Диссертация (Негритянская литература США 18 - начала 20 века - проблемы истории и интерпретации), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Негритянская литература США 18 - начала 20 века - проблемы истории и интерпретации". PDF-файл из архива "Негритянская литература США 18 - начала 20 века - проблемы истории и интерпретации", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
в параграфе 2.4.2. настоящей работы.4220«романтический расизм» аболиционистов, задача выражения «черной самости», якобыстоявшая перед авторами повествований рабов, и т.д.). То же относится к исследователям,которые начали свой путь еще до культурной революции 1960-х и работали на протяжении1960-80-х гг., -- таких, как историк Дж.Блэссингейм или Чарльз Г.Николс, автор известнойкниги о повествованиях рабов «Много тысяч позади» (1963). Наряду с отражениемумонастроений эпохи, они во многом ведут свою, независимую линию.
Очень интересныколлективные труды 1990-2000-х: среди них попадаются как открыто тенденциозные 44, так ипредставляющие спектр разных мнений и подходов45, где под одной обложкой собраны статьи,написанные с разных позиций. В 1990-2000-е в условиях обширного, разветвленного поляафроамериканистики задача отделения науки от идеологии / пропаганды становится болеесложной, но остается по-прежнему необходимой.Разработки отечественного литературоведения применительно к негритянскойлитературе 18-начала 20 вв. не слишком многочисленны. С окончанием советского периода 46 вистории американистики, внимание наших ученых привлекает главным образом чернаялитература 20 века, начиная с так называемого «Гарлемского ренессанса» (1920-30-е).Заметный вклад по введению этого материала в научный обиход внесли главы А.В.Ващенко остановлении черной литературной традиции и ее первых памятниках в академической«Истории литературы США» (1997-2009).
Это компетентный и достаточно полный обзор,который отражает как специфику исторического периода, так и его образ, сложившийся вафроамериканистике 1990-х. Следует упомянуть также работы С.А.Чаковского, в первуюочередь, главу о Ф.Уитли в упомянутой истории американской литературы, котораясоздавалась с опорой на наиболее полные американские издания наследия поэтессы, а такжестатьи Е.М.Апенко. Среди них есть посвященная Филис Уитли (1999); а также интереснаяработа, сопоставляющая опыт изображения негров и межрасовых отношений в американскойромантической литературе с близкими темами в русском романтизме (2007).
Н.А.Высоцкаяобращается к базовому тексту – «Запискам о Виргинии» Т.Джефферсона, который стал основоймоделирования образа черной расы в американской словесности (2005).Достаточно давно внимание отечественного литературоведения привлекаютнегритянские повествования 18-19 вв. Впервые этого жанра и деятельности Ф.Дугласакоснулась М.И.Беккер (1957). Но поистине пионерскими исследованиями «slave narratives»стали многочисленные статьи и монография Э.М.Удлер (2009), которая также являетсяНапр.: The Slave’s Narratives / Ed. C.T.Davis, H.L.
Gates Jr. N.Y.: Oxford University Press, 1985. xxxiv, 342 p.Напр.: The Cambridge Companion to the African American Slave Narrative / Ed. A.Fisch. Cambridge: CambridgeUniversity Press, 2007. xix, 266 p.; The Oxford Companion to African American Literature (1997). 866 p.46В советское время литература американских негров в работах М.И.Беккер, Б.А.Гиленсона, М.О.Мендельсона,А.С.Мулярчика преимущественно рассматривалась в контексте их борьбы за свои права и противостояниярасизму.444521специалистом по биографии, художественному творчеству, публицистике и издательскойдеятельности Ф.Дугласа. Изучению творчества крупнейшей фигуры негритянской словесностипервой половины 19 в. посвящена диссертация А.В.Лаврухина (1998). Кроме того,А.В.Лаврухиным был предпринят перевод первого автобиографического повествованияФ.Дугласа (2009); издание было снабжено статьей, где представлена история созданиядугласовского текста и сделана попытка связать негритянские повествования 19 в.
с разнымиисследованиями автобиографий (Ф.Лежен, Л.Я.Гинзбург, У.Шумейкер, Дж.Олни и др), а такжес американскими, европейскими и русскими образцами автобиографического жанра.Интересный материал представлен в статье специалиста по женской и, в частности, южной иафроамериканской прозе США И.В.Морозовой (2009) -- повествование Нэнси Принс (1850),побывавшей в России и Вест-Индии.Ряд исследований отечественные ученые посвятили «ренессансу» жанра повествованийрабов в афроамериканской литературе в 1970-2000-е гг. Это вступительная статьяБ.А.Гиленсона к русскому переводу романа Э.Дж.Гейнса «Автобиография мисс ДжейнПиттман» (1980), и недавние исследования Ю.В.Стулова о «нео-невольничьих повествованиях»-- «метаморфозах» этого жанра в романах Чарльза Джонсона, Ишмаэля Рида, Тони Моррисон,Элис Уокер, Эдварда П.Джонса (2010, 2012).Ценными для нас были работы о плантаторском романе, в особенности И.В Морозовойо взаимоотношениях плантаторской и аболиционистской литературы и Кэролайн Ли Хенц(2005, 2010), монография Л.П.Башмаковой о Дж.П.Кеннеди и У.Г.Симмсе (1997), главы в«Истории литературы США» Т.Н.
Денисовой и М.В.Тлостановой, посвященныеаболиционистской литературе и литературе «старого Юга».В целом, подход отечественного литературоведения к негритянской словесности 18-19вв. представляется взвешенным и традиционным – в лучшем смысле этого слова; при этомученые России и СНГ следят за развитием афро-американских штудий в США и достаточнооперативно реагируют на существенные события в этой области. Тем не менее, ощущаетсяпотребность в системном исследовании с широким охватом материала.Общая характеристика диссертации. Данное исследование является первой вотечественной науке попыткой представить целостную картину возникновения, становления иразвития негритянской литературы США от ее истоков в 17-18 вв.
до конца 1910-х годов, тоесть, до негритянского ренессанса, который ознаменовал резкое сокращение отставания отмейнстрима и переход этой литературы на качественно новый уровень, совершившийся в эпохумодернизма. Выбор эпохи диктовал и принципы исследования – сочетание описания материала(включая периодизацию, классификацию, анализ и выявление закономерностей литературногопроцесса, характеристику творчества крупнейших авторов и явлений) с прослеживанием22преемственности с негритянской / афро-американской литературой 20 в. и с рассмотрениемтого, как негритянская литература 18-начала 20 вв. исследовалась в рамках американского иотечественного литературоведения и афроамериканистики. Установка афроамериканистики нанекритичное применение современного постструктуралистско-постмодернистскогопонятийного аппарата, включая концепты феминистских и постколониальных исследований, кматериалу других эпох, обусловливает полемический аспект работы, направленный противидеологизированности и аисторизма мышления.
Мы настаиваем на том, что авторы и ихпроизведения должны исследоваться в контексте своей эпохи в системе ее взаимосвязей ипонятийных рядов -- в том поле литературы, а также власти и идеологии, в котором она вреальности существовала.Такое понимание смысла и задач научного исследования предполагает такжепреодоление «культурного апартеида», который стал отличительной чертойафроамериканистики, зарождавшейся в условиях черной революции 1960-х. Литературачерных американцев обычно рассматривается как почти герметичный культурный универсум,изолированный от национальной литературы или находящийся в конфронтации с ней.Сопоставление черных американских авторов с их белыми коллегами по цеху почти всегдаотмечено произвольностью и резким несоответствием масштаба.
Исследование, которое ставитперед собой научные, а не идеологические цели, стремится рассматривать свой объект вфункциональной и реально значимой для него системе взаимосвязей. Учитывая объективныйфактор отставания, ученичества и консерватизма становящейся негритянской литературнойтрадиции, функциональными для нее явлениями национальной литературы и культуры,например, в 19 веке, были просветительская и сентиментально-романтическая популярнаялитература, в особенности плантаторский роман, развлекательные минстрел-шоу,аболиционистская поэзия и проза, послевоенный регионализм. Имена Л.М.Чайльд, А.Турже,И.Рассела, Дж.У.Райли или Дж.Ч.
Харриса действительно значимы для истории негритянскойлитературы второй половины 19 в.– в отличие от имен Готорна, Мелвилла или Уитмена.Попытки сопоставления черных авторов 19 века с классиками национальной литературы вафроамериканистике продиктованы идеологическими задачами подмены понятий «центра ипериферии» и подаются как «типологические», «тропологические» и т.п. сравнительныеисследования, где сближение основано на интенции автора статьи/монографии, а не нафактическим материале 47.
В этих условиях остро стоит задача реальной «десегрегации»Примером такого сопоставления может послужить книга Э.Сандквиста, где сравниваются, например, Мелвилл иМартин Делани: Sundquist E.D. To Wake the Nations: Race in the Making of American Literature.
Cambridge, MA:Harvard University Press, 1993. ix, 705 p.; или многочисленные попытки сблизить повесть Дугласа «Раб-герой» с«Бенито Серено» Мелвилла.4723изучения негритянской литературы. Образцом такого подхода нам служили монографии истатьи Д.Брюса, Дж.Хатчинсона, В.Соллорса 48.Задача «десегрегации» исследования негритянской литературы предполагала еерассмотрение в подробном контексте значимых для нее явлений национальной словесности.Чем ближе мы находимся к истокам, тем более внушителен массив «белых» текстов, к которыммы обращаемся, рассматривая их как опорные и эталонные для становящейся черной традиции(главы 1-2); по мере ее созревания, удельный вес «белого» контекста сокращается (гл.