Диссертация (Негритянская литература США 18 - начала 20 века - проблемы истории и интерпретации), страница 102
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Негритянская литература США 18 - начала 20 века - проблемы истории и интерпретации". PDF-файл из архива "Негритянская литература США 18 - начала 20 века - проблемы истории и интерпретации", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 102 страницы из PDF
«Клотельили Дочь президента»585 беглого раба и известного негритянского аболициониста УильямаУэллса Брауна (William Wells Brown, 1814-1884) 586 считается первым романом, написаннымамериканским негритянским автором. Уэллс Браун опубликовал его не на родине, а в Англии: в1849-1850 гг. он выступал там с аболиционистскими лекциями; узнав о принятии закона обеглых рабах (1850), он не решался вернуться в США до 1854 года. В 1867 г. Браунопубликовал три редакции романа, которые, однако, не внесли существенных изменений всюжет и разработку персонажей. «Клотель» представляет собой весьма эклектичный текст,«ингредиенты» которого дают наглядное представление о генезисе негритянского романа, его«источниках и составных частях».
Это публицистика, невольничьи повествования,аболиционистская художественная проза, благопристойно-сентиментальная литература, впервую очередь плантаторский роман. Романное начало здесь погружено в плотный «кокон»документально-публицистического письма.Публицистический и острозлободневный резонанс придало роману использованиеизвестного анекдота об отце американской демократии и плантаторе-рабовладельце ТомасеДжефферсоне, якобы имевших незаконнорожденных цветных детей от рабыни-полукровкиСалли Хемингс. Этот ход сразу определил пафос романа – разоблачение американскоголицемерия, практики рабовладения, противоречащего Божественным установлениям,естественному праву и основам демократии.
Рабство как духовное, нравственное иобщественное зло предстает в публицистических фрагментах, как источник личных трагедий –в романном сюжете.Роман начинается с публицистического очерка, в котором заявлены главные темыромана – система рабовладения и разрушение семьи в условиях рабства. В дальнейшемроманная линия постоянно перемежается публицистическими отступлениями: документальная3 глава, никак не связанная с сюжетом, посвящена охоте на беглых негров и снабженадокументальным материалом. В главу 20 «вмонтирован» мини –трактат о рабстве в духетрадиции, заложенной еще а 18 в.
– краткий обзор различных исторических форм рабства (вантичности, крепостное право в России и т.д.) и сравнение их с рабством негров в США. В 21главе гимн демократии и панегирик колонистам, прибывшим на «Мэйфлауэр» соседствует с585Brown W.W. Clotel; or The President's Daughter: A Narrative of Slave Life in the United States. L.: Partridge & Oakey,1853. 270 p. URL: http://docsouth.unc.edu/southlit/brown/brown.html. Синопсис см.
в Приложении 2. К наст.работе.586Уэллс Браун, автор автобиографического повествования, о котором шла речь выше, также был автором рядамемуаров, исторических и бытописательских сочинений: Brown W. W.Three Years in Europe: Or, Places I Have Seenand People I Have Met. L.: Charles Gilpin, 1852. xxxiii,312 p.; Brown W.W. The American Fugitive in Europe. Sketchesof Places and People Abroad. Boston, MA: John P.
Jewett, 1855. 315 p.; Brown W.W.The Black Man: His Antecedents,His Genius, and His Achievements. N.Y.: Thomas Hamilton; Boston, MA: R.F. Wallcut, 1863. 312 p.; Brown W.W. TheRising Son, or The Antecedents and Advancements of the Colored Race. Boston, MA: A. G. Brown & Co., 1873. ix,555 p.;Brown W.W. My Southern Home: or, The South and Its People. Boston, MA: A. G. Brown & Co., Publishers, 1880. 253 p.352изображением другого корабля – невольничьего судна, идущего в Америку из Африки, а в 24главе по прибытии Клотель в Виргинию возникает тема восстаний, а вместе с ней – образ НатаТернера и «Великого Мрачного болота», отсылающий одновременно и к страшным событиям1831 года, и ко второму роману Г.Бичер-Стоу. Кроме того, публицистические текстывкладываются в уста тех или иных персонажей. Так, в 6 главе появляется священник преп.Джон Пек – алчный и жестокий рабовладелец и ярый защитник рабства, и вместе ним в романвходит топос двух религий, представленный у Брауна в радикальном варианте – религиюрабовладельцев христианством он не признает, квалифицируя ее как орудие порабощения.Идейный спор преп.
Пека и мистера Карлтона – последователя просветителей, поклонникаВольтера, Руссо и Пейна – способ полемического столкновения двух позиций: мракобеса илицемера, извращающего христианскую религию ради апологетики рабовладения, ивольнодумца, сторонника прогресса и естественных прав. Разоблачая псевдорелигиюрабовладельцев, Браун использует традиционный прием -- приводит проповедь преп. ХонцаСнайдера на тему «рабы, повинуйтесь господам своим…» 587, создавая злую карикатуру напроповедника «религии хозяев». Чуть далее Браун помещает столь же карикатурный«катехизис рабовладельца» и травестирует топос «благословенного прибытия негров в НовыйСвет» от тьмы дикости и язычества к цивилизации просвещению и вере Христовой 588.В романе присутствует и изображение истинной, глубокой христианской веры,действенной любви и милосердия.
Носителем этих высоких добродетелей является убежденнаяаболиционистка, нежная и деликатная благопристойная юная леди Джорджиана, дочь преп.Пека. В уста этой идеальной героини, истинной христианки и противницы рабства, Браунвкладывает целый ряд публицистических лекций – разоблачение проекта колонизации 589,панегирик героям-неграм, сражавшимся за независимость Америки. Джорджиана исповедуетподлинное христианство и Спасителя, который ближе к рабам, чем к господам, ибо он всегдавозле униженных и страдающих (топос мессианства негров 590).
Взаимная симпатияаболиционистки-христианки Джорджианы и просветителя Карлтона несет символическийсмысл, их брак – hieros gamos, священный брак Христианства и Просвещения, порождениемкоторого стала американская цивилизация. В 18 главе представлен утопический проектосвобождения рабов и мгновенного их перерождения под благотворным воздействиемсвободного труда и обретенного чувства человеческого достоинства.Будучи автором автобиографического невольничьего повествования, Уэллс Брауниспользует элементы нарративов беглых рабов и аболиционистского романа: это сцены587Brown W.W. Clotel. P.
94-97.Ibid. P. 98-99, 97.589Ibid. P. 158-159.590Ibid. P.120.588353аукциона -- невольничьего рынка (5 глава), где описывается продажа Каррер, наложницыДжеферсона, и ее дочерей Клотель и Альтезы. Тема беглых рабов возникает уже в 3 главе, гдедаются «технические детали» охоты на беглых негров. В 13 главе описывается какпреподобный Пек охотится на беглецов.
Наконец, 19 глава открывается небольшой «лекцией»о беглых рабах, где приводятся примеры их смелости и изобретательности, а далеерассказывается о побеге Клотель и Уильяма. Браун использует широко известную историюпобега Уильяма и Эллен Крафт (1848 г.) 591 : светлокожая Клотель, как и Эллен Крафт,переодевается мужчиной, чтобы выдать себя за путешествующего джентльмена, а темнокожийУильям исполняет роль слуги-раба.
Как и авторы нарративов, Уэллс Браун заботится одостоверности повествования, нередко использует традиционные прямые обращения кчитателю с заверениями в абсолютной правдивости описываемых событий.Типична для аболиционистского произведения и топика. Это, во-первых семейная тема(разрушительное влияние рабства на семейные и кровные узы, адюльтер, промискутитет,конкубинат, продажа рабовладельцами родных детей). Разумеется, Браун, сделавшийглавными героинями романа полукровок, обсуждает и тему мисцегенации, делая это в духетрадиционной топики «слияния африканской и англо-саксонской крови», объединении вхарактере полукровок различных «расовых» качеств 592.
В центре романа – проблема«смешанных семей», бастардных цветных ветвей почтенных плантаторских родов.Присутствует обязательная тема образования и просвещения негров и цветных и ламентации поповоду отсталости и невежества негров-рабов на плантациях, оставшихся во многом дикарямии полуязычниками. Иллюстрируя этот тезис, Браун, в частности, приводит анекдотическийслучай, когда на вопрос, кто такой Иоанн Креститель, рабы отвечали, что это негр с соседнейплантации 593.
Присутствует и традиционное обличение расовых предрассудков, бытующих наСевере – с ними сталкивается темнокожий раб Уильям во время поездки на железной дороге,что дает автору повод поместить тут же небольшой публицистический очерк о расизма,процветающем в «свободных штатах» (19 глава).
Поднимается и тема белой бедноты (7 глава):это сословие автор упрекает в развращенности, паразитизме, отвращении к труду и крайнемрасизме: «белая голь» полагает, что труд – удел черных рабов, и вся «гордость» низшего слоябелого населения заключается в цвете их кожи. Затрагивается, правда, вскользь,нарождающийся топос «внутрирасового расизма» -- барьеров между разными группами черныхи цветных в зависимости от цвета кожи. Так же мимоходом Уэллс-аболиционист затрагиваетПовествование об этом побеге вышло в 1860 г.: Running a Thousand Miles for Freedom; or, the Escape of Williamand Ellen Craft from Slavery. L.: William Tweedie, 1860.
iv, 111 p.592Brown W.W. Clotel . P. 211.593Ibid. P. 134-135.591354смежные с расовым вопросом проблемы, входившие в «повестку дня» социального евангелизма– женский вопрос, а также проблему алкоголизма и пропаганду «воздержанности».Бытописательский элемент у Брауна связан не только с аболиционистской литературой,но и с плантаторским романом.
Описание печально<b>Текст обрезан, так как является слишком большим</b>.