Диссертация (Формирование толерантности в межличностных отношениях в детском и подростковом возрасте (на материале Кабардино-Балкарской Республики)), страница 16

PDF-файл Диссертация (Формирование толерантности в межличностных отношениях в детском и подростковом возрасте (на материале Кабардино-Балкарской Республики)), страница 16 Психология (29102): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Формирование толерантности в межличностных отношениях в детском и подростковом возрасте (на материале Кабардино-Балкарской Республики)) -2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование толерантности в межличностных отношениях в детском и подростковом возрасте (на материале Кабардино-Балкарской Республики)". PDF-файл из архива "Формирование толерантности в межличностных отношениях в детском и подростковом возрасте (на материале Кабардино-Балкарской Республики)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора психологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 16 страницы из PDF

Дробижевой посвящены социально-психологическим аспектам пределов межэтнической толерантности. Л.В.Скворцов и другие ставят вопрос онравственных, идейных, мировоззренческих и даже физиологических, гигиенических границах толерантного отношения человека к «другому».Обратим внимание на то, что «с отношением к «другому» мы постоянно соприкасаемся, фиксируя не только различные формы девиаций или поведения тех или иных маргинальных групп, но и просто сталкиваясь с другойточкой зрения, другим мнением, которые отличаются от наших собственных[Собкин В.С., 2004, с.5]. Известная фраза «есть только две точки зрения: одна– моя, другая – неправильная» лежит в основе противоречий, возникающих вконтексте взаимодействия с другим.

Однако толерантность не означает снисходительность [Beach, W.,1947], отсутствие возражений или безразличие кнесправедливости, а уважительное отношение к особенностям каждого человека [Ury, W., 1999, р.127.]. Толерантность не предполагает «уступку или потворство всякой … позиции, это отнюдь не …индифферентность к любымвзглядам и действиям, как и не смирение перед…злом. Не может быть согла80сия между правдой и ложью, добром и злом. Искусственное стремление добиться полного «согласия» неизбежно обернется еще большим злом» [Толерантность…, 2004, с.15].Причины возникновения интолерантности видятся в том, что «психикачеловека содержит инстинкты самосохранения и сохранения своего потомства, в соответствии с которыми происходит деление окружающих людей на«своих» и «чужих». В силу этих инстинктов человек лоялен к «своим» и подозрителен (часто враждебен) к «чужим».

Это естественно и необходимо длявыживания человека в окружающем его мире.В то же время в процессе взросления человек усваивает нормы и ценности своей ближайшей культурной среды – так происходит его становлениекак представителя определенной человеческой общности. Но данный процесс протекает сложно и противоречиво: с одной стороны, человек осознаетсвое положение среди похожих на него людей и вырабатывает толерантноеотношение к ним, а с другой – он осознает и свою индивидуальность и неповторимость. В этой ситуации проблема заключается в том, чтобы в каждомконкретном случае определить степень толерантности и не утратить при этоминдивидуальность. Для решения этой задачи необходимо определить пределы, границы толерантности, принятые в культуре [Толер.

сознание и формир.толер. отношений, 2002, с. 28].Тот факт, что существуют пределы, за которыми призыв к толерантности становится неуместным, даже опасным, признается многими. Разногласия связаны с выяснением того, где проходит эта граница [MendusS.,1989,1999; Williams S. M. & Waldron J.,2008] и возможно ли вообще определить тот предел, за которым запускаются механизмы интолерантности.Рассуждая о границах свободы и толерантности, обращается внимание напротиворечия, которые могут возникнуть между индивидуальными и общественными ценностями [Cohen-Almagor, R.,1994].М. Ворнок в статье «Границы толерантности» предлагает доверитьсясвоим чувствам, интуиции при оценке того или иного явления как терпимого81или нетерпимого.

По сути, речь идет о принципе симпатии и антипатии. Однако «критерий невыносимости может как безразмерно расширить круг явлений, которым будет отказано в толерантности, так и неоправданно сузитьего. Для одного человека «невыносим» рабский труд негров на плантациях, адля другого – цвет кожи этих людей» [Ворнок М., 2002, с. 47].Психологическими механизмами, обеспечивающими принятие субъектаиной культурной принадлежности являются развитая идентичность личности,устойчивый образ его Я-концепции и способность отождествлять себя со значимыми другими. При наличии этих условий, «инаковость» субъекта взаимодействия не представляется как вызывающая опасения. Очевидно, что пределы (границы) толерантности существуют. Их не следует игнорировать и с ними необходимо считаться.

Не всегда эти пределы являются адекватными и оптимальными для раскрытия психологического пространства взаимодействия,бесконфликтного общения. Значительная часть деструктивных конфликтовразвертывается именно в силу неадекватного построения границы толерантности – интолерантности, допустимого/недопустимого в актах поведения. Так,М.С. Мириманова приводит пространственную модель соотношения зон«мирных отношений», толерантности и интолерантности, т.е. недопустимогово взаимоотношениях, по существу, резко ограничивающего психологическоепространство взаимодействия [Мириманова М.С., 2001].

