentum. Frömmigkeit, Liebensformen, Institutionen. München, 2006. S. 201.92Hammann G. Geschichte der christlichen Diakonie. Praktizierte Nächstenliebe von der Antike bis zurReformationszeit. In Zusammenarbeit mit G.Ph. Wolf. Göttingen, 2003. S. 24.9034диаконическом характере ранних христианских общин, распространенному,в основном, в немецкой историографии. Он утверждает, что Павел и членыПавловыхобщинпонималинеобходимостьсозданияспециальнойдолжности, которая стала бы институтом «служения», и приводит в качествеобоснования слова Христа из Mt. 11, 5–6: «Слепые прозревают и хромыеходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают инищие благовествуют».
Однако довольно странно привлекать этот фрагментЕвангелия в качестве доказательства того, что Христос, или Павел, иличлены первых общин осознавали, что необходимо создать институт диакониив виде служения вспомоществования. Вряд ли высказывание Хамманнаможно считать убедительным, ведь эту фразу Христос произносит в ответ навопрос Иоанна Крестителя об исполнении пророчества о приходе Мессии.Христос говорит об исцелениях и воскрешениях как знамениях Своегоприхода, что не имеет отношения ни к гипотетическому диаконическомухарактеру общин, ни к институализации диаконии. Хамманн пишет, что вДеяниях Апостольских Лука передает воспоминания об идеализированнойобщине, которая стала прототипом церковной общности. Позволим себепривести длинную цитату. «Нельзя с уверенностью сказать, был ли известеневангелисту в момент составления Деяний (ок.