Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Понятие служение и институт диаконата в раннем христианстве

Понятие служение и институт диаконата в раннем христианстве, страница 5

PDF-файл Понятие служение и институт диаконата в раннем христианстве, страница 5 История (29906): Диссертация - Аспирантура и докторантураПонятие служение и институт диаконата в раннем христианстве: История - PDF, страница 5 (29906) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Понятие служение и институт диаконата в раннем христианстве", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

Свое составление сам сборник приписывает Клименту,епископу Римскому, который передает созданные самими Апостоламиправила. Временем составления текста часто считают IV в. н.э., точнее даже380 г., а местом составления Антиохию35. М.Э. Поснов относит составлениепамятника к кон. IV – нач. V в. н.э. и считает, что составлен он был вСирии36.Постановления Апостольские состоят из восьми книг: «О мирянах», «Оепископах, пресвитерах и диаконах», «О вдовицах», «О сиротах», «Омучениках», «О расколах», «Об образе жизни, благодарении и посвящениихристианском», «О дарованиях, рукоположениях и канонах церковных».Поснов делит источник на три части: первые шесть книг – эторасширенная Дидаскалия Апостольская – первое собрание нравственныхпредписаний и правовых норм, возникшее во второй половине III в. н.э.

вСирии, переработанное позже, в V в. Вторую часть составляет седьмая книга,которая представляет собой расширенный вариант Дидахе и других ранниххристианских текстов, содержит различные молитвенные формулы, указаниеотносительно постановления в катехуменат и преподания крещения37. Третья32Керн (архим. Киприан). Указ. соч. С. 141.Писания мужей Апостольских. Киев, 2001. С. 320.34Керн (архим. Киприан). Указ. соч. С.

142.35Постановления Апостольские. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2009. С. 2.36Поснов М.Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей 1054). М., 2005. С. 347.37Поснов М.Э. Указ. соч. С. 346–347.3321часть (восьмая книга) распадается на три отдела: о харисмах, о посвященияхи о канонах.То, что памятник содержит тексты различных временных пластов,отмечал еще А.П. Лебедев: «Памятник, представляющий собою наслоениеизвестий и сведений, относящихся ко II, III, IV и началу V века»38.

Идействительно, условная Первая и половина Второй части сборника,восходящие к Дидахе, Дидаскалии и другим ранним христианским текстам, втом числе к Новому Завету, представляют собой источники сведений,относящихся к наиболее ранним временам христианства.Ктекстологическомуиисторическомуисследованиюпонеобходимости привлекаются также сочинения других христианских авторов– Иринея Лионского (ок.130–202 гг.), Климента Александрийского (ок. 150 –ок. 215 г.), Дионисия Великого (ум. 265 г.), Иоанна Златоуста (ок.

347–407гг.), исторические произведения Евсевия Памфила (263–340 гг.), СократаСхоластика (380–439 гг.), Иеронима Стридонского (342–419/420 гг.),Геннадия Массилийского (V в.), Созомена (400–450 гг.) и др.3938Лебедев А.П. Духовенство Древней Вселенской Церкви. От времен Апостольских доX века. СПб, 2003.С. 14.39Об отцах церкви и их сочинениях см. Campenhausen H. Freiherr von. Griechische Kirchenväter. Stittgart,Berlin, Köln, Mainz, 1986.22§ 2. ИсториографияТерминология «служения»Говоря об исследовании терминов, которые нас интересуют, мы должны ссожалением отметить, что в отечественной историографии специальныеработы по терминам «служения» отсутствуют вовсе.

Однако сама проблемасуществует,таккакнекоторыеученые,аименно:А.П. Лебедев40,М.Э. Поснов41, епископ Кассиан (Безобразов)42, Н. Афанасьев43 – замечали инеоднократно обращали внимание, что термин διακονέω в Новом Заветеиспользовался не только применительно к диаконам.

В европейских жеисследованиях эта проблема реализовалась в некоторых специальныхработах44.Важнейшее место в исследовании проблемы диаконии занимают трудынемецких ученых. Особенностью немецкой историографии в данном случаеявляется давняя традиционная связь изучения всех вопросов раннегохристианства, в том числе истории и церкви, с теологией – историческиевопросы этого периода изучаются в основном на теологических факультетахгерманских университетов. Это накладывает свой ощутимый отпечаток навсе проблемы церковной истории – такое влияние не нужно оценивать нипозитивно, ни негативно, поскольку оно является результатом естественногои традиционного развития немецкой университетской науки. Нужно лишьпринять во внимание, что при изучении вопросов истории какого-либоявления, в том числе, связанного так или иначе с религией, взгляд историкаможет тоже оказаться небесполезным.40Лебедев А.П.

Духовенство Древней Вселенской Церкви. От времен Апостольских доX века. СПб, 2003.С. 35.41Поснов М.Э. Указ. соч. М., 2005. С. 65–66.42Кассиан (епископ). Христос и первое христианское поколение. М., 2006. С. 185–186.43Афанасьев Н. Церковь Духа Святого. P., 1971. С. 192.44Особая благодарность выносится профессору Бамбергского университета Хартвину Брандту завозможность принять участие в его международном семинаре и воспользоваться возможностью для работыв библиотеках Берлина, чтобы найти необходимую литературу.23Важнейшей вехой в истории терминологического изучения НовогоЗавета можно считать издание фундаментального теологического словаряНового Завета под редакцией Герхарда Киттеля45. Работа над словаремначалась задолго до того, как Киттель снискал печальную известностьидеолога нацизма в среде интеллектуалов, и «хотя его монографии былизабыты вскорости после его смерти в 1948 году, его внушительный 10томный Теологический словарь Нового Завета на протяжении десятилетийоставался для специалистов основным пособием»46.