Именно это ограничение реального конструктивного взаимодействия, включая общение, и приводит к возникновению актуального конфликта, когда одно и то же психологическое пространство поведения одним человеком рассматривается как недопустимое, а другим – как допустимое. Толерантное пространство – это в психологическом плане зона потенциального конфликта, в этой зоне нередко обасубъекта взаимодействия рассматривают некоторую форму поведения в однойи той же негативной модальности, но, тем не менее, как «все еще допустимуюпри учете ряда обстоятельств», т.е. условно допустимую.Насколько допустимо интолерантное отношение?Ответ мы находим у И.А.Ильина. Он использовал термин «заставле82ние» как вид волевого воздействия на человека, используемый для того, чтобы вынудить сделать что-либо или прекратить какую-либо деятельность.

Заставление следует применять в том случае, когда уговоры и убеждения неведут к ожидаемым результатам. И.А. Ильин различает два вида заставления– психическое и физическое. Психическое заставление направлено на достижение самоизменения через внешнее понуждение и воздействие на мотивыповедения человека, физическое связано с принуждением к изменению человека силой. Заставление преследует цель совершения поступков самим человеком или же другим лицом. Когда требуемые поступки совершает кто-тодругой, то они не являются подлинными.

Подлинность поступка определяется самостоятельностью действий и независимостью мотивов. Физическоепринуждение может лишь помешать совершению злодеяния и не позволитьзлой воле вылиться в соответствующий поступок. «Физическое понуждение»– термин, означающий физическое заставление [Ильин И.А.,1993].Вместе с тем И.А. Ильин ясно представлял недостаточность волевоговоздействия для того, чтобы вызвать истинную любовь и веру.

Любые запреты, принуждения и угрозы порождают лишь лицемерную любовь и веру, поскольку внешнее давление может вызвать видимость подчинения. Тольколичностное включение понуждаемого может привести в действие его духовные силы. Закономерность, связанная с тем, что низшая духовная сила подчиняется высшей, может или актуализировать ее, или же остановить изнутри.Со всей очевидностью утверждается, что внешняя сила физического принуждения и сила духа – абсолютно гетерогенны и чужеродны друг другу. Эторазные силы, и принадлежат они разным сферам.Согласно И.А. Ильину «заставление» – это родовое понятие по отношению к «насилию».

Жертва для насильника является лишь средством удовлетворения своего интереса или похоти. Обращаясь к своей жертве, он могбы сказать: «Ты не автономный дух, а подчиненная мне одухотвореннаявещь, ты во власти моего произвола».Всякое ли использование силы к «несогласному» можно считать наси83лием?Ключ к пониманию этого вопроса дает И.А.Ильин: «Насильник нападает, пресекающий отражает.

Насильник требует покорности себе самому;понудитель требует повиновения духу и его законам. Насильник презираетдуховное начало в человеке; понудитель чтит его и обороняет» [ИльинИ.А.,1993].Насилие является предосудительным заставлением, которое исходит иззлой души или же направленное на зло. Оно противолюбовно, противодуховно и может быть как психологическим, так и физическим, используемымкак по отношению к другим, так и по отношению к себе.Вместе с тем И.А. Ильин утверждал, что «тело человека не выше егодуши и не священнее его духа; оно совсем не есть неприкосновенное святилище злобы или неприступное убежище порочных страстей.

Тело злодея естьего орудие, его орган; оно не отдельно от него; он в нем присутствует, он внего влит и через него изливает себя в мире. Его тело есть территория егозлобы, и эта духовно опустошенная территория отнюдь не экстерриториальна для чужого духа. Благоговейный трепет перед телом злодея, не трепещущего перед лицом Божиим, противоестественен» [Ильин И.А., 1993, с. 35].Он указывал на неизбежность принятия духовного компромисса человеком, решившимся осуществить физическое пресечение зла.

Это и понятно:толерантность находится в органичной взаимосвязи с совестью и честью.К какому компромиссу может прийти человек, стремящийся к сохранению нравственности и при этом пресечь злодеяние?Данную проблему И.А.Ильин рассматривал на двух уровнях – теоретическом и практическом. На практическом уровне основное значение придается способности морального сознания совместить высочайшую требовательность к человеку с терпимостью и трезвостью, когда дело доходит доконкретных результатов и жизненных ожиданий. Поскольку ни человек, ниусловия его жизни не являются идеальными, то и говорить об абсолютнойнравственной чистоте и безупречности кого-либо не приходится (кто без гре84ха – пусть первым кинет камень).

Речь, скорее всего, идет о золотой серединеи минимальном допущении зла.Рассматривая проблему на теоретическом уровне, И.А. Ильин утверждал, что убийство любого человека не может быть названо нравственнымпоступком. Весь трагизм ситуации как раз и заключается в том, что из неенет идеального исхода и нравственного ответа на вопрос, должен ли человек,считающий себя нравственным, применять или не применять силу в борьбе сагрессивным внешним злом.

Применять или не применять силу решает самчеловек и зависит это от степени его зрелости и сознательности, посколькуна практике пресечение зла – всегда исключительное деяние.И.А. Ильин признавал, что нравственный человек вынужден иногда совершать неправедные поступки. Он берет бремя внешней борьбы со злом насвои плечи, ответственность за свой поступок и даже, может быть, вину занего.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее