Диссертация (Негритянская литература США 18 - начала 20 века - проблемы истории и интерпретации), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Негритянская литература США 18 - начала 20 века - проблемы истории и интерпретации". PDF-файл из архива "Негритянская литература США 18 - начала 20 века - проблемы истории и интерпретации", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Африканцы в Северной Америке спервых шагов оказывались в двойственной ситуации: с одной стороны, они признавалисьчастью американского колониального общества и учились воспринимать себя именно так;вместе с тем, они изначально были обречены на маргинальный статус. В серьезныхамериканских исторических исследованиях подробно воссоздается сложный контекст иреконструируется процесс кристаллизации той модели, которая складывается к началу 19 века.Маргинальный, а затем подчиненный статус негров закреплялся постепенно: уже в 1620-е годы,сразу по прибытии первых африканцев в колонии, принимается ряд законов, упрочивающихграницы между разными расовыми группами населения.
Законодательное оформление рабства,пришедшееся на 1640-е (Массачусетс) – 1660-е (Виргиния и Мэриленд) ознаменовалокачественный сдвиг в расовых отношениях 8. Как отмечает Гэри Дж. Корнблит, до середины 17века положение черных рабов практически ничем не отличалось от положения белыхзаконтрактованных работников (indentured servants), но со второй половины 17 века ситуациябелых работников постоянно улучшалась, а черных – ухудшалось, зависимый статус всеотчетливее связывался с цветом кожи, и, наконец, к началу 18 века рабство негров былоосвящено традицией и законодательством 9.Одновременно создается идеологическое основаниерасового неравенства. Д.Брюс указывает 10, что идейные истоки формированиясевероамериканского расизма относятся к середине 16-началу 17 века, когда появляетсямножество повествований о путешествиях и разные земли.
Эта литература была хорошоизвестна в колониях, и немалая часть ее посвящалась Африке. В качестве примера Д.Брюсприводит Лео Африкануса (1494-1554) и одного из первых английских работорговцев ДжонаХоукинса, в чьих сочинениях 11 уже отчетливо проступает стереотип негра как существанизшего, аморального, отличающегося злобным нравом, мстительностью, склонностью кСм. Jordan, W. D. White over Black: American Attitudes toward the Negro, 1550-1812. Chapel Hill, NC: University ofNorth Carolina Press, 1968. P.
67, 78, 82.9Kornblith G.J. Slavery and Sectional Strife in Early American Republic 1776-1821. Plymouth: Rowman & LittlefieldPublishers Inc. 2010. P. 6.10Bruce D. D. The Origins of African American Literature. P. 2.11Africanus Leo. The History and Descriptions of Africa and of the Notable Things Contained Therein: 3 vols. / Trans.John Pory, ed. Robert Brown.
L.: Printed for the Hakluyt Society, 1896. Первое изд. – 1550, первое англ издание -1600. Hawkins J. The Third Troublesome Voyage Made with the Jesus of Lubeck, the Minion, and the foure other ships,to the parts of Guinea, and the West Indies, in the yeers 1567 and 1568 by M. John Hawkins // The Principal NavigationsVoyages Traffiques and Discoveries of the English Nation: 12 vols./ Ed. R.Hakluyt. Glasgow: James MacLehose & Sonsfor the Hakluyt Society, 1903-1905.
Vol. 10. P. 64-74.836коварству, лжи, предательству; появляется и апелляция к библейскому преданию о проклятииХама, которое в 19 веке станет общим местом апологетики рабства.Однако присутствовали и противоположные тенденции. А.Берлин говорит об успешномусвоении и адаптации европейских культурных и социальных моделей при формировании«креольского общества» 12. Хрестоматийный пример Энтони Джонсона, слуги, ставшего однимиз богатейших землевладельцев Виргинии 17 века, не является единичным случаем: в 17 веке вколониях было немало чернокожих собственников и землевладельцев, возникла и негритянскаяэлита. Существуют убедительные факты, свидетельствующие о том, что в колониальныйпериод контакты между белой и негритянской элитой были весьма обширными и включалиразные аспекты – как экономическое сотрудничество, так и межрасовые браки.