Словарь является однимиз важнейших пособий по Новому Завету, так как в этом издании каждоеслово греческого текста проанализировано с точки зрения его семантики иуказаны всевозможные варианты его употребления в древнегреческойлитературе, в эллинистическом иудействе и в Новом Завете47.

В словареTWNT терминам διακονέω, διακονία, διάκονος посвящена статьяХ.В. Байера объемом в 13 страниц. Байер был молодым профессором нафакультете евангелической теологии в Грайфсвальде. Он был ученикомХ. Льетцмана, обладал широкими познаниями и интересами и, к сожалению,погиб во время войны, не достигнув 45 лет. Байер уже начал работать надсловарной статьей, когда появилась диссертация В.

Брандта48, посвященнаяслужению в Новом Завете и выдвигающая приблизительно такие жегипотезы.На идеях статей из словаря TWNT строятся работы как потерминологии служения, так и по истории диаконата. Это касается в первуюочередь исследования А. Хильхорста49, посвященного понятию «служитьБогу» в эллинистическом иудаизме и в произведениях первых христианскихписателей, а также работы английского исследователя Э. Флемминга45Theologisches Wörterbuch zum Neuen Testament. Herausgegeben von G. Kittel.

Stuttgart, 1953. В дальнейшем– TWNT. Словарь начал издаваться в 1930-е годы.46Кунц К. Совесть нацистов. М., 2003. С. 80.47См. соответствующую статью в «Библиологическом словаре» А. Меня.48Brandt W. Dienst und Dienen im Neuen Testament. Gütersloch, 1931. См. также Brandt W. Der Dienst Jesu //Das diakonische Amt der Kirche. Herausgegeben von H. Krimm. Stuttgart. 1963.49Hilhorst A. ―Servir Dieu‖ dans la terminologie du judaisme hellénistique et des premières générations chrétiennesde langue grecque.

Göttingen, 1989.24«Различные служения и обязанности служителей в Новом Завете»50. Правда,последний отмечает лишь некоторые значения слова διακονία, причем онпрактически не исследует его сакральное значение, которое в Новом Заветеболее важно, чем какое-либо другое. Флемминг также отмечает разрывмежду новозаветной и ветхозаветной традициями в словоупотреблениипонятия «служение», но в этом смысле обращает внимание лишь на глаголλειτουργέω.Мы будем упоминать отдельные положения из статей словаря TWNT всоответствующих разделах, а здесь подробно разберем суть теологическоговзгляда на термин διακονία. Байер отмечает, что для того, чтобы понять этослово во всех его видоизменяющихся значениях, нужно помнить, чтоизначально в его основе лежит совершенно определенный наглядный смысл,который продолжает звучать и в переносных значениях слова. В глазах грекаслужение – это нечто неполноценное.

Достойным мужа было господствовать,а не служить, это видно из сочинений Платона. Служение получает болеевысокую оценку лишь тогда, когда оно необходимо государству, согласноидеалистическому пониманию бытия только государственный деятельосуществляет высокое служение. Эллин видит цель человеческой жизни всовершенствовании отдельной личности, и никакой иной смысл служенияему не доступен. Для Платона отдельная гармоничная личность включена вгармоничное всемирное целое.

Образ его κόσμος для жизни коллектива – этоπολιτεία. Поэтому государственный деятель господствует как διάκονος τῆςπόλεως не ради господства самого по себе и не для удовлетворениясобственных желаний, а ради вверенного ему служения, которое главнымобразом заключается в воспитании истинных граждан.

Но и это служениеограничено воображаемым микрокосмом собственного «Я» и, даже еслипредполагает определенную степень самопожертвования, не ведет к50Флемминг Э. Различные служения и обязанности служителей в Новом Завете. М., 2003. С. 26–27.25истинному самоотречению ради другого человека. Эта точка зренияпрослеживается и у Аристотеля, и в эллинизме, только понятие πόλιςпостепенно получает еще более сильное космическое значение, в которомассоциируется со способом служения Богу.

Понятие о служении, котороечеловек должен исполнять ради создателя, влечет за собой тесную связь совсем творением. Конкретные обязанности по отношению к ближнемупрактически исчезают. Для свободного и мудрого эллина не может быть иречи о том, чтобы служить другому.В иудаизме понимание смысла служения было несколько иным и болееглубоким. Восточное мышление не видит в служении ничего недостойного.Отношение слуги к господину воспринимается как данность, тем более еслигосподин велик.

В особенности это касается отношения человека к Богу.Характерно, что Септуагинта глагола διακονέω вообще не знает и еврейскиекультовые соответствия для δουλεύω передает через λειτουργέω иλατρεύω.Филон использует слово διακονέω в общем значении «служить»,причем первоначально в более узком смысле «прислуживать при столах»,однако оно отчетливо звучит в Vit. Cont. 70 и в Vit. Cont. 75. В егопроизведениях чувствуется, как греческое мышление смягчает твердостьеврейского понятия.У Иосифа Флавия слово διακονέω, кажется, присутствует в трехзначениях: а) прислуживать при столе (Ant. Jud.

11.163; 11.166; 11.188).Женщина служит ночью (18.74b) и «служить» в смысле «повиноваться» (Ant.Jud. 7.365; 10.72).Заповедь любви к ближнему возникает еще в Ветхом Завете: «Возлюбиближнего как самого себя» (Lev. 19.18). Это выражало готовность иобязательство осуществлять настоящее служение ближнему. Однако впозднем иудаизме эта великая мысль была искажена. Однажды подчеркнутоеразличие между праведными и неправедными, в особенности в фарисействе,26создало противоречия, которые разделили заповедь безусловной любви изаповедь служения. Возникло то отношение к людям, которое Христосбичует в притче о милосердном самаритянине.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее