Понятие служение и институт диаконата в раннем христианстве
Описание файла
PDF-файл из архива "Понятие служение и институт диаконата в раннем христианстве", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова»На правах рукописиКраснобаева Юлия ЕвгеньевнаПОНЯТИЕ «СЛУЖЕНИЕ» И ИНСТИТУТ ДИАКОНАТАВ РАННЕМ ХРИСТИАНСТВЕСпециальность 07.00.03. – Всеобщая история (Древний мир)Диссертация на соискание ученой степеникандидата исторических наукНаучный руководитель –кандидат исторических наук,доцент Н.Н. ТрухинаМосква – 2013СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ . ................................................................................................................................. 3§ 1. Источники ..............................................................................................................
7§ 2. Историография . ................................................................................................... 23ГЛАВА I. ЭВОЛЮЦИЯ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ СЛУЖЕНИЯ§ 1. Терминология «служения» в античной до-христианской и не-христианскойлитературе ..........................................................................................................
48A. «Прислужник верный»: διακονέω, διακονία, διάκονος ...................... 48B. «Усердно служить»: ὑπηρετέω, ὑπηρέτης ............................................ 75C. «Холопствовать у камня»: λατρεύω, λατρεία . ..................................... 78D. «Служить городу»: λειτουγέω, λειτουργία ..........................................
83E. «Прислужница и спутница богини»: πρόπολος и πρόσπολος............ 90F. «Религиозное вдохновение»: θρησκέω, θρησκεία ................................ 96G. «Служение и забота»: θεραπεύω, θεραπεία, θεράπων ................... 100H. «Гекатомбы священные»: ἱέρεια, ἱερεύς, ἱερεύω, ἱερόν, ἱερός,ἱεροποιέω, ἱεροποιός, ἱερουργέω, ἱερουργός .. ............................ 106§ 2. «Служить Богу народа Израиля»: терминология «сакрального служения» вСептуагинте .....................................................................................................
111§ 3. «Служение Единственно Мудрому»: терминология «сакрального служения» впроизведениях Филона Александрийского .. ............................................... 122§ 4. «Почитать Господа Бога и соблюдать законы Моисея»: терминология«сакрального служения» в произведениях Иосифа Флавия ....................... 135§ 5. «Я среди вас как служащий»: терминология «сакрального служения» в НовомЗавете ................................................................................................................ 150§ 6. «Так называемые ―диаконы‖»: эволюция «сакрального служения» враннехристианской литературе ..................................................................... 175ГЛАВА II.
ИНСТИТУТ СЛУЖЕНИЯ БЛИЖНЕМУ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕРАННЕХРИСТИАНСКОГО ДИАКОНАТА ................................................................... ................. 196§ 1. «Семь человек изведанных» (Act. 6,1–7) и становление раннехристианскогодиаконата.......................................................................................................... 196§ 2. Диаконат в раннехристанской Церкви ...........................................................
221§ 3. Институт диаконисс в раннехристианской Церкви ... ................................... 246§ 4. Институт иподиаконов в раннехристианской Церкви . ................................. 259ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................................................................................................... 264СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ............................................................................................................ 268СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................................. 2842ВВЕДЕНИЕАктуальность темыВ последние несколько лет после долгого перерыва возник интерес к историихристианства, в том числе к раннему его периоду, и к истории церкви.Возможность свободно говорить на религиозные темы должна открытьперспективы широкого и интересного диалога. Впрочем, эти новые свободыимеют неоднозначные последствия. Помимо чисто научных возможностей,ониоткрываютпутьдляразногороданедоразумений.Растущаяклерикализация общества вызывает всплеск недовольства в академическихкругах.
Возрастающий объем душеспасительной и вненаучной литературы,претендующей на раскрытие истины, вводит в заблуждение людей,интересующихсяисторическимипроблемамираннегохристианства.Необходимость в строго научной sine ira et studio оценке вопросов раннегохристианства по-прежнему остается актуальной.
Вопросы церковной историитем паче требуют внимания и независимого внешнего взгляда.Не секрет, что в отечественной науке в изучении ранней церковнойистории возникла длительная пауза. Пока в отечественной науке тема раннейрелигиозной истории была мало востребована, в Европе было созданозначительное количество замечательных исследований. Как уже говорилось,интерес к этим темам присутствует, кроме того, возможность получитьдоступ к последней зарубежной литературе сейчас все же есть. Но при всехэтих обстоятельствах даже сегодня можно сказать, что исследования поцерковной истории в отечественной науке лишь заполняют пробел.Цели и задачи исследованияПроблема организациираннехристианскойцеркви,формированияееиерархического устройства всегда вызывала интерес у исследователейраннего христианства.
Сама скудость источниковой базы порождаламножество интереснейших дискуссий и неожиданных версий. В поле нашегозрения находится проблема возникновения и раннего развития низших3ступеней церковной иерархии – института диаконата и тесно связанных сним институтов диаконисс и иподиаконов.Современные научные подходы требуют внимательного отношения ктерминам,обозначающимтоилииноеявление,иподробноготерминологического анализа. Слово διάκονος в переводе с греческогоозначает просто «служитель», «прислужник», «слуга», однако вокруг негосложилась непростая проблема – значение этого слова меняло оттенок вгреческой литературе в разное время ее существования.
