Проблема трагического в поэзии В.С. Высоцкого
Описание файла
PDF-файл из архива "Проблема трагического в поэзии В.С. Высоцкого", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВАНА ПРАВАХ РУКОПИСИРУДНИК НИНА МИХАЙЛОВНАПРОБЛЕМА ТРАГИЧЕСКОГО В ПОЭЗИИ В.С. ВЫСОЦКОГО10.01.01. — РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРАДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТАФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУКНАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬДОКТОР ФИЛОЛОГИЧЕСКИХНАУК, ПРОФЕССОР КЕДРОВСКИЙ А.ЕМОСКВА, 1994ОГЛАВЛЕНИЕ.Введение..........................................31. Баллада как форма выражения трагического впоэзии В.С. Высоцкого171.1.
Баллада Высоцкого в контексте развитияжанра (конец 50-х — 70-е г.г.)171.2. "Балладный мир" поэта: усиление трагическойинтонации типологических мотивов241.2.1. Мотивы дороги и дома251.2.2. Мотивы мирового круговорота и образыстихий311.3. Качественные изменения в структуре балладыВысоцкого411.3.1. Исключительность эпического события411.3.2. Лирическое многоголосье баллад451.3.3.
Усиление драматизма. Баллады-трагедииВ.С.Высоцкого.............762. В поисках гармонии: проблема цикла942.1. Закономерности возникновения формы цикла.... 942.2. Тенденции циклообразования как отражениеглубоких внутренних противоречий авторскогосознания1002.2.1. Проблема "человек и вещь" в циклах балладного облика: от цикла-комедии к циклу-трагедии1002.2.2.
Циклы поэмообразной структуры: трагифарсВ.С. ВысоцкогоЗаключениеСписок литературы.108143..... 154- 3 1. Введение."Кто кончил жизнь трагически, тот — истинный поэт..." Камертон личной и творческой судьбы В. Высоцкого, написавшего этуфразу, — чувство трагического. Оно давало духовные силы находиться в реальном времени и пространстве посреди умышленной,фантастической советской действительности 60 — 70-х г.г., в которой человек не думал о сегодняшнем дне, существуя то ли во имясветлого будущего, то ли вообще не обременяя себя размышлениями о ценностных ориентирах собственного бытия. Жизнь в такихусловиях постепенно теряла смысл, почва уходила из-под ног.
Начинались судорожные поиски того, что могло бы заполнить образовавшуюся пустоту внутри собственной личности. Возникалииллюзии самые разнообразные, начинались игры: воображения, интеллектуальные, в материальное благополучие и т.п., или попросту люди довольствовались лишь удовлетворением стихийных прихотей и страстей. Тем более невероятной представляется загадка слова В. Высоцкого, при столкновении с которое высекаетсяв душах слушателей искра трагического огня, ибо только "трагедия нас ... уловляет в сети собственной совести" (Л.
Выготский[59, 291]). Поэт, чье творчество дает ощущение осмысленностижизни, начинает восприниматься в качестве символа эпохи [279;63], героя времени [34, 8]. Поэтому подход к поэзии Высоцкого сточки зрения одной из важнейших онтологических проблем — проблемы трагического, поставленной в историко-литературном аспекте, — поможет в разрешении вопроса о границах и природе писательской оригинальности художника. Без ответа на этот вопрострудно выяснить принадлежность творчества барда к культуре или- 4 субкультуре, обозначить его место в историко-литературном процессе 60 — 70-х г.г., установить литературоведческие причины феноменальной популярности В.
Высоцкого, чьи песни наряду с песнями А. Галича спасли честь поколения (о. А. Мень).Остановимся кратко на некоторых аспектах изучения вопроса отрагическом в творчестве художника, поскольку подробной историивопроса применительно к объекту исследованияпрактически не существует. Цель нашего обзора — выявить проблемы, связанные спредметом изучения, проблемы, ставящие перед исследователем такие вопросы, ответ на которые еще не прозвучал.Прежде всего надо сказать, что по не имеющим отношения к литературе причинам полемика о поэзии Высоцкого не была возможной в60 — 70-е годы в полном объеме. Но разговор, хотя и затрудненный,все же велся: так, на "доносную" статью Г.
Мушты и А. Бондарюк в"Советской России" [180] последовал отклик на Западе — размышления В. Маслова в "Посеве" [165]. Вопрос о природе таланта Высоцкого ставился и тогда (например, М. Моргулисом [178]), и позднее,в 80-е годы (В. Толстых [235], Е. Сергеев [214], Т. Баранова [24] идр.). О трагической сущности его песенной поэзии стали говоритьименно в 80-х, когда начался аналитический период исследованиятворчества [33, 270 — 271; 238; 27]. О ней писали Д. СамОйлов, А. Межи¬ров, Ю. Нагибин, Ю.
