Диссертация (Формирование толерантности в межличностных отношениях в детском и подростковом возрасте (на материале Кабардино-Балкарской Республики)), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование толерантности в межличностных отношениях в детском и подростковом возрасте (на материале Кабардино-Балкарской Республики)". PDF-файл из архива "Формирование толерантности в межличностных отношениях в детском и подростковом возрасте (на материале Кабардино-Балкарской Республики)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Исследования проводятся в целях выявления конфликтогенного потенциала и поиска конструктивных способов его преодоления. Большинство исследований посвящено анализу межнациональных имежконфессиональных отношений, выявлению причин и факторов, обусловливающих стереотипы и ксенофобию, враждебность к «инакомыслию», атакже обнаружению психологических механизмов, обеспечивающих толерантность отношений.Поскольку термин «толерантность» является сравнительно новым дляотечественной культуры, «это ведет к тому, что его семантическое значениевесьма неоднозначно как на уровне обыденного массового сознания, так исобственно научного понятия.
Пожалуй, подобной «неопределенностью значения» можно объяснить и то, что термин «толерантность» активно используется представителями самых различных областей знания: философами,психологами, социологами, культурологами, педагогами и др. И в этом отношении термин «открыт» и позволяет наращивать вокруг себя разныесмысловые ассоциации, подключая разные научные парадигмы и контексты:толерантность и проблема альтруизма, толерантность и проблематика доверия, толерантность и межкультурный диалог, толерантность и идентичность,толерантность и ценностные ориентации, толерантность и конфликтное взаимодействие, толерантность и конформизм, толерантность и гендерные отношения и др. И все же, несмотря на отмеченное разнообразие ассоциаций,которые вызывает употребление данного термина, можно выделить тот внутренний смысловой конфликт, который в нем содержится и связан с ценностным отношением к «другому», «иному», «чужому». Суть этого конфликтаопределяет коллизия принятия и в то же время сохранения собственной позиции» [Проблемы толер.
в подрост. субкультуре, 2003, с.277].В настоящее время в психологии, как и в других областях науки, исследующих феномен толерантности, существует многообразие дефиниций, которые представляют определенные трудности для их дифференциации. Помнению некоторых исследователей, толерантность является абстрактным по61нятием. Безосновательным такое утверждение нельзя считать.
В первую очередь это связано с тем, что толерантность является довольно сложным феноменом, который исследуется многими науками. Следовательно, каждая область науки вкладывает в понятие толерантности свое смысловое содержание. И анализ литературных источников показывает, что понятие «толерантность» интерпретируется по-разному в зависимости от рассматриваемогоконтекста данной категории. В значительной степени на осмысление данногопонятия наложили свой отпечаток и конкретные культурно- историческиеусловия, в которых происходило конструирование толкования толерантности.На основе анализа исследований данного явления в области психологииможно утверждать, что наиболее употребительными являются определениятолерантности в контексте установки, отношения, социального взаимодействия. В психологии существует множество подходов, позволяющих разобраться в различных моделях толерантности/интолерантности, в основе которых лежат: стратегия «на людей», стратегия «от людей» и стратегия «против людей» [К.
Хорни, 2009]; «авторитарность», «деструктивность», «конформность» [Э. Фромм, 2009]; «Взрослый», «Родитель», «Ребенок» [Э. Берн,2000].Вместе с тем определенные трудности психологического понимания толерантности возникают из-за отсутствия систематизированных, научно обоснованных сведений по данному вопросу и их рассмотрения в ряду множествадругих проблем.
Например, толерантность в системе школьного образования,толерантность как основа воспитания культуры мира и т.д. Толерантностьассоциируется с такими понятиями, как идентичность, открытость, доверие.Дискуссионным остается вопрос соотношения толерантности и терпимости,а также о том, в каком возрасте следует начинать воспитание толерантностии какие методы являются оправданными при этом. Что может современнаянаука сказать о методах выявления уровня толерантности личности? Какдифференцировать толерантность и другие, более частные понятия, напри62мер, смирение. Одним словом, сегодня существуют реальные трудности теоретического и практического плана, связанные с изучением проблемы толерантности, и в значительной степени они обусловлены недостаточностьюнаучно обоснованных данных.Понятие «толерантность» ввел в научный оборот Г.
Олпорт. Он указывал на некоторые факторы, которые позволяют лучше понять данный феномен. Г. Олпорт рассматривал толерантность/интолерантность как «схематическую ориентацию», связанную с процессом формирования «общей ориентации» человека. Он выделял три вида толерантности: толерантность как систему установок, связанных с этническими ирасовыми различиями, конформную толерантность, толерантность как черту характера [Олпорт Г., 2003, с.
40].М. Уолцер рассматривает толерантность как установку, которая включаетв себя ряд возможностей. Первая – отстраненно-смиренное отношение к различиям во имя сохранения мира. Вторая – позиция пассивности, расслабленностии равнодушного отношения к различиям между людьми. Третья – признаниетого, что «другие» обладают правами, даже если их способ пользования этимиправами вызывает неприязнь. Четвертая – открытость в отношении других, любопытство, даже уважение, желание прислушиваться и учиться. Пятая – восторженное одобрение различий [Walzer, М., 1997; Уолцер М., 2000].P.
Nicholson рассматривает толерантность как добродетель воздержанияот употребления силы для вмешательства в мнение или действие другого,даже если они и отклоняются в чем-то важном от мнения или действия субъекта толерантности и если последний не одобряет их.S. Mendus полагает, например, что говорить о толерантности как о добродетели можно лишь в том случае, если во главу угла ставится ценность автономной, самоутверждающейся личности, достойной уважения.М.П. Мчедлов считает, что существует три «разные формы толерантности: личная, общественная (отраженная в морали, нравах, общественной пси63хологии, сознании) и государственная (отраженная в законодательстве, политической практике».
Важным компонентом терпимости является пониманиевоззрений, нравов, привычек, чувств, способов действий, отличных от собственных. Ограниченность познания человека и относительность его мировоззренческих убеждений свидетельствует о том, что «необходимо соблюдать терпимость к иным подобным взглядам, оставаясь при своих убеждениях и не уступая чужим воззрениям. Это вовсе не значит, что следует применять насильственные действия. Речь идет о принципиальности, которая нетождественна правовой нетерпимости» [Толерантность…, 2004, с.17]. В толерантности можно выделить такие аспекты, как морально-нравственнаянорма, характер отношений, свойство воспитания и т.д.А.
Г. Асмолов выделяет три аспекта толерантности. Первый аспект связан с устойчивостью и выносливостью, другой – с терпимостью, третий – сдопуском, допустимостью и допустимым отклонением.В. А. Лекторский предлагает четыре возможных способа понимания толерантности: толерантность как безразличие предполагает существование мнений,истинность которых никогда не может быть доказана (религиозные взгляды,специфические ценности разных культур, особенные этнические верования иубеждения и т.д.); толерантность как невозможность взаимопонимания ограничиваетпроявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понятьневозможно и с которым невозможно взаимодействовать; толерантность как снисхождение подразумевает привилегированноев сознании человека положение своей собственной культуры, поэтому всеиные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать; терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в результате критического диалога.
Этот подход к пониманию толерантности яв64ляется для автора наиболее предпочтительным в условиях современного российского общества [Лекторский В.А., 1997].Для определения концептуальной основы настоящего исследования иразработки ее экспериментальной части необходимо рассмотреть определения, которые даются понятию «толерантность» в различных направленияхнауки.Общепризнано, что в русском языке наиболее близким значением толерантности является терпимость. Этому соответствует толкование толерантности как терпимости, снисходительности к чему-либо или кому-либо [Совр.словарь иностр. слов, 1999, с. 610].
По В.И. Далю, терпение – это состояние исвойство, противоположное нетерпению, непостоянству, опрометчивости,горячности, запальчивости и т.д. При этом терпеливый человек характеризуется сносливостью, рассудительностью, снисходительностью. Обращает насебя внимание то, что терпят все же «только по милосердию, снисхождению»[Толк. словарь живого великорус. языка, 1955, с. 402].
Интересно, что в«Большой Энциклопедии», изданной в начале 19 столетия под редакциейС.Н.Южакова, встречается определение терпимости только религиозной, чтоозначает предоставление «свободного исповедания религий, удаляющихся отгосподствующего в государстве вероисповедания» [Большая Энциклопедия..., 1910, с.
384]. Слово «толерантность» уже давно вошло в состав русского языка, правда, скорее, как научный термин: во-первых, медицинский,обозначающий, в частности, способность некоего организма переносить неблагоприятное воздействие какого-либо вещества или яда, а также положительную восприимчивость организма конкретного пациента к определенномулекарству; во-вторых, как этико-политический термин, обозначающий (довольно близко к обиходному пониманию терпимости) признание каким-точеловеком (людьми, группой) права другого человека (людей, группы) насобственное мнение, убеждение, вкус, позицию, независимо от возможногоразличия их интересов [Всеросс. конкурс семейного плаката…, 2001].Л.Г.