Диссертация (Негритянская литература США 18 - начала 20 века - проблемы истории и интерпретации), страница 14
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Негритянская литература США 18 - начала 20 века - проблемы истории и интерпретации". PDF-файл из архива "Негритянская литература США 18 - начала 20 века - проблемы истории и интерпретации", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
Эпохаамериканской революции – время, когда начинает создаваться новое законодательство, ивопрос о рабстве активно дебатируется в законодательных собраниях разных штатов, вКонгрессе, в судах, а также на страницах прессы. В это время также формируется идеологияамериканской демократии и политическая риторика. Проповеди, петиции, памфлеты, в которыхотстаивались революционные идеалы свободы, равенства, уважения естественных прав56, сталиосновой для публицистики как белых, так и черных авторов, направленной против рабства иработорговли.
Как справедливо указывает Д.Брюс, все памфлеты и петиции, обличающиерабство, «опирались на более широкий контекст революционной публицистики… их стараниябыли частью общих стараний продолжать дело революции»57. В качестве показательногопримера он приводит первую коллективную петицию бостонских рабов, вышедшую в январе1772 года, которая опиралась на памфлет белого автора, писавшего под псевдонимом «Другистинной свободы» (Lover of True Liberty). Вторая массачусетская петиция от апреля 1772 годабыла основана на проповедях Джона Аллена и его сочинении «Дух свободы» (The Spirit ofLiberty, 1770), так что Аллен не случайно включил апрельскую петицию в издание своейзнаменитой «Речи о достоинствах свободы» (Oration Upon the Beauties of Liberty),произнесенной в 1772 на День благодарения 58.На примере массачусетских петиций видно становление зарождающейся негритянскойпублицистики. В первой, январской петиции, составленной от лица «множества рабов,проживающих в городе Бостон» и подписанной псевдонимом «Феликс», автор текста аттестуетпредставителей черной расы как достойных свободы – ибо «хотя и встречаются порочныенегры», много и тех, что отличаются «хорошим характером от природы, скромных, трезвых,честных, трудолюбивых… добродетельных и набожных, хотя их положение не способствуетукреплению в них религиозного чувства и добродетелей – кроме терпения».
Угнетенные54More H. Slavery, A Poem. L.: T. Cadell, 1788; More H. The Sorrows of Yamba; or, the Negro Woman's Lamentation.L.: Printed to the Cheap Repository for religious and moral tracts, 1797. Это последнее стихотворение частичнопредставляет собой поэтическое переложение петиции Белинды.55Massachusetts Magazine. June 1791.Vol. 3, № 6. P. 573-574. Rpr.: Amazing Grace: An Anthology of Poems aboutSlavery, 1660-1810 / Ed. J. G.Basker.
New Heaven & L.: Yale University Press, 2002. P. 563-564. Антология даетадекватное представление о бытовании упомянутой топики в поэзии второй половины 17-18 вв.56Лучшие образцы революционной публицистики собраны в двухтомной антологии Political Sermons of theAmerican Founding Era: 1730-1805: 2 vols / Ed. E.Sandoz. Indianapolis, IN: Liberty Fund. 1991.57Bruce D. D. The Origins of African American Literature. P.53.58Ibid.49стремятся пробудить сострадание к себе, взывают к милосердию и христианскому чувству иуповают на защиту Всевышнего: «У нас нет собственности.
У нас нет жен. Нет детей. Нетсвоего города. Нет страны. Но у нас есть наш Небесный Отец, и мы намерены, насколькопозволит его милосердие и наша убогая презренная жизнь, блюсти Его заповеди. Особенно мыпостараемся быть послушными нашим хозяевам до тех пор пока Провидению Божию будетугодно содержать нас в узах»59. Две следующих петиции – апрельская и июньская – уже вгораздо большей степени апеллируют к революционным идеалам.
Здесь присутствует отсылкак «естественному праву», напоминание о том, что свобода – дар Божий, который Создательдаровал всем людям без исключения; кроме того, упоминается и проект колонизации:предполагая, что многие белые не захотят видеть свободных негров в качестве полноправныхчленов городской общины, авторы петиции заявляют о намерении собрать средства для отъездав Африку60. Все более и более решительно звучат следующие массачусетские петиции – 1774,1777, 1779 годов.
В двух последних появляются упреки в лицемерии в адрес революционнойАмерики с ее проповедью свободы, верности христианским заповедям и призывами уважатьестественные права 61.Негритянская образованная элита усваивает идеологию, словарь и систему аргументацииангло-американской аболиционистской традиции, формировавшейся со второй половины 17века.
Свой вклад в дебаты вносят и черные американцы, в первую очередь клирики. ЛемюэльХейнс (Lemuel Haynes, 1753-1833), в скором будущем известный новоанглийский религиозныйдеятель, в середине 1770-х пишет стихотворение, прославляющее победу колонистов в битвепри Лексингтоне62 (участником которой он был), а в 1780-е в проповедях защищает идеалыреволюции и выступает против рабства 63. Биография Хейнса дает представление оновоанглийской негритянской элите рубежа 18-19 вв.
Сын негра и белой, происходившей изодной из лучших семей Хартфорда (Коннектикут), он был отдан на воспитание в белую семьюв шт. Массачусетс, поскольку родители после его рождения отказались от него. Получилклассическое образование и в 1780 году принял сан священника. В 1873 году женился на белойженщине из своего прихода в Коннектикуте. С 1783 года в течение 30 лет Хейнс служил и59Felix's Petition. URL: http://www.pbs.org/wgbh/aia/part2/2h22t.htmlDavis T.J.
Emancipation Rhetoric, Natural Rights, and Revolutionary New England: A Note on Four Black Petitions inMassachusetts, 1773-1777 // The New England Quarterly. June 1989. Vol. 62, №. 2. P. 248-263. URL:http://www.jstor.org/stable/366422 .61Ibid. P. 258. См.тж.: A Documentary History of the Negro People of the United States / Ed. H.
Aptheker. N.Y.: CitadelPress, 1971. Vol. 1: From Colonial Times through the Civil War. P. 8-10.62Haynes L. The Battle of Lexington // Amazing Grace : An Anthology of Poems about Slavery. P. 229-231.63Haynes L. Black Preacher to White America: The Collected Writings of Lemuel Haynes, 1774-1833 /Ed. R. Newman.Brooklyn, NY: Carlson, 1990.
xxxviii, 251p.6050проповедовал в белых приходах Новой Англии в штатах Коннектикут, Нью-Йорк, Вермонт 64.Хейнс – далеко не единственный пример черного проповедника в белых приходах. Среди белыхи черных прихожан проповедовали и выступали против рабства, например, Джордж Лиль(George Liele, 1750-1820) освобожденный раб, основатель и пастор Первой Африканскойбаптистской церкви в Саванне, Джорджия; Джон Чейвис (John Chavis, 1763-1838) -чернокожий участник войны за независимость, деятель образования и пастор пресвитерианскойцеркви в Виргинии и Северной Каролине. Заметную роль в становлении негритянскогоаболиционизма сыграли и негритянские масонские ложи, первая из которых была основана в1775 году чернокожим бостонским аболиционистом, методистским священником и участникомвойны за независимость Принсом Холлом (Prince Hall, 1735-1807).Яркий пример усвоения и использования аболиционистской топики в светскойнегритянской публицистике – эссе бывшего раба Цезаря Сартера «Опыт о рабстве»,опубликованное в 1774 году в массачусетской газете 65.
Сартер говорит о рабстве как источникевсякого зла и греха и при этом демонстрирует владение культурным тезаурусом: он выдвигаетту же систему аргументов, что и в текстах белых авторов: апелляция к естественному праву,ссылки на авторитет Писания. Сартер цитирует Исход, призывая вспомнить наказание фараонаи Мириам, оскорбившей эфиоплянку, наложницу Моисея; Числа, Притчи а также Евангелие –«во всем, как хотите, чтобы поступали с Вами люди, так и вы поступайте с ними» -- ипредлагает соотечественником представить себя и своих близких на месте рабов, тем самымпредполагая единую природу и равенство белых и черных.
Сартер воспроизводит сразу двакультурных топоса – Африка как страна невежества и язычества и Африка как первобытныйэдем: «Хотя мы были привезены из страны невежества, так же определенно и то, что мы былипривезены из страны относительной невинности—страны, текущей, так сказать, молоком имедом…»66. Сартер также обращается к теме, которая уже с конца 18 века становится одной изважнейших: двойной стандарт американской демократии и свободы, которая предназначена«только для белых». Обращаясь к революционерам, Сартер заявляет: «Нет нужды указывать наабсурдность вашего стремления к свободе, пока вы держите у себя дома рабов» 67.Томас Джефферсон.
Особое место в истории черной расы в Америке занимаютсочинения Томаса Джефферсона (1743-1826). Именно Джефферсон заложил основу базовойСм. биографический очерк в собр соч. Л.Хейнса: Haynes L. May We Meet in the Heavenly World: The Piety ofLemuel Haynes / Ed. T. Anayabwile. Grand Rapids, MI: Reformation Heritage Books, 2009.
128 p.65Sarter C. Essay on Slavery // Nash G. B. Race and Revolution. Lanham, MD: First Rowman & Littlefield Publishers Inc.,2001. P. 167-170. Впервые опубл: The Essex Journal and Merrimack Packet. 1774. 17 Aug.66Ibid. Р. 169.67Ibid. Р. 170.6451культурной модели негра в США, которая в дальнейшем разрабатывалась как белой, так инегритянской словесностью 68.Джефферсон в связи с негритянской проблемой предстает как фигура двойственная ипротиворечивая: отец-основатель американской демократии – и рабовладелец, один избогатейших плантатаров графства Олбимарл штата Вирджиния; соавтор Декларациинезависимости – и отец дочерей-полукровок, рожденных в результате конкубината 69.
Такаямифология, сложившаяся вокруг фигуры Джефферсона, связана не только с фактамибиографии, но и с той двойственностью, которой отмечены его взгляды.Рабство Джефферсон считал нравственным и социальным злом, нарушением Божественнойволи и естественного закона. Еще в 1770 году он выражает эту мысль устами мулата СэмюэлаХоуэлла, отстаивавшего свое право на свободу в суде: «По естественному закону все людирождаются свободными, каждый приходит в мир с правом распоряжаться собой… Этоназывается личной свободой, которая дарована Создателем естества…»70 Через шесть лет онпровозглашает эту идею в Декларации независимости, но, как известно, фрагмент текста,содержащий осуждение Британской империи за рабство и работорговлю, был исключен изокончательной редакции: так закончился спор между аболиционистами, настаивавшими наформулировке «все люди рождаются свободными», и сторонниками рабства, требовавшимипризнать право на свободу «всех белых людей» 71.В статье 18-й («Нравы») «Записок о Виргинии» Джефферсон подчеркивает, что рабствооказывает разлагающее влияние и на рабов, и на рабовладельцев: «Бесспорно, присутствуетнесчастное влияние существующего у нас рабства на нравы нашего народа.