Диссертация (Негритянская литература США 18 - начала 20 века - проблемы истории и интерпретации), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Негритянская литература США 18 - начала 20 века - проблемы истории и интерпретации". PDF-файл из архива "Негритянская литература США 18 - начала 20 века - проблемы истории и интерпретации", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Неудивительно, что на протяжении 17-18 вв. происходит непрерывная борьба междумиссионерами и рабовладельцами вокруг христианизации негров.Годвин, Джордж Уайтфильд, Бенджамин Фосетт 24 также выдвигали тезисы, которыестали лейтмотивами в аболиционистской риторике -- «от одной крови Бог произвел весь родчеловеческий» (God hath made of one Blood all Nations of Men. – Деян 17:26), «у Бога нетлицеприятия» (God is no Respector of Persons. – Рим 2:11). От утверждения равенства всехВ числе самых известных проповедников-апологетов рабства назовем Роберта Картера Николаса (1793-1857,Виргиния), Томаса Бэкона (1700-1768, Мэриленд).22Tryon T.
Friendly Advice to the Gentlemen-planters of the East and West Indies. L.: Printed by Andrew Sowle, 1684.222 p.23Bruce D. D. The Origins of African American Literature. P. 23.24Jordan W. D. White Over Black. P. 201,214; Fawcett B. Compassionate Address to the Christian Negroes in Virginia.Salop, VA: Printed for F.Eddowes and F.Cotton, 1756. 40 p. Rpr.
N.Y.: AMC Press, 1975. 40 p.2139людей перед Богом был один шаг до осуждения рабства. В числе первых этот шаг сделаликвакеры Пенсильвании, которые уже с конца 17 века настаивали на несовместимостирабовладения и христианской веры, поскольку и негры искуплены драгоценной кровью Христа.Одним из первых проповедников, использовавших тезис о кровном родстве всех народов илюдей как аргумент против рабства, был Джордж Фокс (1624-1691), основатель «Религиозногообщества друзей» (квакеров).
Этот тезис звучит и в памфлете судьи из Массачусетса СэмюэлаСьюэлла (1652-1730) «Продажа Иосифа» (1700) 25; странствующий проповедник квакер ДжонВулман (1720-1772) с этого тезиса начинает свое сочинение «Cоображения о владениинеграми», написанное в середине 18 века 26.Тезис о греховности рабства и рабовладения конкретизируется и пополняется новымиаргументами, относящимися к сфере как правовой, так и этической. В одной из первыхквакерских петиций от 1688 года рабство объявляется незаконным на том основании, чтонегры-рабы были привезены на другой континент против своей воли и большинство из нихбыли похищены. Кроме того, в петиции указывалось, что рабство является злом, посколькуведет к адюльтеру – работорговцы разрушают семьи африканцев, разлучают детей и родителей,а также супругов, которые, оказавшись в рабстве, должны вступать в новый брак 27. К этомуаргументу прибегает и Джордж Фокс в в своем памфлете, посвященном семейному укладу 28.
Ксентиментальной аргументации часто прибегает великий аболиционист Энтони Бенезет. Так,например, в целом ряде памфлетов, написанных в 1760-е годы, он рассказывает историю«бедного негра, недавно привезенного из Гвинеи», которого похитили в тот момент, когда оншел к источнику, чтобы набрать воды для своих больных детей. Бенезет как педагог знает, чтотакие истории особенно сильно воздействуют в детстве формируя личность и закладываяоснову для аболиционистских убеждений 29. С.Сьюэлл в «Продаже Иосифа», ссылаясь наПисание (Исх 12:16), напоминает, что «похищение людей числится в ряду самых страшныхсмертных грехов».
О разрушении семьи и адюльтере, которые являются следствиемработорговли, он пишет: «Точно так же горестно думать о том, что, когда негров увозят изАфрики и продают здесь, разделяется то, что Бог соединил: человек и его родина, мужья ижены, родители и дети». Оба этих аргумента против рабства (рабство как похищение людей и25Sewall S. The Selling of Joseph: A Memorial.
Boston, MA: Printed by Bartholomew Green and John Allen, 1700. 3p.URL: http://en.wikisource.org/wiki/The_Selling_of_Joseph . Далее все ссылки и цит. даются по этому источнику.26Woolman, J. Considerations on Keeping the Negroes. Philadelphia, PA: Published by the Tract Association of Friends,n.d. 12 p. URL: http://archive.org/stream/considerationson00wool#page/n1/mode/2up .27Петицию 1688 г.
опубликовал гарвардский профессор, библеист и историк Генри Джоэл Кэдбери: An EarlyQuaker Anti-Slavery Statement / Ed. H.J. Cadbury // Journal of Negro History. Oct. 1937. Vol. 22, № 4. P. 488-493.28Fox G. Gospel Family-Order, Being a Short Discourse Concerning the Ordering of Families, Both of Whites, Blacks andIndians. L.? (N.p.), 1676. 21 p. URL: http://triptych.brynmawr.edu/cdm/ref/collection/HC_QuakSlav/id/595 .29Об этом см.: Am I Not a Man and A Brother: The Antislavery Crusade of Revolutionary America, 1688-1788 / Ed. R.Bruns.
