Диссертация (Формирование толерантности в межличностных отношениях в детском и подростковом возрасте (на материале Кабардино-Балкарской Республики)), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование толерантности в межличностных отношениях в детском и подростковом возрасте (на материале Кабардино-Балкарской Республики)". PDF-файл из архива "Формирование толерантности в межличностных отношениях в детском и подростковом возрасте (на материале Кабардино-Балкарской Республики)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Проблемы формирования моральной и политической толерантности [R.J. Colesante, 1997; B. Barnes, 2001; A.Е. Galeotti,2001], осмысления социальных прав и выделение индикаторов толерантности40[S. Bahmanpoor,1999] находятся в сфере внимания исследователей.Толерантность – это «норма ценности отличий другого человека и поддержка этих отличий» [Асмолов А.Г., 2004, с. 4], она проявляется в способности человека «справедливо относиться к тем, кто обладает отличительными особенностями» [The American Heritage Dictionary. New York: DellPublishing, 1994].Обобщенными критериями толерантности личности являются такиекачества, как знание себя, ответственность, чувство юмора, автономность испособность к эмпатии [Allport G., 1954].
Г. Олпорт выделяет два пути развития личности – толерантный и интолерантный. Толерантный путь выбираетчеловек свободный, доброжелательный, с позитивной «Я-концепцией». Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих людей,потребностью в порядке, желанием сильной власти.Толерантную личность отличает то, «...что она не приемлет дихотомическую логику. Такой человек едва ли согласится с тем, что есть только дватипа людей – «сильные и слабые» или что «есть только один правильныйспособ делать что-либо». Толерантный человек не делит окружающий мир на«правильный» и «неправильный», его отличает устойчивость к фрустрации.Ему не свойственно впадать в панику из-за ограничений, он готов нести ответственность за свои неудачи. Он чувствует себя комфортно внутри своегоэго и не испытывает потребности в экстернализации конфликта вовне [Олпорт Г., 2003, с.
41].Эти же характеристики присущи субъекту со сформированной идентичностью, о которой говорит Л. Краппман. Он связывал позитивную идентичность с наличием у субъекта взаимодействия способности к ролевому дистанцированию и эмпатии, толерантности к возникающим противоречиям иуспешной презентации собственной идентичности [Krappmann L., 1969].Вообще проблема терпимости, толерантности в той или иной мере рассматривается психологами гуманистического направления, затрагивающими41вопросы развития личностной сферы.
Непосредственно проблема толерантности ставится не всеми из них, однако многие положения их теорий позволяют провести анализ толерантности с помощью схожих терминов. По сути,идеи гуманистической психологии, заложенные в работах А. Маслоу, К.Роджерса и В.Франкла, являют собой методологические основы толерантности.
Аналогично можно сказать и о «самости» Г. Юнга, а также о «продуктивном характере» Э. Фромма и «социально полезном типе» А. Адлера.Чаще всего имплицитно или эксплицитно подразумевается, что толерантной личности очень близки некоторые характеристики «самоактуализирующейся личности». По А. Маслоу – это принятие себя, принятие других,принятие мира, аутентичность, социальный интерес, креативность, демократизм, метамотивированность. В теории «здоровой личности» А. Маслоу толерантность является важным принципом, который позволяет осмыслитьособенности самоактуализации. Изложенные в этой теории характеристики испособы достижения самоактуализации личности, практически созвучны стребованиями развития толерантности в межличностных отношениях.
Авторусматривает в самоактуализации ряд возможностей: принимать людей такими, какие они есть; налаживать доброжелательные отношения с окружающими и др. [Теории личности…,1996].В «человекоцентрированной» концепции К. Роджерса красной нитьюпроходит идея недирективности, которая исходит из отсутствия надменности, безусловного принятия другого человека, эмпатии и конгруэнтности.Это позволяет достичь согласования между «идеальным Я» и «реальным Я»,что в итоге дает возможность адекватно-толерантного отношения как к себе,так и к другим людям. Тем самым обеспечивается формирование толерантности в межличностных отношениях.Особое значение в концепции В. Франкла придается понятию «стремление к жизни». Определяющим критерием «стремления к жизни» выступаетпринятие или же непринятие субъектом ответственности за нахождение этого смысла, а также реализацию ценностей.
По мысли В. Франкла, человек не42может жить только для себя. Ему необходимо чувствовать, что он связан смиром и направлен на него. Для него важна ориентированность на что-то иликого-то, кого он любит. Понятие «самотрансценденция» позволяет В.Франклу передать суть этой идеи.
Согласно смыслоориентированному экзистенциональному анализу самотрансценденция как направленность во внешний мир и интенциональность являются основополагающими фактами существования человека [Франкл В., 1990]. Можно допустить, что такая открытость миру является одним из показателей толерантного отношения к людям.Как правило, в психологии толерантность рассматривается как устойчивое или ситуативно обусловленное индивидуальное свойство.
Толерантность в этом случае предусматривает способность сохранять устойчивость вситуации фрустрации и связана с процессом саморегуляции. Термин«фрустрационная толерантность» используется для характеристики устойчивости к фрустраторам.Точка зрения А. Маслоу сводится к тому, что основы повышеннойфрустрационной толерантности закладываются в раннем детстве, и связаноэто с удовлетворением базовых потребностей человека. Предполагается, чтоудовлетворение базовых потребностей формирует особый иммунитет к возможной фрустрации, и она не страшит человека, потому что развиваетсясильный и здоровый характер.