В 17-начале 18века, как указывают Р.Тумбли и Р.Мор, в Новой Англии белые и негры были равны передзаконом 13. Даже на Юге, где сложилось плантационное хозяйство, и существовало гораздобольше ограничений, у негритянского населения оставалось немало возможностей длядостижения экономической и личной независимости: спрос на квалифицированных рабочих имастеров облегчал для негров получение профессии, существовала практика давать рабамучасток земли для личного хозяйствования, широко распространенным был обычай выкупа израбства 14. Негры на Юге, как рабы, так и свободные, ассимилировались медленнее: об этомсвидетельствует сохранение африканских имен, обрядовых элементов, вроде фестиваля ДжонаКунера, складывание расового диалекта и очерчивание «лингвистической границы» междубелыми и неграми 15.На Севере культурная ассимиляция в 17-18 вв. шла быстрее и отличалась большимразнообразием и сложностью форм. Обычаи, способствовавшие усвоению европейскихсоциальных моделей -- например, «День негритянских выборов» (Negro Election Day) или«День обучения негров» (Negro Training Day), проводившиеся в Новой Англии,12Berlin I.
From Creole to African: Atlantic Creoles and the Origins of African- American Society in Mainland NorthAmerica // The William and Mary Quarterly. Third Series. April 1996. Vol. 53, № 2. P. 251-288. URL:http://www.jstor.org/stable/2947401.13Berlin I. Many Thousand Gone: The First Two Centuries of Slavery in North America.
Cambridge, MA: HarvardUniversity Press, 1998. P. 59-60; Twombley R., Moore R. H. Black Puritan: the Negro in Seventeenth-CenturyMassachusetts // William and Mary Quarterly. Third Series. April 1967. Vol. 24, № 2. P. 224-242. URL:http://www.jstor.org/stable/1920837; Aptheker H. Anti-Racism in US History: The First Two Hundred Years. Westport,CT; L.: Praeger, 1993. P.
28.14Olwell R. Masters, Slaves, and Subjects: The Culture of Power in the South Carolina Low Country, 1740-1790. Ithaca,NY: Cornell University Press, 1998. P. 172.15Wood P. Black Majority: Negroes in Colonial South Carolina from 1670 through the Stono Rebellion. N.Y.: AlfredA.Knopf, 1974. P. 135-136; Michael M. L., Cary, L. L. Slavery in North Carolina, 1748-1775.
Chapel Hill, NC: NorthCarolina University Press, 1995. P. 142-144.37поддерживались белыми и представляли собой обучающие социальные и юридическиепрактики 16.Христианизация и проблема рабства. Грамотность и образование. Подвижность,неустойчивость и проницаемость расовых границ в колониальную эпоху стала важнымфактором в сфере религии.
В течение первого столетия колонизации Северной Америки непредпринималось особых усилий для крещения и обращения в христианство черных рабов. В1693 году Коттон Мэзер создал религиозное «Негритянское общество» (Society of Negroes), а впамфлете «Христианизация негров» (The Negro Christianized, 1706) обосновал необходимостькрещения и обращения рабов. С 1701 г. миссионерской работой среди негров и индейцев сталозаниматься организованное под эгидой англиканской церкви «Общество по распространениюЕвангелия» (Society for the Propagation of the Gospel -- SPG) 17.
Однако эти усилия не идут ни вкакое сравнение с достижениями ревивализма. Массовая христианизация африканцевприходится на эпоху Первого религиозного пробуждения середины 18 века, и в итогеревивализм определил облик «черной церкви» в США, ее характерные особенности. Негры, каксвободные, так и рабы, слушали проповеди Джонатана Эдвардса, Джорджа Уайтфильда и«апостола Виргинии» Сэмюэла Дэвиса, и они всегда пользовались огромным успехом уцветной аудитории 18.Позиция миссионеров в отношении рабства изначально была двойственной. Один изпервых миссионеров негров и индейцев Морган Годвин в книге «Адвокат негров и индейцев,защищающий их право быть допущенными в христианскую церковь» (1680) отстаивалестественное право цветных рас на приобщение к высшим благам религии, их равенство в этомотношении с белыми и необходимость проповедовать им Евангелие.
