Диссертация (Ранняя проза Гюстава Флобера - становление творческой индивидуальности писателя), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Ранняя проза Гюстава Флобера - становление творческой индивидуальности писателя". PDF-файл из архива "Ранняя проза Гюстава Флобера - становление творческой индивидуальности писателя", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Отмечая традиции Гете, Руссо, Байрона иБальзака, Э. Сельер рассматривая повести Флобера в одном ряду с «Вертером»Гете, «Рене» Шатобриана», «Жизнью Жозефа Делорма» Сент-Бева, «Оберманом»Сенанкура и «Адольфом» Констана39.Элджернон Коулмен, исследуя становление повествовательного мастерстваФлобера на материале повестей «Мемуары безумца», «Ноябрь» и «Воспитаниечувств», обнаруживает их биографические и литературные источники (Руссо,Готье, Кине). Указывая на сходство мотивов, лексики и ритмических периодов«Мемуаров безумца» и «Рене» Шатобриана, он объясняет это романтическимтипом мироощущения Флобера и тем, как глубоко был он вдохновлен лирическойпрозой Шатобриана.
«Рене-Флобер» Ŕ называет он юного автора40.Такое восприятие ранней прозы нашло сторонников среди флобероведовследующихпоколений.«Между"Ноябрем"и"Рене","Оберманом"и"Живописцем из Зальцбурга" есть очевидная преемственность, ее нельзя незаметить, Ŕ пишет Анри Гийомен, Ŕ но это не копирование, не подражание. Вповести лишь то, что было в нем самом. <…> Во всех произведениях Флобера,созданных до 1843 года, воплощена драма его сознания»41. Искренностью автораобъясняет лирическое начало ранней прозы Ж. Масон: «Невозможно читать38Bertrand L.
Gustave Flaubert. Avec des fragments inédits. Paris: Mercure de France, 1912. Р. 87-88.Seillière E. Le Romantisme des réalistes. Gustave Flaubert. Paris: Librairie Plon, 1914. Р. 9. Оромантических основаниях ранних сочинений пишет Л. Шэнкс (Shanks L. The romanticism ofFlaubert // The Dial. 1915. Vol. 59. P. 316-318).40Coleman A. P. Flaubert's literary development in the light of his «Mémoires d'un fou», «Novembre»and «Education sentimentale». Baltimore: The Johns Hopkins Press et Paris.
Champion, 1914. Р. 8-10.41Guillemin H. Flaubert devant la vie et devant Dieu. Paris: Plon, 1939. P. 25, 151.3914юношескую прозу и письма без ощущения, что совершаешь нескромныйпоступок. Так они искренни, в них Ŕ обнаженная юная душа»42.Литературныеибиографическиеисточникиоставалисьцентромисследований ранних сочинений в 1920Ŕ1950-е годы43.
Ученых интересовалисемейные, дружеские, любовные связи писателя, автобиографические мотивы«Мемуаров безумца» и «Ноября»44.Новые направления исследования Ŕ обращение к проблемам стиля,истолкованию символических образов, изучение набросков и неизданныхсочинений были намечены в работах Дона Деморе, Марианны Бонвит, АнтонииПоцци, Мари-Жанны Дюрри45. Но, как правило, в центре внимания ученых в этигоды оставались три произведения: «Мемуары безумца», «Ноябрь», «Первое"Воспитание чувств"».Началом следующего этапа в изучении раннего творчества Флобера стали1960-е годы.
К этому времени Национальная библиотека Франции приобреларукописи 1835Ŕ1847-х годов, ранее принадлежащие коллекционеру Люсьену-Гро.Среди них были исторические, психологические, философские новеллы, драма«Людовик XI», план восточной сказки «Семь сыновей дервиша», черновые42Mason G. Les Écrits de jeunesse de Flaubert. Paris: Nizet, 1961. Р. 5.Degoumois L. Flaubert à l’école de Gœthe. Genève: Sonore, 1925. 68 p.; Shanks L. P.
Flaubert'sYouth 18211845. Baltimore: The Johns Hopkins Press, 1927. 250 p.; Dumesnil R. En marge deFlaubert. Paris: Librairie de France, 1928. 180 p.; Buzzini L. Gustave Flaubert et Gœthe // RevueBleue. 1930. 18 oct. P. 634-637.44Albalat A. Gustave Flaubert et ses amis. Paris: Plon, 1927. 293 p.; Gérard-Gailly É.
Flaubert et les«fantômes de Trouville». Paris: La Renaissance du Livre, 1930. 213 p.; Gérard-Gailly É. Le GrandAmour de Flaubert. Paris: Aubier, Éd. Montaigne, 1944. 297 p.; Dumesnil R. Le Grand Amour deFlaubert. Genève: Éd. du Milieu du Monde, 1945. 235 p.; Cigada S. Uno scritto autobiografico diFlaubert: «Quidquid volueris» (le origini del capitolo ottavo di «Madame Bovary») // Aevum. 1956.Settembre Ŕ Dicembre. P. 505-524; West C.
B. Gustave Flaubert et Harriet Collier: première rencontreà Trouville (documents inédit) // Revue d’histoire littéraire de la France. 1957. JanvierMars. P. 1-9;Henriot E. Eulalie fut-elle aimée par Flaubert? // Historia. 1958. Décembre. P. 538-541.45Demorest D. L. L' Expression figurée et symbolique dans l'œuvre de Gustave Flaubert. Paris: LesPresses Modernes, 1931. 692 p.; Bonwit M. The significance of the Dog in Flaubert's «Educationsentimentale» // Modern Languages Association. 1947. June. P. 517-524; Bonwit M. Gustave Flaubertet le principe d'impassibilité // Modem Philology.
1950. Vol. 33, No. 4. P. 263-420; Pozzi A. Flaubert.La formazione letteraria (1830Ŕ1856). Milano: Garzanti, 1940. 224 p.; Durry M.-J. Flaubert et sesprojets inédits. Paris: Nizet, 1950. 416 p.4315наброски. Некоторые из них были опубликованы Луи Конаром в 1910 году,другие оказались совершенно неизвестными46.Крупным событием в истории флобероведения стала монография ЖанаБрюно, предпринявшего анализ ранних сочинений Флобера с тем, чтобы«выявить литературные источники его произведений, проследить эволюциюи лучше понять его зрелое творчество» 47. Жану Брюно принадлежит перваяклассификация ранних сочинений. Учитывая их жанровую природу, онвыделил исторический, психологический, философский (мистический) иавтобиографический циклы.Исследования1960Ŕ1990-хгодовбылиоснованына«далеконебезупречном» издании Луи Конара48.
Однако, круг изучаемых текстов в этигоды стал значительно шире. Произведения философского и психологическогоциклов явились объектом историко-литературных, генетических исследований ипсихоаналитических интерпретаций49. Среди работ 1970-х годов, отметим особоезначение книги Сартра «L’Idiot de la famille: Gustave Flaubert de 1821 à 1857»50. В46Pierrot R., Lethève J. Op. cit.Bruneau J. Les Débuts littéraires de Gustave Flaubert. 1831Ŕ1845. Р. II.48«Каролина Франклин-Гру, бывшая редактором, пренебрегла многими юношескимипроизведениями Флобера, публикация текстов оставляет желать лучшего, комментарии к нимнедостаточны». (Bruneau J. Les Débuts littéraires de Gustave Flaubert. Р. II).49Diamond M.-J.
Flaubert's Quidquid volueris: the Colonial Father and the Poetics of Hysteria //Substance. 1998. No. 85. Р. 71-88; Unwin T. Art et infini. L’œuvre de jeunesse de Gustave Flaubert.Amsterdam; Atlanta: Éd. Rodopi, 1991. 211 p.; Daprini P.
De l'imaginaire oriental de Flaubert dansses œuvres de jeunesse // New Zealand Journal of French Studies. 1989. Vol. 10, no. 1. P. 15-19;Felman Sh. «Mémoires d'un fou», «Novembre». Modernity of the Commonplace // Critical Essays onGustave Flaubert / éd. L.
M. Porter. Boston : G. K. Hall & Co., 1986. P. 29-48; Feyler P. Monstres etmaléfices dans l'œuvre de jeunesse de G. Flaubert // Eidôlon. 1979. No. 6. P. 1-54; Gothot-Mersch C.Portraits en antithèse dans les récits de Flaubert // Essais sur Flaubert. Paris: Nizet, 1979. P. 285-311;Demorest J.-J. Flaubert: objets // Essais sur Flaubert. Paris: Nizet, 1979. P. 112-128; Demorest J.-J.Flaubert's First Sentimental Education // The American of Society Legion of Honor Magazine. 1967.Vol. 38, no. 1. P. 97-110; Robert M., Adamov A.
L'art et la vie de Gustave Flaubert // Cahiers RenaudBarrault. Numéro spécial: Flaubert. 1967. No. 59. Р. 66-105; Dumesnil R. La Vocation de GustaveFlaubert. Paris: Gallimard, 1961. 267p.; Cottin M., Bruneau J. Le manuscrit de Passion et Vertu // LesAmis de Flaubert. 1960. N. 16. P. 25 Op. cit. P. 25.50Sartre J.-P.
L’Idiot de la famille: Gustave Flaubert de 1821 à 1857. Vol. I-II. Paris: Gallimard, 1971.2136 p.; Sartre J.-P. L’Idiot de la famille: Gustave Flaubert de 1821 à 1857. Vol. III. Paris: Gallimard,1972. 667 p. Сартр Ж.-П. Идиот в семье. Гюстав Флобер с 1821 до 1857 года. СПб.: Алетейя,1998.
647 с. [Русский перевод Е. Плеханова].4716предисловии автор назвал ее продолжением философского очерка «Проблемыметода» (1960) с его главным вопросом: «Что можно знать сегодня о человеке?»51.Сартр, по замечанию Л. Г. Андреева, «ощущал неудовлетворенность всемиболее ранними попытками осуществить "изучение человека", создать портретличности, причем во всех случаях это была личность художника»52.
Ранняя прозаФлобера стала ключом к ответу на вопрос о сущности творческой личности.Предпринимаядетальныйанализраннихмистерий,исторических,философских и психологических новелл, автобиографических повестей Флобера,философ стремиться понять не только «современного человека», но и себя.Исследуя личность Другого, он больше говорит о себе. «Книга Сартра Ŕ этоавтобиографический роман, так как автобиография наилучший способ обрестиидентичность»,ŔутверждаетЖаннаБен53.НотрактовкаСартромэкзистенциального опыта Флобера, его представлений о феномене бесконечности,истине, знании, вере, воплощенных в ранних произведениях, имеет бесспорную инепреходящую ценность.Важными в 1970Ŕ1990-е годы остаются проблемы поэтики, эстетики имировоззрения Флобера54.