-- N.Y.: Chelsea House Publishers, 1977. – P. 91; Bruce D.D. The Origins of African American Literature. P. 19.40рабство как источник адюльтера и разрушения семьи) станут топосами аболиционистскойриторики и будут активно использоваться в 18-19 вв.Сьюэлл начинает свой памфлет напоминанием о том, что все люди произошли от Адамаи Евы и имеют право на свободу и на наследство, ибо Бог дал прародителям землю во владение;следовательно, делает он вывод, «согласно плану Творения и естеству, не существует такойвещи, как рабство».
Сьюэлл утверждает необходимость раздельного проживания двухслишком разных и не подлежащих смешению рас – мысль, которая впоследствии станетглавным доводом в пользу проекта колонизации. Далее Сьюэлл последовательно отвечает нанаиболее распространенные аргументы апологетов рабства: проклятие Хама; великое благоприобщения язычников к истинной вере; моральное оправдание работорговцев (в рабствопопадают пленные, которых продают белым африканцы, без конца воюющие между собой);ссылки на авторитет Писания, согласно которому рабство существовало еще во временабиблейских патриархов.
На большую часть доводов Сьюэлл отвечает как юрист (например, опроклятии рабства, наложенном на негров за грех Хама, он говорит, что ни длительностьБожественного приговора, ни срок его истечения нам неизвестны; также он говорит овозможности «судебной ошибки» – проклятие было наложено не на Хама, а на Ханаана), иликак моралист (хотя христианизация язычников была благом, это не является оправданиемпричиненного неграм зла, как промыслительное прибытие Иосифа в Египет не оправдываетповедения его братьев). Используются и сентиментальные аргументы – Сьюэлл обращается кчувствам читателя, говоря о страданиях африканцев: «Как ужасны нечистота, смертность, еслине прямое убийство, в которых повинны корабли, перевозящие толпы этих несчастных мужчини женщин».
Так уже в 17 веке складываются четыре вида аргументации – основанная наПисании (апелляция к религиозному чувству), юридическая (апелляция к справедливости),моральная (апелляция к нравственному чувству) и сентиментальная (апелляция к чувстваммилосердия и сострадания). Эти четыре вида аргументации легли в основу направления мысли,которое М.Ошац называет «либеральным протестантизмом»30.Таковы были истоки аболиционизма в колониальный период.
Закономерно, чтоаболиционизм 1830-1850-х годов возникает как часть Второго религиозного пробуждения.Вместе с тем, уже со второй половины 19 века в истории негритянской мысли начинаютсяпопытки представить христианство исключительно или преимущественно как религию рабства,орудие порабощения.
Наибольший вклад в тенденциозную трактовку роли христианства в«истории черных» внесли революционеры-шестидесятники, давшие новый импульс подобным30Oschatz M. The Early Slavery Debates // Oschatz M. Slavery and Sin: The Fight Against Slavery and the Rise of LiberalProtestantism.
Oxford, N.Y.: Oxford University Press, 2012. P. 15-42.41трактовкам в 1960-2000-е гг. 31 Подчеркивая цивилизаторскую роль христианства, его вклад впреодоление расового неравенства, Д.Брюс замечает: «Итак, если и нужно соблюдатьосторожность, чтобы не переоценить воздействие христианства на афро-американцев вколониальный период, то в не меньшей степени нужно соблюдать осторожность, чтобы непреуменьшить культурную значимость христианства. Оно дало возможность чернокожимвойти в интеллектуальное пространство, в сферу мысли, в мир профессиональных навыков,которые в противном случае остались бы привилегией только белых. Предоставляя чернымправо голоса, оно бросило вызов любому определению интеллектуализма и интеллектуальногоавторитета, основанному на цвете кожи… и, разумеется, оно создало сообщество, пусть и оченьнебольшое, грамотных рабов, обеспечив, тем самым, основу для возникновения афроамериканской литературной жизни»32.Христианизация рабов была неразрывно связана с вопросами обучения грамоте,образования и приобщения к книжной культуре.
Энтони Бенезет (Anthony Benezet, 1713-1784),француз и гугенот по рождению, вступивший в «Общество друзей» в 1727 году, считается нетолько первым американским аболиционистом, но и просветителем, обучавшим негров в«Английский школе друзей Филадельфии». Им было создано антирабовладельческое обществопо защите прав свободных негров, незаконно проданных в рабство, а также филадельфийскаяшкола для негров (1770) 33.
Проповедник и просветитель Сэмюэл Дэвис в своей знаменитойпроповеди 34 убеждал рабовладельцев, что их долг – побуждать негров учиться читать иоказывать им в этом всяческое содействие. Как известно, впоследствии в 19 веке врабовладельческих штатах были приняты законы, запрещающие обучать грамоте рабов и дажепредусматривающие наказание для нарушивших эти законы рабовладельцев.Американская революция. Нарастающее напряжение между метрополией и колониямипосле окончания Семилетней войны (1763), американская революция и война за независимостьотчетливо выявили раскол в американском обществе по вопросу о рабстве и расовыхотношениях и противоречивую, непоследовательную позицию в этом вопросе руководстваПриведем два пример. Первый – радикальный мыслитель 19 в. Эдвард Уилмот Блайден (1831-1912), считавшийислам более правильным выбором для негров, чем христианство: Blyden E.W.