Philosophy.lektii.3.2009 (PDF-лекции по философии), страница 14

PDF-файл Philosophy.lektii.3.2009 (PDF-лекции по философии), страница 14 Философия (10405): Лекции - 2 семестрPhilosophy.lektii.3.2009 (PDF-лекции по философии) - PDF, страница 14 (10405) - СтудИзба2017-07-09СтудИзба

Описание файла

Файл "Philosophy.lektii.3.2009" внутри архива находится в папке "PDF-лекции по философии". PDF-файл из архива "PDF-лекции по философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 2 семестр, которые можно найти в файловом архиве РТУ МИРЭА. Не смотря на прямую связь этого архива с РТУ МИРЭА, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 14 страницы из PDF

Науки и искусства обслуживают несправедливое общество,построенное на угнетении бедных богатыми, рабов господами,простых знатными, слабых сильными: «В то время как правительствои закон охраняют общественную безопасность и благосостояниесограждан, науки, литература и искусство – менее деспотичные, нобыть может, более могущественные – обвивают гирляндами цветовоковывающие людей железные цепи, заглушают в них естественноечувство свободы, для которой они, казалось бы, рождены, заставляютих любить свое рабство и создают так называемые цивилизованныенароды».3. «Науки и искусства обязаны своим происхождением нашимпорокам».

Одним из них является роскошь. Она порождает науки иискусства, а они, в свою очередь, увеличивают роскошь, а «роскошьс добрыми нравами несовместима», «пристрастие к роскоши никогдане уживается с честностью… А во что обратится добродетель, еслилюди будут поставлены перед необходимостью обогащаться во чтобы то ни стало? Древние политики беспристрастно говорили о нравахи добродетели, наши говорят лишь о торговле и деньгах… Онирасценивают людей, как стадо скотов.

По их мнению, каждыйчеловек представляет для государства известную ценность лишь вкачестве потребителя…».61Гипотеза о происхождении неравенства. Во втором трактатеРуссо исследует вопрос о происхождении неравенства междулюдьми. Для ответа на этот вопрос Руссо использует понятие опервоначальном «естественном состоянии».

Гоббс считал, что в«естественном состоянии» «человек человеку волк» и ведется «войнавсех против всех». Руссо выдвигает свою точку зрения: естественный(природный) человек – дикарь– ни зол, ни добр, но склонен ксостраданию.В дальнейшем происходит развитие ума, совершается рядпереворотов в технике, совершенствуется производство.

И врезультате всего этого возникает частная собственность.Основателем гражданского общества, утверждает Руссо, был тот,кто «первый… напал на мысль, огородив участок земли, сказать:«Это мое».Гоббс считал, что для прекращения войн необходим переход из«естественного» состояния в «гражданское», Руссо же наоборотдоказывает, что «ожесточеннейшая война» началась именно послетого, как человечество покинуло «естественное состояние».Бедствиями масс своекорыстно воспользовались богатые. Онипредложили людям признать над собой верховную власть, которая наосновании законов, должна была бы защищать всех членов общества.Законы «еще более увеличили силу богатых, безвозвратноуничтожили свободу, навсегда упрочили собственность инеравенство, превратили ловкий захват в незыблемое право иобрекли – к выгоде нескольких честолюбцев – весь род человеческийна труд, нищету и рабство».Возникновение собственности и развивающееся неравенствосопровождается нравственной деградацией.

Из свободного человекпревращается в раба (в том числе, и господин). Эгоизм, честолюбие,жадность, зависть, жестокость и др. пороки – таковы чертыцивилизованного, или общежительного человека. Ему Руссопротивопоставляет первобытного, естественного человека, илидикаря. Дикарь помышляет «только о спокойствии и свободе», он«живет в самом себе». Напротив, человек «общежительный» всегдавне самого себя; он может жить лишь во мнении других. В«общественном» состоянии все становится деланным и притворными представляет собой только обманчивую и пустую внешность, честьбез добродетели, разум без мудрости и наслаждение без счастья.62Теория общественного договора.

В 1762 году Руссо написалтрактат «Общественный договор». В основе его лежит мысль о том,что государственная власть может быть основана только наобщественном договоре, отвечающем воле народа. Целью ее должныстать свобода и равенство. Насилие не может быть источникомправа.Руссо пытается решить в трактате проблему преодоленияпротиворечия между общим и личным, найти такую формугосударства, которая «охраняет и защищает личность и имуществокаждого своего члена и в которой каждый, соединяясь со всеми,повинуется все-таки только себе самому и остается таким жесвободным, как и раньше».Для решения этой проблемы Руссо вводит понятия: «общаяволя» и «воля для всех».

«Общая воля» – то, в чем совпадают всечастные воли. «Воля для всех» есть совокупность частных воль,каждая из которых преследует свой особый интерес. Если из «воливсех» откинуть все имеющиеся разногласия, то останется некотороесреднее мнение. Оно-то и будет «общей волей».Выражение «общей воли» возможно только при условии, чтокаждый гражданин подает свой голос отдельно от других(плебисцит). Наличие партий противоречит «общей воле».О воспитании и морали.