Истоки такого характера видятся в базовомчувстве удовлетворенности. В принципе, речь идет о сильной личности, которая не боится осуждения, не пасует перед возникающими трудностями испособна плыть против течения во имя справедливости и правды. Такого человека отличает умение любить и дружить по-настоящему. Однако с равнойубедительностью толерантность к фрустрации может быть связана с элементарным привыканием.И все же наиболее очевидной является предпосылка, согласно которойбазовое чувство удовлетворенности, обнаруживающееся в раннем детстве,составляет наиболее прочный фундамент для развития фрустрационной толерантности.
Человеку с развитым чувством безопасности и уверенности43свойственно сохранять спокойствие и уверенность при любых обстоятельствах, даже самых опасных. Очевидно, что повышение уровня фрустрации(если можно говорить о слабой и сильной фрустрации) имеет не только личностные, но и социальные последствия [Маслоу А.Г., 2006].Как правило, выделяются две формы фрустрации: интрапунитивная иэкстрапунитивная. Лица со слабой нервной системой чаще проявляют интрапунитивную форму фрустрации, с сильной нервной системой – экстрапунитивную форму, т.е.
агрессию. Интрапунитивная форма фрустрации характеризуется аутоагрессией: обвинением в неудаче самого себя, появлением чувства вины. Человек имеет подавленное настроение, испытывает тревогу, отличается замкнутостью и молчаливостью. Экстрапунитивная форма связана свозникновением внутреннего «подстрекателя» к агрессии, с направленностьюагрессии вовне (внешнеобвинительные реакции).
Человек обвиняет в случившемся обстоятельства, других людей. У него появляются раздражительность,досада, озлобленность, упрямство, стремление добиться поставленной цели вочто бы то ни стало. Поведение вследствие этого становится мало пластичным,примитивным, используются ранее заученные формы поведения, даже еслиони не приводят к нужному результату [Ильин Е.П., 2004].Толерантность характеризуется психофизиологической, психологической и социально-психологической устойчивостью человека к внешним влияниям. Одним из основных показателей толерантности человека являетсяпсихологическая устойчивость к стрессовым, неопределенным ситуациям.Согласно G.H.
Hofstede неопределенность – это пребывание в неструктурированных ситуациях (unstructured situations) [Hofstede Geert Jan., 1997]. В качестве индикаторов, отражающих способы совладания с неопределенностью,G. H. Hofstede выделил ориентацию на правила, стабильность занятости истресс. Он подчеркивал, что социальные правила, ритуалы, образовательныестандарты, религиозная ориентация, а также технологии обусловливают то,каким образом человек реагирует на неопределенность. В зависимости откультурных различий степень избегания неопределенности проявляется по44разному.В настоящее время в зарубежной и отечественной философии, психологии, этике существует множество концепций толерантности.
Значимымипризнаками толерантности человека выступают совокупность позитивныхустановок и его индивидуальная система ценностей. Образ толерантной личностисочетаетважнейшиехарактеристики,отражающиепсихолого-этические линии человеческих отношений: гуманность, предполагающая внимание к самобытному внутреннемумиру человека, веру в его доброе начало, человечность межличностныхотношений, отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства человека; рефлексивность – глубокое значение личностных особенностей, достоинств и недостатков, установление их соответствия толерантному мировосприятию; свобода, выражающаяся в дисциплине и долге, не приемлющая насильственных предписаний и запретов, способная привести к верным законам, авторитет которых – гарантия их реализации в жизни; ответственность – проявление внутренней силы в ситуации принятиярешения, его качественного выполнения на основе вариативного подхода и системы личных требований; защищенность – гарантия понимания и поддержки, ощущение безопасности и объединение с другими людьми в противостоянии пагубномувоздействию социума; гибкость – умение в зависимости от состава участников событий и возникших обстоятельств принять решение, выстраивать системы отношений на основе владения полноценной информацией; уверенность в себе – адекватная оценка собственных сил и способностей, вера в возможность преодоления препятствий; самообладание – владение собой, управление эмоциями, поступками;45 вариативность – многомерный подход к оценке окружающей жизни ипринятие адекватных сложившимся обстоятельствам решений; чувство юмора – ироничное отношение к несуразным обстоятельствам,непродуманным действиям, умение посмеяться и над собой.В структуре толерантности как психосоциальной характеристики личности в целом можно выделить три подсистемы:1) когнитивную – свидетельствует о внутренних установках и знанияхчеловека (представление о толерантности, процессах, характеризующихсятолерантной направленностью);2) эмоциональную – объединяет относительно устойчивые чувства человека к объектам, выражающиеся в эмоциональной оценке (эмоциональноценностные отношения к людям, чужому мнению, этническим вопросам);3) деятельностную – раскрывает склонность к тому или ному типу социального поведения, основой которого является понимание, сотрудничество;общая направленность деятельности человека относительно объектов и явлений социальной значимости.Указанные компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы.