Диссертация (Ранняя проза Гюстава Флобера - становление творческой индивидуальности писателя), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Ранняя проза Гюстава Флобера - становление творческой индивидуальности писателя". PDF-файл из архива "Ранняя проза Гюстава Флобера - становление творческой индивидуальности писателя", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Срединих были работы биографические, историко-литературные, компаративные.Ученые обращались к проблемам эстетики, поэтики и метода Флобера, генезисуего произведений, их психоаналитическому истолкованию и переводческойрецепции, и проблема «Флобер в свете литературной критики» приняла в этовремя самостоятельный характер4. Но вскоре уверенность в том, что «о Флобере1Descharmes R. Flaubert.
Sa vie, son caractère et ses idées avant 1857. Paris: Ferroud, 1909. P. 2.Bruneau J. Les Débuts littéraires de Gustave Flaubert 18311845. Paris: Armand Colin, 1962. Р. I.3Martinez M. Flaubert, le Sphinx et la Chimère. Flaubert lecteur, critique et romancier d'après saCorrespondance. Paris: L'Harmattan, 2002. Р. 7.4Основные исследования, опубликованные к этому времени, представлены в Библиографии в26известно все», обнаружила свою иллюзорность. Многие исследования не толькоявились итогом предшествующих изысканий, они же открыли «другого»Флобера5, определив новые направления научного поиска. Среди значительныхявленийэтоговремениназовемпубликациюРаймондойДебре-Женеттколлективного труда «Flaubert à l'Œuvre», обращенного к ранней прозе и роману«Бувар и Пекюше».
Именно эти произведения станут объектом пристальноговнимания флобероведов в XXI веке6. Особой ценностью обладает книга ЖанныБен о философской драме «Искушение святого Антония», положившая началоисследованиям всех трех версий этого малоизученного текста7. Важным событиемстало издание второго тома полного собрания писем Флобера. В него вошлаписьма 1851 Ŕ 1858 годов, свидетельствующие о восточном путешествии Флобераи его эстетических размышлениях во время работы над романом «ГоспожаБовари» и первыми главами «Саламбо».Это пятитомное издание было начато Жаном Брюно и завершено ИваномЛеклерком8.
Опубликованные к 1980 году первые два тома вызвали глубокийинтерес ученых к эпистолярному наследию Флобера9. За ними последовалииздания избранных писем и переписки Флобера с Жорж Санд, Тургеневым,Гонкурами, Мопассаном, Альфредом Ле Пуатвеном и Максимом Дю Каном10.разделах: «Труды о творчестве Флобера» и «Библиографические работы».5Flaubert, l’autre. Lyon: Presses universitaires de Lyon, 1989. 186 p.6Flaubert à l'Œuvre / présentation par R. Debray-Genette. Paris: Flammarion, 1980. 217 p.7Bem J. Désir et savoir dans l'œuvre de Flaubert.
Etude de La Tentation de Saint Antoine. Payot,1979. 620 p.8Flaubert G. Correspondance. Vol. V / éd. présentée, établie et annotée par J. Bruneau, Y. Leclerc;avec la collaboration de J.-F. Delesalle, J.-B. Guinot, J. Robert. Paris: Gallimard, Bibliothèque de LaPléiade, 2007. 1556 p.9L’Œuvre de l’Œuvre: Études sur la correspondance de Flaubert / еd. R.
Debray-Genette, J. Neefs.Saint-Denis: Presses Universitaires de Vincennes, 1993. 192 p.10Dialogue des deux troubadours: Correspondance entre George Sand et Flaubert de 1863 à 1876 /préface de G. Lubin. Paris: Les Cent Une, 1978. 124 р.; Flaubert G. Correspondance. Paris: Gallimard,1998. 850 p.; Flaubert G. Correspondance. Vol. IV / éd.
établie, présentée et annotée par J. Bruneau.Paris: Gallimard, Bibliothèque de La Pléiade, 1998. 1484 p.; Flaubert G. Correspondance. Vol. V / éd.présentée, établie et annotée par J. Bruneau, Y. Leclerc. Paris: Gallimard, Bibliothèque de La Pléiade,2007. 1556 p.; Flaubert G. Lettres d'Orient. Bordeaux: L'Horizon chimérique, 1990. 334 p.; GustaveFlaubert Ŕ George Sand : сorrespondance / texte éd., préfacé et annoté par A. Jacobs. Paris:Flammarion, 1981. 598 p.; Gustave Flaubert Ŕ Guy de Maupassant: сorrespondance (1873Ŕ1880) / éd.présentée, établie et annotée par S. Kerandoux.
Rennes: La Part commune, 2009. 378 p.; Gustave7Допоявленияэтихизданийученыерасполагалидокументамимногочисленными, но фрагментарными и лишенными контекста. Полноекомментированное собрание писем, публикация переписки Флобера открылиисточники мысли писателя, дали возможность исследовать становление егоэстетики и мировоззрения.Серьезным стимулом новой волны интереса к Флоберу явилось полноекомментированное издание записных книжек и рабочих тетрадей писателя,предпринятое Марком-Пьером де Биази в 1988 году11. Эта публикация позволилавидетьрядомсФлоберомзнаменитыхромановигениальныхписем«колоссальную фигуру "третьего Флобера": автора неизданных произведений,творца в его отношениях с текстом»12.В настоящее время сочинения Флобера, его письма, рукописи и черновыенаброски остаются источником бесчисленных интерпретаций, комментариев исложныхтеоретическихпостроений.«Невозможносегодняговоритьолитературоведческих проблемах не упоминая Флобера, не говоря о его влиянии»,Ŕ отмечает автор диссертации, посвященной истории флобероведения, Пап МоудиНианг13.
Обобщая итоги флобероведения XIXŔXX веков, исследователь наметилтри возможных направления литературоведческих исканий.Во-первых Ŕ труды междисциплинарного характера, с привлечениемметодов социологии, психоанализа, философии. Во-вторых Ŕ комментированныеиздания произведений и рукописей Флобера. В-третьих, что особенно важно длянас, Ŕ работы историко-биографического и историко-литературного характера.«Феномен автора, малоинтересный структуралистам, становится все более иболее важным. Необходимо видеть связь творчества и мировоззрения писателя,рассматривать произведение в парадигме: текст, творец, читатель, общество», Ŕутверждает исследователь. Сегодня возник новый интерес к творческомуFlaubert Ŕ Guy de Maupassant: сorrespondance / texte établi, préfacé et annoté par Y.
Leclerc. Paris:Flammarion, 1993. 513 p.11Flaubert G. Carnets de travail / éd. critique et génétique établie par P.-M. de Biasi. Paris: Balland,1988. 955 p.12Biasi P.-M. de. Flaubert, l'Invention du roman moderne // Magazine littéraire. 2001. No. 401. P. 3.13Niang P. M. Op. cit. Р. 345.8субъекту, творческой личности. И мы должны признать, что историческаякритика,остается,несмотрянасвоенесовершенствоединственновневременной»14.Гипотезаученогооказаласьверной.Современноефлобероведение,представленное изысканиями междисциплинарного характера, генетическими,историко-литературными, биографическими трудами15, остается «пространством,открытым для научной полемики, по-прежнему широким и новым»16. И попрежнему актуальными остаются слова Жана Брюно, сказанные в 1963 году:«Перечитывая, труды флобероведов с начала ХХ века, сверяясь с изданиями егопроизведений, читатель испытывает неудовлетворенность, и порой весьмаглубокую: облик Флобера по-прежнему остается искаженным»17.Причиной тому судьба наследия Флобера.
Ранние, созданные до романа«Госпожа Бовари», в 1831Ŕ1849 годы, произведения не были опубликованы прижизни писателя18. После его кончины рукописи, насчитывающие более двухтысяч страниц, оказалась в частных, не всегда доступных исследователямколлекциях, печатались в отрывках, часто с ошибками. Многим поколениямфлобероведов они были известны лишь фрагментарно. Собрания сочиненийФлобера открывались, как правило, романом «Госпожа Бовари». Эта книга была иостается центром творческой биографии писателя Ŕ самая ранняя его новелла,«Людовик XIII», была создана в 1831 году, за четверть века до появлениязнаменитого романа, и ровно столько же оставалось ему жить и писать в 185614Niang P. M. Op. cit.
Р. 345.Sur les pas de Flaubert. Approche du paysage / sous la direction de P. Antoine. Amsterdam; NewYork: Rodopi, 2014. 216 p.; Ernst J. Naissance du corps dans les Œuvres de jeunesse // Flaubert ŔMaupassant. 2006. No. 19. P. 33-56; Flaubert. Les pouvoirs du mythe / éd. P.-M. de Biasi. Paris: Éd.des archives contemporaines, 2014. 182 р.; Gott H. M. Ascetic Modernism in the Work of T.
S. Eliotand Gustave Flaubert. London; N. Y., 2015. 256 p.; L’Œuvre de l’Œuvre: Études sur lacorrespondance de Flaubert; Poyet T. Flaubert, une jeunesse d'ours: Récit biographique. Paris:L’Harmattan, 2011. 206 p.; Wall G. À l’ombre du père // Revue Flaubert. 2012. No. 12.
URL:http://flaubert.univ-rouen.fr/revue/article.php. (accessed 12.03.2015); Wall G. Flaubert: A Life. NewYork: Farrar, Straus and Giroux, 2001 413 р.; Winock M. Flaubert. Paris: Gallimard, 2013. 544 p.16Niang P. M. Op. cit. P. 351.17Bruneau J. Les Débuts littéraires de Gustave Flaubert. Р. I.18Исключение составили два юношеских текста. В 1837 году в руанской литературной газете«Колибри» были опубликованы новелла «Библиомания» и физиологический очерк «Урокестественной истории. Вид: приказчик».159году, когда вся Франция в первый раз читала историю Эммы.
Трудно найти книгуо Флобере, автор которой не цитировал бы фразы, известной со словписательницы Амели Боске, повторенной Гонкурами и приписываемой Флоберу:«Бовари Ŕ это я!»19. Но сам писатель признавался: «Бовари» до смерти мненадоела. Меня замучили с этой книгой. Ибо все, что написано мною с тех пор,словно не в счет»20.