Эгалитарные тенденциихристианства беспокоили рабовладельцев, которые ощущали здесь угрозу институту рабства.Годвин отмечает, что плантаторов Вест-Индии боятся, что «эти черные псы», ставхристианами, «будут в точности, как мы» 19. Яркие свидетельства недовольства рабовладельцевсодержатся и в «Хронике Южной Каролины» англиканского миссионера Фрэнсиса Лежо (16651717) 20 .
Годвин же уверяет, что обращенные рабы станут более смиренными, покорными и16Piersen W. D. Black Yankees: The Development of an Afro-American Subculture in Eighteenth-Century England.Amherst, MA: 1988. P. 137-139; Reidy J.P. “Negro Election Day” and Black Community Life in New England, 1750-1860// Marxist Perspectives. Fall 1978. Vol.
1 № 3. P. 102-117.17Об этом см. напр.: Greene L.J. The Negro in Colonial New England, 1620-1776. N.Y.: Columbia University Press,1942. 404 p.18См. Raboteau A.J. Slave Religion: “The Invisible Institution” in the Antebellum South. N.Y.: Oxford University Press,1978. P. 128-130.19Godwyn M. The Negro's & Indians Advocate, Suing for Their Admission to the Church, or, A Persuasive to theInstructing and Baptizing of the Negro's and Indians in our Plantations. L.: Printed for the author, 1680.
P. 61.20Le Jau F. The Carolina Chronicle of Dr. Francis Le Jau / Ed. F.J. Kingberg. -- Los Angeles; Berkley, CA: University ofCarolina Press, 1956. vi, 220 p.38будут безропотно служить господам, угождая не людям, но Богу 21. Тезис о покорности рабовгосподам лег в основу «религии рабовладельцев»: в 19 веке авторитет Писания сталиспользоваться проповедниками (преимущественно на Юге) для освящения рабства и как«смирительный ошейник» для невольников.
Разоблачение «религии рабовладельцев» станетобщим местом в аболиционистской прозе 1830-1850-х гг.В 17-18 вв. большинстве своем миссионеры одновременно говорили и о необходимостирабов повиноваться господам, и о равенстве всех людей перед Богом. Многие темы, которыепостоянно поднимались аболиционистами в 19 веке, впервые прозвучали в сочинении ТомасаТрайона (Thomas Tryon, 1634-1703) «Дружеские советы джентльменам-плантаторам Ист- иВест-Индии» (1684) 22. Вторая часть трактата, написана от лица негра-невольника, представляетсобой «жалобу раба» на жестокость хозяев. Тайрон выступил против лицемерия плантаторов, укоторых слова и обещания противоположны делам, против разрушения семей рабов и продажиродных поодиночке, против телесных наказаний (побои, порка), непосильного труда и сквернойпищи. После обвинительной речи раба, в третьей части («Беседа в форме диалога междуэфиопом или негром-рабом и христианином, его хозяином в Америке») Трайон стремитсяпримирить раба и хозяина.
Каждый из них должен в результате диалога измениться и статьдобрым христианином. Не только раб должен быть смиренным и верным долгу, но и хозяиндолжен бояться Бога, быть милосердным, терпеливым. Плантаторы ни в коем случае не должныне препятствовать, но, напротив, всячески способствовать крещению и обращению рабов квере. Как отмечает Б.Диксон, «Трайон явно отводит рабу роль наставника, а хозяину – рольученика»23. В колониальный период ведутся дебаты о том, является ли факт крещения иобращения в христианство основанием для освобождения раба, может ли рабствораспространяться на христиан. Еще в конце 17 века случаи обращения принявших крещениерабов в суды с требованием освобождения привели к принятию охранительных законов в рядеколоний.