Через некоторое время, в 1762 годубыло опубликовано следующее сочинение Руссо «Эмиль, илиОвоспитании». Основой педагогики Руссо является философия чувств.Руссо настаивает на первичности чувств и вторичности разума.Поэтому сначала надо развивать чувства: «…наши первые учителяфилософии – наши ноги, наши руки, наши глаза». Ощущениябезошибочны, заблуждение начинается с суждения.Критерием отбора предметов познания и времени, когда их надоизучать, является, по Руссо, польза.Руссо настаивает на том, что главное в человеке – не мысли изнания, а чувства и страсти.

Чувства, которыми нас наделилаприрода, являются врожденными. Это чувства, содействующиенашему самосохранению: любовь к себе, боязнь страдания,отвращение к смерти, стремление к благополучию.Врожденным чувством, благодаря которому человек может статьсуществом общественным, является принцип справедливости идобродетели, который Руссо называет совестью. Совесть –63«непогрешимый судья добра и зла, делающий человека подобнымбогу».Руссо настаивает на том, что исконная природа человека добра, иребенок склонен к благожелательству.

Только отношения междулюдьми в обществе порождают взаимную неприязнь, естественноесостояние ее не знает. «Все хорошо, выходя из рук творца вещей, всевырождается в руках человека». Эти слова могли бы бытьпоставлены в качестве эпиграфа ко всем сочинениям Руссо.Многие провидения Руссо оказались пророческими. В ХХ векеони обрели характер глобальных проблем современности. Развитиепротиворечия между цивилизацией и природой достигло такогоуровня, что может стать причиной гибели всего человечества.Единство науки и нравственности является проблемой выживаниячеловечества.

Противоречие искусства и нравственности нередкопроявляется в чудовищных формах. Противоречие между богатствоми бедностью, роскошью и нищетой, господством и рабством нетолько не утратило своего значения, но обрело грандиозныемасштабы. Завоевывает мир психология «потребительского»общества, в котором место нравственных отношений занял культторговли, выгоды, денег и вещей.Страстный призыв Руссо к возрождению нравственности в нашидни более чем актуален.МОНТЕСКЬЕ (1689–1775)Шарль Луи де Секонда, барон де Монтескье – одна из самыхярких фигур французского Просвещения. Интересы Монтескье былисосредоточены главным образом на социально-политическойпроблематике.

К его основным произведениям относятся«Персидские письма», «О духе законов», «Размышления о причинахвеличия и падения римлян». Монтескье считают предшественникомсоциологии, так как в своих работах он пытался объяснитьполитическое устройство общества и его законы исходя измножества объективных факторов.Монтескье считал, что как природой, так и общественнойжизнью управляют не случай и провидение, а объективные законы.«Законы в самом широком значении этого слова суть необходимыеотношения, вытекающие из природы вещей; в этом смысле все, чтосуществует, имеет свои законы: они есть и у божества, и у мираматериального, и у существ сверхчеловеческого разума, и уживотных, и у человека».

Бог от сотворения мира установил64неизменные законы природы и нравственные законы человеческихотношений (естественные законы). Человек так же может самсоздавать для себя законы (положительные). В отличие от Гоббса,Монтескье убежден, что отношения справедливости определяютсянравственными законами, а не гражданскими, и всегда предшествуютзаконам, созданным людьми. Однако люди не всегда следуют своимзаконам, в отличие от физического мира. Причина этого в том, чтоони по своей природе способны заблуждаться и действовать пособственным побуждениям.Следуя естественному стремлению к совместной и мирнойжизни, люди объединяются в общество и устанавливают законы,определяющие отношения между народами (международные), междуправителями и управляемыми (политические), и между самимигражданами (гражданские).

«Эти законы должны находиться в такомтесном соответствии со свойствами народа, для которого ониустановлены, что только в чрезвычайно редких случаях законыодного народа могут оказаться пригодными и для другого народа».Законы должны соответствовать природе и принципу правительства,положению и размеру страны, ее почве и климату, образу жизнинарода, религии, обычаям, нравам и др.

Совокупность всех этихотношений, регулирующих общественную жизнь, философ назвалдухом законов.Необходимо, чтобы свойства правительства соответствовалихарактеру народа, для которого оно установлено, а законы –принципу правления. Монтескье различает три формы правления:республиканское, монархическое и деспотическое. Природа их (комупринадлежит власть) известна. Под принципом же правленияпонимается некий двигатель государства, заключенный в качествахсамих людей.

В деспотии – это страх, в монархии – честь, а вреспублике – добродетель. Добродетель есть любовь к отечеству, кравенству перед законом. Эта любовь требует «постоянногопредпочтения общественного блага личному». В гражданине этокачество надо воспитывать с детства. Разложение правительстваначинается с разложения принципа. Так, республика разлагается,когда равенство перед законом вырождается в ложное равенство,когда «командуют все и никто не подчиняется». Свобода,заключенная в праве делать все, что позволено законами,подменяется здесь произволом.65Монтескье не строил проект идеального государства, астремился выявить те условия, которые бы обеспечили лучшеесуществование уже имеющихся типов государств.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее