Диссертация (Формирование толерантности в межличностных отношениях в детском и подростковом возрасте (на материале Кабардино-Балкарской Республики)), страница 15
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование толерантности в межличностных отношениях в детском и подростковом возрасте (на материале Кабардино-Балкарской Республики)". PDF-файл из архива "Формирование толерантности в межличностных отношениях в детском и подростковом возрасте (на материале Кабардино-Балкарской Республики)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 15 страницы из PDF
Ещё в 30-х годах 20 века Э. Фромм провел анализтридцати первобытных племен на предмет агрессивности/миролюбия и выделил три разных типа: А, В, С. Эти общества отличались друг от друга не тольконаличием или отсутствием агрессивности, но и структурой характеров. Например, в разных типах обществ встречались разные индивидуально-личностныечерты характера. Они не всегда были связаны с агрессивностью.К системе А Э.
Фромм отнес жизнеутверждающие общества. Можноутверждать, что, по существу, это такие общества, где царит идеальная толерантность. В чем эта толерантность проявляется?В обществе, относящемся к данной системе, все обычаи и нравынаправлены на сохранение и развитие жизни во всех ее сферах. В них редковстречаются проявления враждебности, насилия или жестокости и не обнаруживаются репрессии, поскольку не существует проблемы преступления инаказания.
В результате полностью отсутствуют войны или же они малозначительны. В воспитании исключены телесные наказания, дети растут в атмосфере дружелюбия. Женщины и мужчины пользуются равными правами. Вдействительности, женщины не эксплуатируются и не унижаются. В обществе почти не обнаруживаются зависть, тщеславие и жадность.
Им чужды и уних нет ни индивидуализма, ни соперничества. Зато доминируют принципыкооперации (коллективности). Личная собственность ограничивается предметами индивидуального обихода. Надежность, доверие и обязательность –непременное условие межличностных отношений. То же самое распространяется и на отношение к природе.В целом в обществе типа А преобладает хорошее настроение и депрессивные состояния случаются крайне редко. Это иллюстрирует возможноститолерантных установок, определяющих субъект-субъектность отношений.Толерантные установки в межличностных отношениях предопределяютпризнание за другими людьми права иметь свои представления и действоватьсообразно им в значимой ситуации.
Но это не тождественно равнодушию или76безразличию. Здесь просматриваются явные признаки добродушия и деликатности.На наш взгляд, существенное значение для оптимизации установок толерантных взаимоотношений (в семейной обстановке, в профессиональнойсреде и др.) имеет построение адекватной для данной ситуации психологической дистанции.
Как правило, причиной конфликтов и других проявленийинтолерантности является неправильное построение такой дистанции: построение ее либо как слишком близкой, с опасностью постоянного вторжения в «личное пространство» другого человека, – либо как чрезмерно отдаленной, с неизбежными явлениями недоверия, отчужденности, тревоги, неуверенности, отсутствия достаточной гарантии взаимопонимания.Как и в отношении потенциала толерантности, психологическая дистанция не является неким раз и навсегда установленным параметром успешныхвзаимоотношений, как детско-родительских, так и супружеских.
Эта дистанция существенно флуктуирует в зависимости от предмета отношений, психического состояния, настроения, сложившихся норм поведения в данной ситуации и пр. Поэтому характерный для психологических взаимоотношений такт,включающий в первую очередь чувство психологической дистанции, необходимо формировать и специально отрабатывать на материале относительно незначимых ситуаций с детьми и взрослыми, строя интуитивные и плохо вербализуемые приемы построения оптимальной психологической дистанции.Психологическая дистанция включает не только характеристики типа«допустимо – недопустимо», но и в различной степени условно допустимыехарактеристики человеческих взаимоотношений, с учетом значимости ожидаемого результата совместных действий и функциональных возможностейучастников переживать соответствующие трудности.
Здесь, как в другихслучаях, следует учитывать неизбежные процессы интеграции, кумуляциинегативных моментов взаимоотношений: то, что вполне допустимо в качестве эпизодического, относительно редкого, может оказаться совершенно недопустимым в качестве систематического, регулярного и постоянного.77Толерантные установки в отношениях исключают стереотипичностьвосприятия другого человека на основе этнокультурных, конфессиональныхи иных различий. При этом допускается, что модель поведения личностиможет отличаться по этническим, религиозным и другим признакам, которыеявляются специфическими для их носителя.Толерантные установки, реализуемые в субъект-субъектных отношениях, проявляются в том, что модели поведения, не всегда совпадающие с ожиданиями, но не диссонирующие с общепринятыми поведенческими нормамии не провоцирующие конфликтную ситуацию, воспринимаются спокойно.Это состояние хорошо выражено в предписании, составленном для лиц,начинающих заниматься йогой: «Душа должна быть подобна стоячей воде».Способность сострадать, сочувствовать и проявлять эмпатию – постулат, которым руководствуются психологи в практической деятельности.
Этихарактеристики присущи личности с установками на субъект-субъектные отношения. Позитивный потенциал толерантных установок проявляется и втом, что они не позволяют причинять страдания другому человеку, совершать насильственные действия в отношении него.Итак, толерантные установки связаны с субъект-субъектными отношениями, исключающими проявление агрессивных и враждебных реакций вконтексте взаимодействия.
На основе толерантных установок формируетсясубъект-субъектная парадигма отношений: доброжелательность, компромиссность и сотрудничество, предполагающие отказ от доминирования и насилия. Толерантные установки содействуют трансформированию враждебногомышления и поведения. Согласие, уважительное отношение к «инаковости»,опора на созидательный потенциал толерантности, взаимопонимание и взаимоподдержка,доброжелательность–важнейшиекритериисубъект-субъектных толерантных отношений.§ 1.5. Истоки интолерантного ресурса установокв межличностных отношениях78Насилие, жестокость, агрессивность – далеко не полный перечень деструктивных явлений, характерных для нового века.
Наряду с этим нарастаетчисло исследований проблемы толерантности как важного принципа ненасилия, гуманизма и мультикультурализма.Эти процессы характерны и для современной России. Распространенность социально осуждаемых моделей поведения как неотъемлемых атрибутов современного общества, наводит на предположение о том, что интолерантность, «...несмотря на ее явную патологичность, неизбежна и, более того,в каком-то проявлении необходима для стимулирования защитных сил общества» [Дюркгейм Э.].
Если исходить из этого положения, исследования психологов по интенсивному поиску своеобразного «философского камня», способного обеспечить толерантность во взаимодействии людей, являются значительным вкладом в укрепление «защитных сил общества».С чем нельзя мириться толерантному человеку? Нельзя толерантно относиться к насилию и жестокости, ограничению прав человека и несправедливому отношению к нему, дискриминации по какому бы то ни было признаку. За гранью толерантности находятся любые проявления девиантности,экстремизма и терроризма.Г. Олпорт фиксирует внимание на том, что о благотворном феноменетолерантности известно гораздо меньше, чем о предубежденности и интолерантности [Олпорт Г., 2003].В научной литературе нетерпимость определяется как «отказ принимать во внимание иные мнения, обычаи, верования и права, отсутствие способности считаться с внешним окружением» [Jgnatieff M., 1999].
Интолерантность проистекает из убежденности человека или группы в том, что ихсистема верований или образ жизни являются высшими по отношению к системе верований, образу жизни других групп [Reardon B.A., 2001].А.Г. Асмолов с соавт. усматривает один из путей постижения смыслови границ толерантности в анализе форм и проявлений ее противоположности79– интолерантности и нетерпимости. Нетерпимость к другим людям – «это непросто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что онвыглядит, думает, поступает иначе, иногда просто за то, что он существует.… Речь идет об индивидуальном и коллективном «комплексе превосходства», который, начинаясь с неприятия, отторжения и принижения иныхформ образа жизни, может привести к различным проявлениям реализацииэтого комплекса, в том числе и к геноциду.
Нетерпимость определяет предпочтение подавления, а не убеждения… Нетерпимости ненавистны любыеинновации, так как они отвергают или изменяют старые модели… ее результаты могут проявляться в широком диапазоне – от обычной невежливости ираздражения до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожениялюдей» [Асмолов А.Г. и др., 2001, с.10].На связь понятий феноменов толерантности и интолерантности обращают внимание не только психологи, но и философы, социологи. ТрудыЛ.М.