Диссертация (Формирование толерантности в межличностных отношениях в детском и подростковом возрасте (на материале Кабардино-Балкарской Республики)), страница 17
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование толерантности в межличностных отношениях в детском и подростковом возрасте (на материале Кабардино-Балкарской Республики)". PDF-файл из архива "Формирование толерантности в межличностных отношениях в детском и подростковом возрасте (на материале Кабардино-Балкарской Республики)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 17 страницы из PDF
Пресечение зла таким человеком не становится отпадением от совершенства по причине личной слабости человека. Это отступление от совершенства происходит по объективной необходимости и является проявлениемличной силы. И такой поступок требует духовного компромисса, когда требуется «бескорыстное принятие своей личной неправедности в борьбе созлодеем». Перед «лицом сущего злодея совесть зовет человека к таким свершениям, которые доступны только Божеству и Его всемогуществу, и для которых ни мысль, ни язык человека не имеют ни понятий, ни слов» [ИльинИ.А., 1993, с.122].Как полагает М.П. Мчедлов, традиции нетерпимости человека проявляются в довольно значительной степени.
«Показателем отсутствия устойчивых традиций ненасилия и терпимости … является то, что в целом российское общество не отвергает использование насилия, принуждения, в том числе военной силы, как возможного аргумента политических и идеологическихоппонентов… И дело в том, что это не вызывает открытого …осуждения. А сдругой стороны – правящая элита, использовав насилие в качестве допустимого метода для достижения своих …целей, подала дурной пример другим,85особенно молодежным, группам [Толерантность…,2004, с.
20-22].Крайними формами интолерантности являются экстремизм и терроризм. Согласно логике М.П. Мчедлова, «лучшей питательной средой для экстремистских проявлений являются неудовлетворенность насущных материальных потребностей и духовных запросов, чувства ущербности и униженности, нереализованные патриотические чувства, чувство национального поражения и т.д.» [Толерантность…,2004, с. 27].Если взглянуть через призму этих представлений на феномен интолерантности, то в значительной мере становятся понятными причины распространенности протестных моделей поведения в молодежной среде.Позиция М.П. Мчедлова относительно «исламского экстремизма» заметно отличается от других точек зрения идеей, что он не является исключительной угрозой, и считает его мифом.
В подтверждение этой мысли приводится ряд аргументов: «Во-первых, стремление прикрыться религиознымиидеями для оправдания своих противоправных действий в мире наблюдаетсяво многих странах, где распространены различные религии. Так, в Ольстереили Хорватии противостояли и противостоят приверженцы христианскихконфессий. А самое главное в том, что ислам как религия не может быть экстремистским. Другое дело – распространение радикализма среди мусульманской молодежи России, ставка сепаратистов на использование ислама дляоправдания экстремизма и терроризма.
Однако причины распространенияэтих идей среди молодых людей кроются не в исламе, а в большей мере вусловиях жизни последователей этой религии в том или ином регионе страны. По данным исследований, именно среди мусульманской молодежи подчас выше уровень безработицы, ниже уровень жизни, у них большие трудности в адаптации к современным реалиям, в том числе и из-за патерналистских мусульманских традиций; патриархально воспитываемая молодежь болезненнее, чем последователи других религий, переживает кризис традиционных ценностей и образа жизни» [Толерантность…, 2004, с. 42]Какие условия способствуют развитию интолерантности в межлич86ностных отношениях?Актуализация моделей взаимоотношений определенного свойства происходит в зависимости от того контекста, в котором они реализуются.
Характерные для стабильного общества причины нетерпимости наполняются новым содержанием в нестабильных условиях. Сегодня получили свое развитиенационализм, ксенофобия и терроризм.Предрассудки и ксенофобия (неприязнь к чужакам – иным этносам, религиозным меньшинствам, к специфическим, заметно отличающимся отбольшинства общества по целям и интересам социальным группам и т.д.) являются результатом деятельности психики, которая пытается выработатьправдоподобное «рациональное» толкование в ответ на ощущение угрозывнешнего мира.