Давно былозамечено, что слово это в отношении ранней церкви не столь однозначно, какможет показаться, – в самых ранних христианских текстах оно чаще всего неимеет никакого отношения к церковной иерархической должности.В немецкой научной литературе диаконат предстает как иерархическаядолжность,институализировавшаяпонятие«диаконии»–служенияближнему, о котором говорил Христос. В связи с этим возникает вопрос осамом понятии «служения» в раннем христианстве вообще и о том, в какихотношениях оно стоит с понятием «служения» в иудаизме и в античномязычестве.Греческий язык в этой области настолько богат, что предоставляетоколо десятка различных терминов, выражающих разные стороны служения– от светско-бытового до культового и утонченно-духовного: здесь иприземленныеλειτουργέω,ὑπηρετέω,λατρεύω,иλατρεία,уютно-домашниеὑπηρέτης,иигражданственныеδιακονέω,поэтическиеδιάκονοςиπρόσπολος,иδιακονία,πρόπολος,λειτουργία,исступленно-религиозные θρησκέω, θρησκεία, и уважительно-заботливыеθεραπεύω, θεραπεία, θεράπων, и «трудовые» ἐπιμελέομαι, ἐπιμέλεια, иὑπουργέω, и «священная» лексика с корнем ἱερ-, в той степени, в какой этоткорень образует слова, обозначающие место отправления культа, т.е.
храм,человека, осуществляющего культовое служение, т.е. жреца, а также«священнодействие» (ἱεροποιέω, ἱεροποιος, ἱερουργέω, ἱερουργος). В4разные времена и в разных религиозно-культурных средах эти слова подчасрадикально меняли свои значения и по очереди выходили на авансцену какосновные средства выражения религиозного служения.Кардинальноеразделениеисследовательскихподходоввантиковедении на «исторический» и «филологический» уже принесло своинегативные плоды, а наметившееся в последние годы сближение должнобыло показать и показало все выигрышные стороны комплексных подходов кизучению античности. Мысль о применении «историко-филологического»анализа пришла вместе с пониманием того, что все проводившиеся по сиюпору исследования в области истории диаконата затрагивают лишьотдельные аспекты лексики «служения» и ее эволюции – это либо сравнениееврейскогоигреческоготекстовВетхогоЗавета,либосравнениеСептуагинты и Нового Завета, либо исследование понятия «служить Богу» вНовом Завете, либо исследование института диаконии и построение наоснове лексическогоанализа тольконовозаветных текстов идеи одиаконическом характере ранней Церкви в целом… При узком изучениитолько «диаконической» лексики, ее эволюция производит обманчивоевпечатление уникальной.
Необходим более широкий взгляд, помогающийответить на вопрос об изменении и развитии лексики «служения» вообще. Всвязи с этим нам показалось нелишним предпринять попытку общегопоследовательного лексического анализа текстов греческих писателей с VIIIв. до н.э. до IV в. н.э., не имеющих отношения ни к христианской, ни киудейской среде, затем текстов Септуагинты, а также произведенийиудейских авторов, писавших по-гречески, затем уже текстов Нового Заветаи текстов христианских авторов II–IV вв. н.э.Таким образом, цель данной работы можно обозначить следующимобразом:а) провести лексическое исследование, касающееся идеи «служения» вдо-христианской и не-христианской греческой литературе, в Септуагинте, впроизведениях Филона Александрийского и Иосифа Флавия, в Новом Завете5и других памятниках ранней христианской литературы.
Этому посвященывсе шесть параграфов первой главы.b) исследовать проблему «семи». С историей возникновения диаконататесно связана так называемая проблема «семи» – вопросы, возникающиевокруг краткого фрагмента Деяний Апостольских (Act. 6,1–7). В этом эпизодеизлагаетсяисторияоб избрании в Иерусалиме на раннихэтапахсуществования в этом городе христианской общины неких семерыхслужителей, которых церковь впоследствиистала считать первымидиаконами. Анализу этого эпизода посвящен первый параграф второй главы.c) осветить непосредственную историю раннего диаконата – еговозникновение, развитие, обязанности диаконов. Этому посвящен второйпараграф второй главы.d) исследовать историю связанных с диаконатом служений диконисс ииподиаконов.
Этому посвящены третий и четвертый параграфы второйглавы.Исходя из поставленных целей, интересующий нас период церковнойистории – это самые первые века существования христианства, т.е. период,охватывающий время с I в. н.э. и возникновения первых произведенийхристианской литературы до 325 г., когда состоялся первый Вселенскийсобор в Никее. Именно этот период наиболее интересен как время истоков,наиболее уязвим с точки зрения источниковой базы и бросает самыйпритягательный вызов исследователю.6§ 1.