Трифонов [207; 208, 167; 181; 240]. Н. Эйдельман,пытаясь найти истоки поэзии Высоцкого, вспоминает о М. Лунине, оПушкине и пишет, сопоставляя с ними современного поэта: "Свободные, веселые, трагические люди; веселость их, внутренний свет темвиднее, чем чернее жизненные обстоятельства" [271]. Трагическоедарование Высоцкого отмечали и его собратья по актерскомуцеху(А. Демидова [84], В. Золотухин [107], В. Смехов [225] и др.).Многие театральные критики обращаются к проблеме трагического в- 5 творчестве Высоцкого, анализируя сценическое поведения поэта вконцертах, роли, сыгранные им: Галилей, белогвардейский поручик Брусенцов, Дон Гуан, не говоря уже о Гамлете, роли, нераздельно слитой с собственной личностью художника [18; 25; 61; 69; 70;277; 128; 203; 269; 275].О первоисточнике творчества Высоцкого размышляла Н.
Крымова.Она назвала его "военный" цикл трагическими песнями, вызывающимистоль необходимый катарсис [130, 104]. Н. Крымова писала: "Нам дано было наблюдать художника, наделенного редчайшим чувством трагического. Это чувство редко, потому что беззащитно... Высоцкийничем не защищался и ничего не имитировал. Он был предрасположенк трагическому и не отворачивался, не прятался, а шел навстречу,во весь голос отвечал, во все уши слышал, всем телом содрогался.Ему трудно было помочь" [130, 106].
Н. Крымовой принадлежит идругое проницательное замечание относительно мотива осмысленияотчаяния у Высоцкого. [131, 108] (Отчаянию как необходимому двигателю трагического уделял особое внимание Л. Шестов [см. 2 6 5 ] ) .Однако Н. Крымова не останавливается на конкретных проявлениях впоэзии Высоцкого проблемы трагического, поскольку эта задача ине стояла перед театральным критиком.Нельзя сказать, что литературоведы обошли вниманием проблему трагического в поэзии Высоцкого (см. работы Ю.
Карякина [145].С. Чупринина [261], Вл. Новикова [188; 189; 191; 192; 193], Ю.А ндреева [13; 14; 15], В. Зайцева [103], М. Золотоносова [106]), однакочаще всего исследователи ограничивались лишь констатацией факта.Одним из первых к вопросу о драматизме мироощущения поэта обратился и Л. Долгополов. Он писал об особенностях конфликта, приведшего художника к трагическому финалу: это "конфликт с пустотой, с отзвучавшим и опустевшим временем. Ведь Высоцкий, как и-6-Есенин, как и Блок, был одинок и чувствовал это всегда" [87, 12].Исследователь отметил вновь сложившуюся ситуацию, при которойискусство стало судьбой, когда внешняя биография "раствориласьв биографии души, в биографии стихов и песен, породив на светтакого "героя, какого еще не знала русская поэзия." [87, 7, 9 ] .Л.
Долгополов указывает на отличительные черты лирического герояВысоцкого: непримиримая борьба с обыденностью, поиски героического начала; это герой, всегда находящийся в испытательной ситуации [87, 7, 9, 15]. "Такого лирического напряжения, усиленногонеобычайной — на износ — манерой песенного исполнения, русскаяпоэзия до Высоцкого не знала".
Эпоха 60—70-х годов обрела, помнению Л. Долгополова, героико-трагическое воплощение в творчестве Высоцкого, причем порой авторская позиция и позиция литературного героя оказываются нераздельно слиты. [87, 15].Об особенностях лирического героя Высоцкого писали такжеН. Федина [245], М. Воронова [58], Н. Фисун [249], Л. Томенчук [237],однако они, в отличие от Л.
Долгополова, не ставят вопрос об истоках и причинах возникновения образа подобной степени экспрессивности. Более радикально склонен решать эту проблему американский исследователь К. Лозарски, объясняя воздействие поэзии Высоцкого лишь его харизматической личностью [264; см.
также 239].Многие исследователи говорят о трагическом одиночестве поэта(например, Н. Рубинштейн [204, 194]), ставят проблему влияния философии экзистенциализма на творчество художника [219, 34], но этитемы остаются еще неисследованными. Указывают на появление впоэзии Высоцкого "нового человека с новой нравственной системой"Л. Долгополов [87, 9] А. Скобелев и С. Шаулов [219, 51], В. Инютин[112, 96], Вл. Новиков [188, 188 — 199]), но не анализируют конкретные поэтические способы воплощения образа нового героя, особен¬- 7 -ности его смыслового наполнения, следствия исканий персонажа.Пытаются это сделать лишь авторы немногочисленных работ, связывающих утверждение этических идеалов с религиозными поисками(В. Малышев и О.
Смирнов [159], А. Лосев и Р. Симагин [150], М. Кудимова [132]). Даже столь важный вопрос о свободе воли в поэзииВысоцкого исследуется в отрыве от понятия "трагическое" (А. Скобелев и С. Шаулов [218, 219], А. Назаров [182, 90], А. Югов [274, 16 —17], G. Sosin [282, 303 — 305], G. Smith [281, 71 — 72]). Все перечисленные выше сферы исследований, как представляется, могут бытьрассмотрены с точки зрения проблемы трагического, будучи неразрывно связанными с ней.В последнее время в связи с публикацией монографий А. Скобелева и С.