Понятие служение и институт диаконата в раннем христианстве, страница 6
Описание файла
PDF-файл из архива "Понятие служение и институт диаконата в раннем христианстве", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
С другой стороны, служениевсе меньше воспринималось как преданность другим людям и все больше какдеяние,достойноетолькоБога.Наконец,ивиудаизмпрониклопредставление о том, что служение, в особенности в форме прислуживанияпри столах, является недостойным.Христос передает понимание служения через заповедь любви кближнему, которую Он соединяет с заповедью любви к Богу, в сущности, сбогоугодным нравственным отношением к близкому человеку. Вместе с темХристос очищает понятие служения от искажений, которые известны виудаизме.
По сравнению с эллинизмом Он привносит в понятие служениянечто совершенно новое – нечто, что делает человека Его апостолом.Знаменитые слова Христа о том, что Он «не для того пришел, чтобы Емуслужили, но чтобы послужить» (Mt. 20,28), выражают основное отличиехристианского служения от языческого и иудейского.Поскольку понятие διακονία применяется и к Христу и к апостолам, тооно переходит и на все раннее время христианства и на всю раннюю церковь,за которой признается диаконический характер. Иерархическая должностьдиаконов институализирует это понятие – диаконат становится структурой,которая через служение вспомоществования воплощает в жизнь идеюслужения и любви к ближнему – об этом уже упомянутая работа Брандта1963 г.Первое, за что в изложенных представлениях цепляется взгляд любогоисследователя, – это то, что исходная посылка этой без сомнения стройной,красивой и притягательной теории находится в поле античной философии,изложенной, главным образом, на основании трудов Платона и Аристотеля.27В качестве своеобразного «антонима» для TWNT выступает работаДж.Н.
Коллинза, вышедшая в 1990 году51. Она посвящена новому –тожетеологическому52 – взгляду на понятие диаконии. Мы видим, как маятникснова качается, переходя в другую крайность. От мысли о том, что Христоссовершает революцию в античном понятии служения, принимая на себя роль,которую древние считали унизительной, Коллинз переходит к идее, что этослово никогда не имело пренебрежительного унизительного оттенка, асвязывалось как раз с высоким служением – в этом его аргумент,обосновывающийнеобходимостьизменитьположениесовременныхинститутов «служения ближнему». Первая глава его исследования связана нетолько с постановкой вопроса и историей исследования термина διακονία,но и с теологическими концепциями.
Он пишет о диаконии в современныхгерманских евангелических церквях, о дискуссии по вопросам диаконии наВтором Ватиканском (XXI Вселенском) соборе, состоявшемся в 1962–1965 гг., а также рассматривает такую форму институализации диаконии, каксовременный диаконат. Затем в своем исследовании термина он идет отпредставления о Сыне Божием как «служителе», разбирая соответствующиефрагменты из Евангелий. Коллинз анализирует различные теологическиеверсии, касающиеся ключевого фрагмента Евангелия от Марка (10,45), гдеговорится о служении Христа – «Ибо и Сын Человеческий не для тогопришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою дляискупления многих». Коллинз замечает, что различные интерпретации этогофрагмента не связаны с разногласиями по поводу лексического значенияслова «служить».
Общее значение слова здесь в основном очевидно – инаправлено это общее «служение» либо на последователей Христа, либо наБога. Теологически общее значение подкрепляется и предполагаемой связью51Collins J.N. Diakonia. Re-interpreting the Ancient Sources. N.Y., Oxford, 1990.Коллинз является одним из современных теологов диаконии, ему принадлежат, например, следующиеработы, посвященные нынешнему положению института служения ближнему: Collins J.N. Ordained andOther Ministries: Making a Difference // Ecclesiology 3.1, 2006. P. 11–32; idem.
Diacons: Marginal or Central? //The Furrow. Vol. 59. № 6. 2008. P. 323–330.5228Mc. 10,45 с Is. 53 и со служением Исаии. Также общее значение «служения» вMc.10,45можетистолковыватьсякакособоецерковноеилираввинистическое служение.
С другой стороны, под влиянием L. 22,27 –«Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Япосредивас,какслужащий»–«служение»вMc.10,45можетистолковываться тоже как прислуживание за столом. Интерпретация этогоместа в теологической литературе зависит не от лексического значения, а ототношения исследователя к этому фрагменту. О важности же самой идеи,высказанной в десятой главе Евангелия от Марка говорит Н. Перрен:«Выдумывает ли Марк, облекает ли в литературную форму, или буквальнозаписывает это высказывание, оно помещается в наивысшей точке, как раз поцентру в композиции Mc. 8,27–10,52, и уже одно это определяет его важностьдля теологии Марка»53.
Что касается значения всего высказывания, то здеськартина не столь проста. Прежде всего, на интерпретацию этого фрагментавлияет несколько факторов, самые весомые из которых – фраза об«искуплении многих» во второй половине стиха Mc. 10,45 и контекст, вкоторый Лука помещает свою версию этого высказывания. В этом контекстеотсутствует явная сотериология и появляется этический смысл, выраженныйв терминах прислуживания за столом.
В результате, предложены две точкизрения на весь фрагмент: либо высказывание из первой половины стиха Mc.10,45 может рассматриваться в отрыве от всего и просто используется вразличных контекстах, выражая общую христианскую этику, по-разномуистолкованную в среде раннехристианских общин. Противоположнаяинтерпретация возможна в рамках служения Исаии – тогда все высказываниепринимается как оригинальное, но в этом случае возникает опасностьподмены ветхозаветного понятияδουλεύω новозаветным διακονέω.Коллинз приходит к заключению, что для понимания эволюции этогоновозаветного понятия необходимо проанализировать его значение и в53Цит.
по: Collins J.N. Diakonia. Re-interpreting the Ancient Sources. P. 61.29греческом языке в целом. Он – к сожалению, довольно кратко – анализируетосновные случаи словоупотребления, начиная с Геродота, затем переходит кПлатону и выделяет особое значение «посредничества» (go-between) дляпонятия διακονία. Платону Коллинз уделяет особое внимание, посколькуименно на сочинениях греческих философов строится первая посылкатеории, изложенной в TWNT – он выявляет, что в первую очередь у Платонав понятие диаконии вкладывается принесение пользы. Надо заметить, чтосочинения Аристотеля, где высказывается явное негативное отношение к«служению»,выраженномучерезтермин«диакония»,Коллинзнерассматривает. Этот исследователь анализирует оттенки понятия служения,связанные с «исполнительностью, быстротой, скоростью» – то есть тойсущностью термина диакония, которая, как считается, была заложена в самойэтимологии этого слова, – а также оттенки значения, связанные с «делом,деятельностью, деянием», с «домашним служением» и др.
Однако, следя засамимсловом,Коллинзупускаетизвидунетольконекоторыепринципиально важные источники, но и хронологические рамки и жанровоесвоеобразие исследуемых текстов, поэтому при вызывающей симпатиюсмелостииобаятельностиегоработы,методисследованияздесьнебезупречен.Пересмотр основных положений словаря TWNT вызвал широкуюдискуссию в теологии.
«Многие ведущие специалисты по Новому Завету иранней истории церкви, такие как В.Х.К. Френд, Л. Худен, Дж.М. О’Коннори Т. Рэдклифф, признали значение книги Коллинза. Другие, например,Дж. Уилкин и Дж.Р. Райт, признают важность этих теорий лишь сэкклезиологической точки зрения»54. Вслед за Коллинзом по той же схеме54См. подробный разбор работ Коллинза и историю дискуссии в статье Gooder P. Diakonia’ in the NewTestament: A Dialogue with John N. Collins // Ecclesiology. Vol. 3. 2006.
P. 33–56.30термин диакония в связи с современными проблемами института «служения»разбирает К.П. Донфрид55 и К. Латвус56.Остальные термины, выражающие понятие «служения» также в тойили иной мере вызывали интерес исследователей. Большое количество работсвязано с понятием «священного», в том числе диссертация И.П. Лохера,посвященная понятию ἱερός у Гомера57. О различных видах античныхлитургий говорится в исследовании А. Бѐкха58. Терминам, выражающимразнообразные культовые понятия в Септуагинте, в том числе понятиекультового служения, посвящена работа С.
Дэниел59 и несколько страниц висследовании Дж. Леонхардт60 (применительно к Филону). Терминуθρησκεία уделено особое место в диссертации Я. ван Хертена61.К исследованию привлекались этимологические словари Э. Буасака62,П. Шантрена63, Х. Фриска64, а также классический лексикон Лиддела иСкотта65, Патристический греческий лексикон Лампе66, греко-английскийлексикон Септуагинты, составленный Лустом, Айникелем и Хауспи67, атакже «Евангелический церковный лексикон»68.Проблема «семи»55Donfried K.P.
Ministry: Rethinking the Term Diakonia // Concordia Theological Quarterly. Vol. 56. 1992. P. 1–15.56Latvus K. The Paradigm Challenged A New Analysis of the Origin of Diakonia // Studia Theologica. Vol. 62.2008. P. 142–157.57Locher J.P. Untersuchungen zu ἱερός Untersuchungen zu hieros, hauptsächlich bei Homer . Diss. Bern, 1963.58Böckh A.