Диссертация (Негритянская литература США 18 - начала 20 века - проблемы истории и интерпретации)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Негритянская литература США 18 - начала 20 века - проблемы истории и интерпретации". PDF-файл из архива "Негритянская литература США 18 - начала 20 века - проблемы истории и интерпретации", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Московский государственный университет имени М.В.ЛомоносоваФилологический факультетНа правах рукописиПанова Ольга ЮрьевнаНЕГРИТЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА США 18-НАЧАЛА 20 ВЕКА: ПРОБЛЕМЫИСТОРИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИСпециальность 10.01.03 – Литература народов стран зарубежья(европейская и американская литература)ДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степенидоктора филологических наукМосква – 20142ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………… 6ГЛАВА 1. 18 ВЕК: ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ МОДЕЛИ ЧЕРНОЙ РАСЫ ИПЕРВЫЕ ПАМЯТНИКИ НЕГРИТЯНСКОЙ СЛОВЕСНОСТИ …………………………321.1.
Формирование культурной модели черной расы в англо-американскойдокументальной прозе и публицистике колониального и революционного периода …..32Периодизация и общая характеристика негритянской литературы 18-начала 20 вв. -Колониальное общество и межрасовые отношения.-- Христианизация и проблема рабства.Грамотность и образование.—Американская революция. -- Дискуссии о рабстве инегритянской расе в публицистике периода революции и раннего аболиционизма. -- ТомасДжефферсон.
– Топика и тематические константы: основа канона и культурногомоделирования образа черной расы.1.2. Формирование культурной модели черной расы в англо-американскойхудожественной литературе ……………………………………………………….…………64Афра Бен «Оруноко». -- Драматургия и театр. –Поэзия раннего аболиционизма. –Литературная топика черной расы1.3. Первые памятники англо-американской негритянской словесности ……………...74Повествования -- Повествования об индейском пленении и путешествиях/плаваниях.
–Светская автобиография: история успеха. Венчер Смит. -- Духовные автобиографии. –Признания преступников. – Первые негритянские поэты. – Джупитер Хэммон. – Филис Уитли.-- Филис Уитли в афроамериканской критике: динамика литературной репутации.ГЛАВА 2. НЕГРИТЯНСКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ 1820-1865 гг.: УСВОЕНИЕКУЛЬТУРНОЙ МОДЕЛИ ЧЕРНОЙ РАСЫ И СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙПРОЗЫ ……………………………………………………………………………………………1452.1. Проект колонизации……………………………………………………………………...1451810-1820: топика черного христианства в начале 19 века. – Топика Исхода и проектколонизации.-- Негритянская публицистика и проект колонизации.-- Freedom’s Journal.-Колонизация между сепаратизмом или интеграционизмом.
Колонизация и аболиционизм.32.2. Публицистика эпохи аболиционизма …..……………………………………………...161Переоценка аболиционизма в афроамериканистике. -- Рост антиколонизационных настроенийи складывание радикальной негритянской публицистики.-- Рост негритянского радикализма нарубеже 1820-1830-х гг. «Воззвание» Дэвида Уокера.-- Движение негритянских съездов. -Аболиционизм периода Второго религиозного пробуждения. Уильям Ллойд Гаррисон. TheLiberator.— Негритянские авторы The Liberator -- Радикальный негритянский аболиционизм1840-1850-х гг.2.3.
Плантаторско-менестрельная традиция и художественная проза аболиционизма какисточники негритянской литературы 19 века…………………………………………….1872.3.1. Менестрельная традиция: моделирование образа негра в американской популярнойкультуре …………………………………………………………………………………………...1872.3.2.
Плантаторский роман…………………………………………………………………………...197Кристаллизация негритянской топики. Джордж Такер. -- Между плантаторской иаболиционистской традицией. Дж.К.Полдинг. -- Расцвет плантаторско-менестрельнойтрадиции. Дж. П. Кеннеди. -- Апологетический и полемический плантаторский роман 1850-х.У.Г.Симмс.2.3.3. Литература аболиционизма…………………………………………………………......222Лидия Мария Чайльд. -- Аболиционистский роман. Ричард Хилдрет. -- Главный «негритянскийтекст» 19 столетия: Г.Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».-- Рецепция «Хижины дяди Тома»негритянской критикой.
-- «Против Тома»: Кэролайн Ли Хенц.2.4. Негритянская проза 1820-60-х: от документальной к художественнойлитературе ……………………………………………………………………………………......2722.4.1. Повествования……………………………………………………………………………….....272Негритянские повествования 19 века: проблемы изучения – Трансформация канона: признанияи духовные автобиографии. – Повествования рабов. Складывание аболиционистского канона(1820-1830-е гг.).
-- Аболиционистские повествования рабов. Расцвет жанра (1840-1850-е гг.). - Повествования о выкупе из рабства. -- Повествования беглых рабов.-- Проблема жанра. -Герой. Система персонажей. -- Сюжет. – Тематическая топика. -- «Моя неволя и моясвобода» (1855) Ф. Дугласа как вершина жанра. -- Движение к роману.
Элементы социальногореализма. Типизация и путь к литературному герою. Психологизация повествования. Стиль.2.4.2. Становление негритянского романа………………………………………………….3464Уильям Уэллс Браун и Гарриет Джейкобс: от повествований к роману. -- «Рабство вМассачусетсе»: Гарриет Уилсон. -- «Предчувствие гражданской войны»: Ф.Дуглас иМ.Делани. -- Фрэнк Уэбб: движение к негритянскому роману рубежа веков.2.5. Негритянская поэзия первой половины 19 века. Джордж Мозес Хортон …………385ГЛАВА 3.
ТРАНСФОРМАЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ МОДЕЛИ ЧЕРНОЙ РАСЫ ВЛИТЕРАТУРЕ РУБЕЖА 19-20 ВВ.………………………………………………………….4043.1. Эпоха рубежа веков (1870-1900-е): реалии расовой войны и новая топика …………404Расовая война и новый образ негра. -- Трансформация модели черной расы в американскойкультуре и литературе. –«Благопристойная литература» и расовый вопрос. -- ЛитератураЮга: ностальгия и расовый террор. -- Негритянская литература на рубеже веков. Эраассимиляции. -- Проблемы изучения «литературы надира» в современнойафроамериканистике. -- Периодизация.3.2. Литература переходного периода (1870-середина 1890-х).
От аболиционизма кблагопристойности и идеалу ассимиляции ……………………………………………….....426Благопристойный героизм. Исторические сочинения. Биографии. Поэзия, драма и проза. -Благопристойное благочестие. -- Благопристойная светская лирика. -- Благопристойныйпротест и расовая солидарность. От аболиционизма к расовой проблематике. -- ФрэнсисЭллен Уоткинс-Харпер.3.3. Пол Лоуренс Данбар: драма идентичности …………………………………………….467Регионализм и диалект: трансформация плантаторско-менестрельной традиции.
-Литературная поэзия: секуляризация и пессимизм. -- Проза: от сентиментальноблагопристойных конвенций к социальному реализму и натурализму.3.4. «Поколение Данбара»: негритянская диалектно-регионалистскаялитература …………… …………………………………………………………………………504Литературная журнальная политика 1890-1900-х гг. -- Благопристойная литература. –Диалектно-регионалистская литература: изображение расовой специфичности. – ДжеймсЭдвин Кэмпбелл: друг и соперник Данбара. – Джозеф С.Коттер-ст.: дидактика и диалект.—Д.Уэбстер Дэвис: оратор и поэт.-- Джеймс Д.Коррозерс: у границ регионализма.-- Экзотизм:дополнительный обертон в культуре53.5. Проза рубежа 1890-1900-х: кризис благопристойно-ассимиляционистскогоканона ……………………………………………………………………………………………528Полина Хопкинс: от ассимиляционизма к экзотизму.
-- Саттон Григс: проблема «направленияпути». -- Чарльз Чеснат: переход от регионализма к фольклору и демонтаж благопристойногоканона.ГЛАВА 4. В ПРЕДДВЕРИИ НЕГРИТЯНСКОГО РЕНЕССАНСА: НАЧАЛООБНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ МОДЕЛИ ………………………………………………...5854.1. Уильям Дюбуа: «крестный отец» негритянского ренессанса …………………………5851910-е: начало эпохи модернизма. -- У.Дюбуа. Против течения: переезд с Севера на Юг. -«Души черного народа» и становление расово-культурной идентичности.
-- Поэзия 1900-х:«гимн черноте». -- «В поисках серебряного руна»: преобразование романа.4.2. Негритянская литература в поисках расово-культурной идентичности ……………604«Народный характер» и обращение к фольклору. -- Концепт негритянской культурнойсамобытности и интеграционизм.4.3. Джеймс Уэлдон Джонсон и начало литературы «новых негров» …..………………..618Поэзия: между ассимиляционизмом и интеграционизмом. -- «Автобиография бывшегоцветного»: первый роман негритянского ренессанса.4.4. Негритянский ренессанс: проблемы изучения ………………………………………...636Афроамериканистика и «Гарлемский ренессанс»: «теория литературы как провокацияистории литературы».
– Историко-литературная перспектива: контуры явления.ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………..655БИБЛИОГРАФИЯ …………………………………………………………………………........670ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «Anti-Tom Novels»: литературная полемика вокруг «Хижины дядиТома» Г.Бичер-Стоу (основная библиография, 1852-1900-е) ………………………………..744ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Синопсисы основных анализируемых произведений ………………...7466ВВЕДЕНИЕСтепень изученности вопроса. История негритянской словесности США с первыхизвестных памятников (1740-1760-е гг.) насчитывает более двух с половиной столетий; первыеопыты ее научного исследования относятся к 1930-1940-м гг.
со времени становлениялитературоведения в США как науки и университетской дисциплины. Вернон Логгинс вмонографии «Негритянский автор: его развитие в Америке» (1931) 1 констатировал ростхудожественного потенциала, расширение тематического спектра негритянской литературы,особенно в 1920-е, отмечая вместе с тем недостаточную ее зрелость, узость кругозора иученический характер.
Вскоре появляется книга «Современный негритянский роман:исследование расовых отношений» (1936) 2 негритянского литератора и преподавателя НикаАарона Форда, самокритично оценивавшего достижения черной литературы как «пока ещеневеликие, но многообещающие»3. В1946 г.Мэрион Старлинг была защищена диссертация,посвященная повествованиям рабов, которую научное сообщество заново открыло тольков1980-е гг 4. Классической монографией, до сих пор не потерявшей своего значения, сталисторико-литературный труд Роберта Боуна «Негритянский роман в Америке» (1958) 5. Но всеже до 1960-1970-х гг.
эти исследования носят спорадический и разрозненный характер, иглавным способом рефлексии остаются литературная критика и рецензии. Однако к середине 20века складывается историографическая и социологическая традиция изучения негритянскойпроблемы в рамках исследований по истории Юга, рабовладения, войны и Реконструкции; ужеработают авторитетные негритянские ученые, такие, как Ф.Э.Фрэзер, Г.Аптекер.1960-е годы стали рубежом, за которым начинается новая эра в истории американскихнегров. Движение за гражданские права перерастает во вторую расовую войну 6 и «чернуюреволюцию» в Америке; итоговое радикальное изменение баланса сил в межрасовыхотношениях и создание афроамериканистики (Afro-American studies) обеспечили условия для«поточного производства» интеллектуальной продукции.