Понятие служение и институт диаконата в раннем христианстве, страница 2
Описание файла
PDF-файл из архива "Понятие служение и институт диаконата в раннем христианстве", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
ИсточникиКруг источников, привлеченных для анализа лексики «служения», весьмаширок. Это тексты греческих авторов с VIII в. до н.э. до IV в. н.э. Обращаяськ происхождению тех или иных понятий, мы начинали с античных исредневековых «Этимологий»: лексикона грамматика Гесихия (V в. н.э.),Etymologicum Genuinum (E Gen, середина IX в.), Etymologicum Gudianum(E Gud, X в.) и Etymologicum Magnum (EM, ок. 1150 г.) и лексикона Suda(кон. X в.).Обращаясь к лексическому анализу, исследователь сталкивается срядом проблем, которые сразу необходимо оговорить и на которыенеобходимо делать скидку, заявляя о выводах. Во-первых, чаще всего внеполя зрения историка, анализирующего литературные тексты, остаетсянародный язык, народные представления и бытовые особенности, которыестоль естественны в повседневной жизни людей, что не заслуживаютдополнительного описания современников, а затем с таким трудомвосстанавливаются потомками.
В том, что касается лексики «служения», этауязвимая сторона источников особенно досадна, так как понятие «диаконии»вышло в первую очередь из каждодневного быта. Спасти ситуацию внекотором роде помогают комедии, но все же необходимо понимать, что вбольшинстве случаев мы имеем дело с литературными текстами, которыеотражают не только и не столько широкие представления всех слоев народа,но и, чаще всего, мнение их авторов.Второй требующий оговорки нюанс довольно очевиден, но все жераскроем его – это рассмотрение текстов в зависимости от хронологии. Врядли стоит подробно и тяжеловесно пояснять, что язык преображается стечением времени настолько, что слова подчас меняют значения напротивоположные, что возникновение новых жизненных явлений вызываетнеобходимость приспосабливать для их обозначения старые понятия илиизобретать / заимствовать новые.
Представим себе русский язык XVIII века,7сравним с современным и поймем, что греческую литературу V и III вв. дон.э. необходимо рассматривать по отдельности.Третье важное обстоятельство, которое необходимо учитывать, – этохарактер самих текстов. В отношении лексики «служения» это важно – еслив философском трактате «служителю» может либо вовсе не найтись места,либо взгляд на него будет весьма специфическим, то в комедии или в романе,напротив, понятие «служения» будет встречаться довольно часто и взгляд наслужителя будет естественным и не подверженным философской рефлексии.Исследуя термины, мы рассматривали тексты в хронологическомпорядке, учитывая жанры литературы. Использовались эпические поэмы«Илиада» и «Одиссея» (VIII в.
до н.э.), «Труды и дни» и «Теогония» Гесиода(VIII–VII вв. до н.э.), т.н. «Гомеровские гимны» (VII–VI вв. до н.э.), поэмы«Александра» Ликофрона (320-е гг. до н.э. – сер. III в. до н.э.) и«Аргонавтика» Аполлония Родосского (р. ок. 290 г. до н.э.); произведенияантичной поэзии Пиндара (522/518 до н.э. – 448/438 до н.э.) и Вакхилида(518–ок. 450 до н. э.), античные трагедии Эсхила (525–456 гг. до н.э.),Софокла (496/5–406 до н.э.) и Еврипида (480–406 гг.
до н.э.), комедииАристофана (445–387/380 гг. до н.э.) и Менандра (342–291 гг. до н.э.).Привлекались сочинения историков Геродота (484–425 гг. до н.э.), Фукидида(460/455–ок. 400 гг. до н.э.), Ксенофонта (444–356 гг. до н.э.), Полибия (201–120 гг. до н.э.), Диодора Сицилийского (90–21 гг. до н.э.), ДионисияГаликарнасского (I в. до н.э.), Арриана (85–175 гг. н.э.), Аппиана (95–165 гг.н.э.) и Диона Кассия (155–235 гг.
н.э.), а также «География» Страбона (64/63гг. до н.э. – 23/24 гг. н.э.). Использовались речи ораторов Исократа (436–338гг. до н.э.), Лисия (445–380 гг. до н.э.), Демосфена (384–322 гг. до н.э.) иДиона Хрисостома (40–120 гг. н.э.). Для анализа лексики «служения», о чембудет сказано ниже, особенно важно было привлечь сочинения философовПлатона (428/427–348/347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384–322 гг. до н.э.), таккак именно на их текстах строится безоговорочно господствовавшая донастоящего времени концепция «служения» в античности. Использовались8сочинения Плутарха (45–127 гг.
н.э.), Диогена Лаэртского (кон. II – нач. III в.н.э.) и энциклопедический труд Афинея (кон. II – нач. III в. н.э.) «Пирмудрецов». Важен анализ лексики служениятакже на материалахпроизведений античного «романного» жанра, представленного в данномслучае «Левкиппой и Клитофонтом» Ахилла Татия (кон.
ΙΙ в. н.э.) и«Эфиопикой» Гелиодора (III–IV вв.).Рассмотрим особо такой неоднозначный и по времени создания непопадающий в период источник, как сочинение Афинея «Пир мудрецов»,своеобразный пример так называемого «застольного жанра» – того же, ккоторому относятся «Пир» Платона и «Пир» Ксенофонта и которомупримыкают «Застольные беседы» Плутарха и «Пир семи мудрецов». «Всеизвестные нам образцы застольного жанра строятся как состязание вучености, когда затрагиваются все возможные области знания, от философиидо теории языка, от мифологии до теории музыки. При этом важнаспособность собеседников логически мыслить и убедительно говорить.СобеседникиАфинея демонстрируют не столькоученость, скольконачитанность, они не столько мыслят и говорят, сколько цитируют. Впятнадцати книгах «Пира мудрецов» содержится более полутора тысяч цитатиз 800 авторов.
Вместе с тем, тематический круг здесь гораздо уже – восновном он охватывает только те темы, которые так или иначе связаны спирами–ихисторией,традициями,блюдами,пиршественнымиразвлечениями и т.д. Но иногда Афиней все же обращается к вопросам изобласти популярной философии, которые часто решаются у других―застольных‖ авторов… Можно сказать, что все сочинение Афинея – этоматериализация метафоры, сконцентрированной в собственном афинеевскомсловечке λογόδειπνον – ―словесный пир‖. Автор угощает нас на пирубеседами о пире, подавая в качестве богатых и разнообразных блюд богатыеиразнообразныецитатыизгреческихавторов,преимущественно9классических и эллинистических»1. Энциклопедический характер этогопроизведения, разумеется, не позволяет выявить собственно авторскоесловоупотребление, кроме того, нередко «пирующие фактически говорятцитатами, обыгрывая их по своему вкусу и часто придавая им тот смысл,которого они на самом деле не имели»2. К тому же, кажется, не всегда можноопределить, цитирует или Афиней свой источник слово в слово илипересказывает близко и стоял ли в не дошедшем до нас первоисточникеименно тот термин, которым мы имеем в итоге.Особое место в исследовании греческого понятия «служения»занимают произведения авторов иудейского происхождения, писавших погречески, – это Филон Александрийский (25 г.
до н.э. – 50 г. н.э.) и ИосифФлавий (37–100 гг. н.э.). Словоупотребление у каждого из них весьмасвоеобразно и отличается как от произведений других греческих авторов, таки от текста Сепгуагинты, с которой они оба были тесно связаны. Первый былевреем диаспоры, для которого греческий язык и греческая культура былитакже близки, как и иудейская, и который своим положением между тремямирами – языческим, иудейским и, в конечном итоге, христианским – сделалсвои произведения поистине уникальным памятником во многих аспектах.Второй был иудеем, для которого греческий язык был чужд и принят длятого, чтобы быть понятым как среди язычников, так и среди иудеев диаспорыи Палестины, его трагично-двусмысленное нахождение на перекресткеримского и иерусалимского путей также дает богатую почву дляисторического анализа.Важнейшей частью исследовательской работы в данном случаеявляется анализ лексики «служения» в текстах Ветхого Завета, точнее егогреческого перевода, то есть Септуагинты.Этот древнейший перевод Библии на греческий язык включает 50 книг,в том числе и не входящих в традиционный иудейский канон.
Септуагинта12Левинская О.Л. Афиней и его книга // Афиней. Пир мудрецов. Кн. I–VIII. М., 2003. С. 471–472.Там же. Стр. 473.10еще не знает того тематического разделения, которое было введено позднее,однако уже здесь присутствует определенное стремление к систематизации:книги, более или менее близкие по содержанию, располагаются совместно,как бы дополняя друг друга. В самом начале помещено Пятикнижие: Бытие,Исход, Левит, Числа, Второзаконие.
За ними следуют книги историческогосодержания: Иисус Навин, Судьи, Руфь, четыре книги Царств, две книгиПаралипоменон, Ездры, Неемии, Товита, Иудифи, Есфири. Затем следуюткниги «восточной премудрости»: книга Иова, Псалтирь, Притчи, Екклезиаст,Песнь песней, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова.За ними пророческая литература – книги Осии, Амоса, Михея, Иоиля, Авдия,Ионы, Наума, Аввакума, Софония, Аггея, Захария, Малахии, Исаии,Иеремии, Варуха, Плач Иеремии, книги Иезекииля и Даниила.
Заключаютсборник первая и вторая книги Маккавейские, третья книга Ездры и третьякнигаМаккавейская.Здесьприводитсяпорядок,выработанныймноговековой церковной практикой и принятый в печатном издании Жаже 3,но в целом ряде случаев не совпадающий с рукописной традицией и срасположением книг, принимавшимся отцами церкви, чьи точки зрения частотакже были различными4.РасхождениямеждуСептуагинтойииудейскимканономнеисчерпываются их составом. В книгах, которые входят и в Септуагинту, и виудейский канонический извод, мы находим различия и заглавиях, и вкомпозиции, и, наконец, в самом их тексте.Историческое предание относит появление Септуагинты ко времени,когда в Египте царствовал Птолемей II Филадельф (282–246 гг.