Диссертация (Ранняя проза Гюстава Флобера - становление творческой индивидуальности писателя), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Ранняя проза Гюстава Флобера - становление творческой индивидуальности писателя". PDF-файл из архива "Ранняя проза Гюстава Флобера - становление творческой индивидуальности писателя", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
И все, созданное Флобером до знаменитого романа:исторические, психологические и философские новеллы, видения и мистерии,историческая и философская драмы, автобиографические сочинения, Ŕ долгоевремя было, «словно не в счет».Флобер хранил все свои завершенные, но не изданные произведения,доверял читать их близким друзьям, и возможно, предназначал к печати. «Азнаешь, Ŕ писал он Максиму Дю Кану, Ŕ неплохая идея Ŕ сидит себе этакиймолодчик лет до пятидесяти, ничего не публикует, и вдруг, в один прекрасныйдень, издает полное собрание сочинений»21.Этого не случилось, и архив Флобера, за исключением несколькихрукописей, унаследовала его племянница и воспитанница Каролина Комманвиль(Франклин-Гру).
Она передала рукописи 1856Ŕ1880 годов, Историческойбиблиотеке Парижа и Национальной французской библиотеке. Юношескиеманускрипты наследница хранила на вилле Танит в Антибе, где жила с 1893 годадо своей кончины22.Каролина Комманвиль намеревалась опубликовать полное собраниесочинений. Флобера, но издание его ранних литературных опытов представляласьей преждевременным: она не была знакома с ними, эти новеллы, повести имистерии могли оказаться несовершенными, или слишком личными, чтобы19Bruneau J.
Les Débuts littéraires de Gustave Flaubert. Р. 103.Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде: в 2-х т. Т. 2. М.: Худож. лит., 1984.С. 223. Жоржу Шарпантье, 16 февраля 1879 г. Выделено Флобером.21Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде: в 2-х т. Т. 1. М.: Худож. лит., 1984.С.
46. Максиму Дю Кану, май 1846 г.22Национальной библиотеке были переданы рукописи и черновые варианты «Саламбо» и «Трехповестей», Руанская муниципальная библиотека получила манускрипты романов «МадамБовари», «Бувар и Пекюше» и черновые набросками к ним, а Историческая библиотекаПарижа-рукопись «Воспитания чувств» 1864 года.2010сделать их известными публике. В «Воспоминаниях о Гюставе Флобере»Каролина Комманвиль упомянула об увлечении будущего писателя театром, опьесах, какие сочинял он в детстве, и отметила два бесспорно ценных и, на еевзгляд, достойных издания произведения Ŕ «Воспитание чувств» (1845)23 и«Искушение святого Антония» (1849)24.В 1885 году Альбер Кантен поместил избранные фрагменты раннихпроизведений в приложение к «Трем повестям» Флобера25.
Жорж Шарпантье в1886 году воспроизвел их без изменений в приложении к путевым запискамФлобера «Путешествие в Бретань»26.Так читателям стали известны отрывки из «Этюда о Рабле» (1839),отдельные сцены из мистерий «Пляски Смерти» (1838), «Смар» (1839) и девятьстраниц повести «Ноябрь» (1842). Эти фрагменты и повесть «Мемуары безумца»(1839), опубликованная ее владельцем, коллекционером Пьером Дозом, в течениенескольких лет оставались единственным источником представлений о раннейпрозе Флобера27.В примечания к изданиям Кантена, Шарпантье и Доза были упомянутыисторические новеллы 1836 года «Смерть герцога де Гиза», «Две руки на однойкороне», «Нормандская хроника Х века», эссе «Борьба Церкви и Империи» (1837)и «Рим и цезари» (1839).
В 1906 году, Каролина Комманвиль опубликовалаизбранный перечень юношеских сочинений писателя, сопроводив его небольшимвступлением28. Впервые в этом списке были названы психологические ифилософские новеллы 1837 года «Страсть и добродетель», «Quidquid volueris»,23Этот роман во французском флобероведении принято называть «La Première Éducationsentimentale» («Первое ŖВоспитание чувствŗ»), чтобы отличить его от одноименногопроизведения, завершенного в 1869 году.24Commanville C.
Souvenir sur Gustave Flaubert. Paris: A. Ferroud, 1895. Р. 10.25Flaubert G. Trois Contes suivis de Mélanges inédits. Paris: A. Quantin 1885. 398 p.26Flaubert G. Par les Champs et par les Grèves (Voyage en Bretagne) accompagné de Mélanges et deFragments inédits. Paris: Charpentier, 1886. 331 p.27Впервые повесть была опубликована двумя выпусками в «Revue Blanche». Тираж былраспродан, и в том же году появилось второе издание:Flaubert G. Les Mémoires d’un fou / éd.
byPierre Dauze. Paris: Floury, 1901. 163 p.28Commanville C. (Franklin Grout). Les Œuvres de jeunesse de Gustave Flaubert // Journal de Rouen.1906. 28 avril. P. 5-6.11«Адская греза». Каталог всех рукописей, унаследованных ею, был опубликовантолько в 1931 году29.В начале ХХ века значительная часть ранних произведений оставаласьнеизвестной даже по названиям. Эмиль Фаге, автор первой монографии отворчестве Флобера, упомянул в ней только о первой версии «Искушения святогоАнтония», повести «Ноябрь» и утраченной исторической драме «Фредегонда иБрунгильда». Исследователь не видел рукописей этих произведений, об ихсуществовании он узнал из писем Флобера30. И для Рене Дюмениля источникомпредставлений о мистерии «Смар», повести «Ноябрь» и «Первом "Воспитаниичувств"» стала переписка Флобера31.Рене Дешарм, предваряя свой труд списком неизданных сочиненийФлобера, так объясняет эту необходимость: «Многие юношеские произведения,хранимые наследниками писателя, до сих пор не опубликованы, а стольинтересные тексты, как «Пляски Смерти», «Смар», «Ноябрь», «По берегам идолинам» известны лишь во фрагментах.
Первая из трех версий «Искушениясвятого Антония» остается тайной для читателей, и полного издания его писем несуществует»32.В 1910 году Луи Конар в приложение к собранию сочинений Флоберапоместил три тома его ранних произведений. В это приложение вошли известныечитателям «Мемуары безумца», «Ноябрь» и «Воспитание чувств», избранныеисторические, психологические, философские новеллы, мистерии «Смар» и«Пляски Смерти». Это издание послужило основой работ о ранней прозе,предпринятых в 1913Ŕ1915-е годы33.29Catalogue de la succession Franklin-Grout.Faguet E. Flaubert. Paris: Hachette, 1899. 192 p.31Dumesnil R. Flaubert, son hérédité, son milieu, sa méthode.32Descharmes R.
Op. cit. P. 3.33Flaubert G. Œuvres de jeunesse inédites (183[?]Ŕ1838). Vol. XI (1): Appendice aux œuvrescomplètes de Gustave Flaubert. Paris: Louis Conard, 1910. 546 p.; Flaubert G. Œuvres de jeunesseinédites (1839Ŕ1842). Vol. XII (2): Œuvres diverses. Novembre: Appendice aux œuvres complètes deGustave Flaubert. Paris: Louis Conard, 1910. 546 р.; Flaubert G.
Œuvres de jeunesse inédites (1845Ŕ1846). Vol. XIII (3): Appendice aux œuvres complètes de Gustave Flaubert. Paris: Louis Conard,1910. 365 p.; Flaubert, G. Œuvres de jeunesse inédites. Vol. III. 1845Ŕ1846: L'Éducation sentimentale3012В трудах первого поколения исследователей наметились два подхода краннему творчеству Флобера. Так, Эдвард Вильгельм Фишер и Эдуард Мэйниальвидели в сочинениях 1830 Ŕ 1840-х годов явление глубоко подражательное,ценное с точки зрения биографической, интересное лишь теми чертами, чтопозволяли угадывать в них будущего автора «Бовари». Ранние произведения, Ŕобобщает свои наблюдения Э.В. Фишер, Ŕ привлекают не художественнойценностью, но тем, что в них отразилась душа юного автора.
«До 1850-х годов Ŕпишет он, Ŕ мы не встретим в текстах Флобера, каким восхищаемся. Он еще несформировался. Это еще не тот художник, но уже тот человек: с тем женеприятием буржуа и прописных истин, тоской по минувшему, жаждойневедомого, благородной гордостью, пылкой преданностью идеалам искусства,чувством одиночества, скепсисом и пессимизмом Ŕ эти чувства стали источникомего творчества»34.Эдуард Мэйниаль признавал автобиографическое значение «Мемуаровбезумца», стилистические достоинства первого «Искушения святого Антония», ноизвестные ему произведения 1830-х годов считал «детскими забавами».
Флобер,полагал он, не считал себя писателем всерьез, и сочинял для того, «чтобы датьволю воображению и выход чувствам»35. Этот взгляд был воспринят некоторымиучеными. Так, в книге Альбера Тибоде ранняя проза представлена беглымочерком. Исследователь видел в ней не столько литературный, сколькобиографический факт36. Подражанием считает Бенжамин Барт и ранниеисторические новеллы Флобера, и его автобиографические повести37.Иной подход предлагают исследования Рене Дешарма, Луи Бертрана,Элджернона Коулмена, Эрнеста Сельера, Льюиса Шэнкса.
Не отрицаялитературных влияний, ученые признают и биографическую, и художественнуюценность ранних сочинений, а романтическое начало в них объясняют(version de 1845): Appendice aux œuvres complètes de Gustave Flaubert. Paris: Louis Conard, 1910.365 р.34Fischer E. W. Études sur Flaubert. Leipzig: Julius Zeitler, 1908. Р. 18.35Maynial E.
La Jeunesse de Flaubert. Paris: Mercure de France, 1913. Р. 75.36Thibaudet A. Gustave Flaubert. Paris: Gallimard, 1935. Р. 9-33.37Bart B. Flaubert, plagiarist of Chateaubriand // Modern Language Notes. 1950. May. P. 336-339.13особенностями мировоззрения писателя. Луи Бертран, размышляя о структурехудожественногомираФлобера,предлагаетрассматриватьеговинойперспективе и центром считать, не «Бовари» и «Воспитание чувств», но«Искушение святого Антония» и «Саламбо»38. Романтическим основанияммировосприятия Флобера посвящена монография Эрнеста Сельера. «Мемуарыбезумца» и повесть «Ноябрь» для автора Ŕ не подражания, их психологизм неоценен по достоинству, полагает он.