Постоянный поиск «врага» рождает потребность в защите,выражающейся в приобщении к некой общности «своих», которые всегдасильнее «чужих». Терпимость, толерантность в этом аспекте означают отказот догматизма, признание многообразия истины, что требует внутренней силы, уверенности в своей способности найти истину в диалоге.
Нетерпимыйчеловек, напротив, требует однозначности: «кто не с нами – тот против нас»[Темичева Е.].А. Капто обращает внимание на характерные психологические признаки нетерпимости. К ним он относит повышенную чувствительность, раздражение, резкие эмоциональные взрывы в виде ненависти и негодования, манифестные формы поведения, повышение уровня порога эмоционального реагирования на окружение, возрастающую степень выраженности агрессивного и враждебного отношения. Упоминаются такие важные механизмы, каксамоограничение, самодисциплина, самовоспитание и равноправный компромисс, без которых немыслима толерантность [Капто А., 2001].В качестве факторов формирования нетерпимости (интолерантности)во взаимоотношениях исследователи выделяют:- эгоцентризм (и его разновидность культуроцентризм) – склонностьполагать свой образ жизни единственно верным, часто приводящая к нетер87пимости, агрессии по отношению к другому образу жизни. Культуроцентризм отвечает потребности индивида быть включенным в группу и экзистенциальной потребности в расширении своего «Я».
Культурная идентификация укрепляет человека в системе смыслов, которая обеспечивает порядок и способствует обретению личного достоинства. Преодоление эго икультуроцентризма связано с действием механизмов «децентрации» [ПиажеЖ.,1994], то есть с умением координировать свою точку зрения с другими;- активизация процессов внутригрупповой суггестии (направленной на«сплочение» группы) и внешнегрупповой контрсуггестии (перцептивного«отдаления» от иной культуры) [Поршнев Б. Ф.,1979];- склонность к «группомыслию», «заражению фанатизмом», несвободному, а потому и безответственному следованию за лидерами (А.Г. Асмолов);- социальная категоризация и социальная идентичность [Tajfel, 1981,1982;Tajfel,Turner,1986],социальныестереотипы[B.C.АгеевН.М.Лебедева, Т.Г.
Стефаненко].Соответственно проблемы интолерантности проявляются в чувствесобственной или этнической исключительности (этноцентризме); в неприятии и негативизме ко всему незнакомому.Проблема неконструктивных моделей поведения неразрывно связана спроблемой толерантности. Последовательность этой взаимосвязи можнопредставить следующим образом: толерантность – источник психологической устойчивости, психологическая устойчивость – источник конструктивных моделей поведения. Отсутствие толерантности – основа развитиянеконструктивных поведенческих моделей.Каковы истоки интолерантного ресурса во взаимоотношениях людей?Одним из важных компонентов, обусловливающих негативные отношения, является стойкая фрустрация витальных и/или духовно-нравственныхпотребностей.
Фрустрация рассматривается в психологии как блокированиецеленаправленного поведения. Она создает мотивацию для агрессивности. В88основе агрессивности, как и интолерантности, лежит враждебность. Это значит, что теории агрессии могут быть использованы как объяснительные в отношении интолерантности.Однако открытым остается вопрос о том, всегда ли фрустрация обусловливает агрессивные и интолерантные тенденции?J. Dollard и др. [1939] отмечают, что движущей силой развития человеческой личности является теория фрустрации, которая всегда существует, таккак внешний мир враждебен человеку. Развитие человека, по мнению ученого, должно пойти вопреки воздействиям внешнего мира, который готовит испытания, – они могут носить разный характер, выступая в виде физических,моральных, духовных фрустраций, и вся жизнь подчинена борьбе с этимипрепятствиями.
Как только человек вступает в эту жизнь, он сталкивается спрепятствиями, на которые приходится реагировать по-разному. Борьбафрустраций возникает в виде агрессии, которая может быть разной модальности, различной формы: это может быть агрессия поведения, она может выступать в виде негативизма, в вербальном плане, в виде депрессии или гнева.Для J. Dollard и других создателей теории фрустрации характерна «жесткая»увязка агрессии и фрустрации, нерасторжимость этих явлений [Цит.
по:Егошкин Ю.В., 1995, с.131].Согласно теории фрустрации-агрессии Миллера агрессия как модельповедения порождается фрустрацией. Часто человек проявляет агрессиюне по отношению к непосредственному фрустратору, а к совершенно другим людям, что характеризуется как модель смещенной агрессии. Согласнокогнитивным моделям агрессивного поведения его можно контролировать,«просто» научая людей реально представлять себе потенциальную опасность, которая может исходить от явно угрожающих ситуаций или людей.Однако чтобы иметь более четкое представление об агрессивном поведении, следует учесть три момента, на которые указывает А.Бандура:1) способы усвоения подобных действий,2) факторы, провоцирующие их появление,893) условия, при которых они закрепляются.Предполагается, что наблюдение за моделями агрессивного поведенияможет иногда вызвать аналогичные действия и со стороны того, кто ихнаблюдает.
Такой эффект обнаруживается не только у детей, но и взрослых.Объясняется это тем, что модели агрессивного поведения влияют на процессы сдерживания и торможения у наблюдателей. Это ведет к «разрушениюбарьеров», которые удерживали ранее человека от совершения актов открытой агрессии, что, соответственно, повышает вероятность проявления аналогичного поведения.
Вместе с тем наблюдение моделей неагрессивного поведения может способствовать снижению уровня открытой агрессии. Эксперименты показали, что рассерженный человек, имея возможность отвечать актами агрессии человеку, бывшему источником его раздражения, посленаблюдения моделей неагрессивного поведения демонстрировал значительноменьшие уровни агрессии в отличие от того, кто не имел такой возможности.Такие же результаты были получены не только в случае демонстрации моделей неагрессивного поведения, но и вербальных призывов вести себя болеесдержанно.
В эксперименте выявилось, что присутствие человека, ведущегосебя неагрессивно, действительно способно полностью нейтрализовать влияние даже необычайно агрессивной модели поведения. Поскольку человек часто сталкивается с моделями агрессивного поведения, степень их влияниябудет зависеть от факторов, способных свести на нет воздействие подобныхмоделей. Это будет играть важную роль в попытках предотвращения и контроля человеческого насилия и агрессии [Бэрон Р., Ричардсон Д., 1997].Л. Дробижева и Э. Панин высказывают мысль, что нарастание ксенофобии и агрессивности фиксируется в сознании людей, которые относятся киммобильным группам населения.
В ряду основных причин – понижение социального положения и потеря работы. Это же положение характерно и дляэкономически благополучных государств. Причиной является все более увеличивающийся разрыв между притязаниями личности и возможностями ихудовлетворения, при котором интолерантные тенденции возрастают.90В этом случае, вероятно, «включаются психологические защитные механизмы переноса, когда причину своих неудач человек склонен искать не всебе, а в других – внешних к нему объектах – сотрудниках, «подсиживающих» его место; начальнике, норовящем уволить; этнических группах, замышляющих притеснения различного рода; государстве, не защищающемего интересы и т.
д. При таком восприятии картины мира враждебный ресурссоциума приумножается» [Дробижева Л., Панин Э., 2003, с. 28].Признаки десакрализации, наблюдаемые в современной жизни, малоспособствуют развитию толерантности. Данным термином А. Маслоу обозначает обеднение своей жизни, которое является следствием отказа всерьезотноситься к чему-нибудь и отсутствия глубокой вовлеченности. Деформация ценностных ориентаций и социокультурных типов самоидентификациипривели к тому, что наряду с изменениями социальной жизни кардинальноизменились и люди.