Philosophy.lektii.3.2009 (PDF-лекции по философии), страница 16

PDF-файл Philosophy.lektii.3.2009 (PDF-лекции по философии), страница 16 Философия (10405): Лекции - 2 семестрPhilosophy.lektii.3.2009 (PDF-лекции по философии) - PDF, страница 16 (10405) - СтудИзба2017-07-09СтудИзба

Описание файла

Файл "Philosophy.lektii.3.2009" внутри архива находится в папке "PDF-лекции по философии". PDF-файл из архива "PDF-лекции по философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 2 семестр, которые можно найти в файловом архиве РТУ МИРЭА. Не смотря на прямую связь этого архива с РТУ МИРЭА, его также можно найти и в других разделах. .

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 16 страницы из PDF

Его величественный ствол, толщина его ветвейсвидетельствуют еще о том, каковы были когда-то его сила и еговеличие; он все еще кажется царем лесов. Но в действительности онгибнет: его ветви, лишенные жизни и наполовину истлевшие, скаждым годом все более разрушаются бурями. Таково положение70наций, находящихся под игом произвола», – писал Гельвеций в своейработе «О человеке».Противовесом абсолютизму и деспотизму может быть, считалГельвеций, только развитие образования, совершенствованиесистемы воспитания на основе покровительства наукам и искусству.«Науки и искусства – слава народа; они увеличивают его счастье…Об уме государя можно всегда судить по тому почету и уважению,которые он оказывает талантам», – утверждал философ в этом жесвоем произведении.Воспитание может сделать людей талантливыми, добрыми и, вконечном счете, счастливыми, а общество, состоящее из такихлюдей, благополучным, считал Гельвеций.

Он писал в работе «Обуме», что всѐ искусство воспитания состоит в том, чтобы ставитьмолодых людей в такие условия, которые способны развить в нихзачатки ума и добродетели. Отметим, что в данном случае Гельвецийв противоречии со своими исходными теоретическими принципамидопускает существование в человеке некоторых «зачатков ума инравственности».

При этом философ пояснял, что к этому выводу егопривело единственно желание людского счастья.Гельвеций считал, что воспитание и образование связаны междусобой неразрывным образом. Задача власти в обществе состоитпоэтому в том, чтобы поощрять развитие образования и наук,особенно наук о человеке, и совершенствовать на их основевоспитание. Но как этого достигать? – ставил вопрос философ инаходил ответ в том, что власть должна совершенствоватьзаконодательство, делать законы такими, чтобы в обществепроцветали науки, образование и воспитание, причем образование впервую очередь общественное. Он писал: «Хорошее или дурноевоспитание – почти целиком дело законов …Хорошие законы будутсозданы, и препятствия, мешавшие прогрессу воспитания, будутустранены».Несмотря на то, что Гельвеций отрицал что-либо врожденное всознании человека, он считал, что сам по себе человек внутреннеэгоистичен и стремится, прежде всего, к личной выгоде, к личномублагу.

Интерес Гельвеций рассматривал как движущую силупоступков человека. Человеческий интерес следует видеть за всемисоциальными событиями, был убежден Гельвеций. «Люди верят ивсегда поверят тому, во что верить будет в их интересах», – писалГельвеций в работе «О человеке». Ему же принадлежит известное71заключение: «Интерес способен заставить отрицать самые очевидныетеоремы геометрии и верить самым абсурдным религиознымсказкам».Однако Гельвеций видел в обществе не только личный интересотдельных людей, стремящихся к личной выгоде и пользе.Стремление к личному благу, в конечном счете, не может принестисчастья ни отдельному человеку, ни обществу в целом, поскольку вселюди живут в обществе, и, если общественный интерес не приниматьво внимание, то общество не может быть благополучным. В такомобществе отдельные люди не будут счастливы.

Счастье отдельногочеловека философ рассматривал в связи с общественным благом,действия человека соотносил с общественной пользой, и общее благосчитал главной задачей в развитии общества. Он писал в работе «Обуме»: «Если хочешь поступать честно, принимай в расчет и верьтолько общественному интересу, а не окружающим людям. Личныйинтерес часто вводит их в заблуждение».Следование общественному интересу и общественной пользе дляГельвеция представляет собой основу нравственности человека,главный нравственный принцип.

Он рассуждал об общественнойпользе в этой же своей работе: «Эта польза есть принцип всехчеловеческих добродетелей и основание всех законодательств. Онадолжна вдохновлять законодателя и заставлять народы подчинятьсязаконам, и этому принципу следует жертвовать всеми своимичувствами, даже чувством гуманности». Человек долженруководствоваться таким образом только идеей общественнойпользы, общественного интереса во всех своих поступках.

Идеейобщественной пользы должно быть одухотворено воспитание людей,поскольку лишь оно способно сделать людей способными к тому,чтобы ставить общественный интерес выше личного. В работе «Обуме» Гельвеций писал, что все социальные реформы должныначаться с реформы воспитания, которое только и можетформировать человека нужного для общества: «…единственная жецель воспитания… это сделать граждан более сильными, болеепросвещенными и добродетельными и, наконец, более способнымиработать на благо того общества, в котором они живут». Причем, поГельвецию,сначаланеобходимоулучшитьвоспитание«воспитателей», то есть властителей, а затем работать надвоспитанием народа.72Общество, построенное по этому плану, и есть, по Гельвецию,справедливое общество.

Справедливость, считал он, – этосоответствие действий частных лиц общественному благу. Такоеобщество готовится умами наиболее проницательных личностей,которые в конечном счете направляют людей к пониманию того, чтосчастье заключается в способности людей любить делать то, что ониобязаны делать. Люди должны понять, что суждения и поступки,соответствующие общему интересу не только верны, но и полезныдля них.

Нравственность людей таким образом совпадает с пользойдля них же, считал философ.Итак, Гельвеций как философ, одухотворенный принципамиэпохи Просвещения, выразил в своем творчестве целый ряд глубокихидей. Прежде всего, это идея необходимости для человека иобщества ориентироваться в практических действиях на истинноезнание, стремиться освободиться от заблуждений и невежества.Мысли Гельвеция о ценности истины, а потому науки, для развитияобщества не могут утратить своей актуальности.Размышления философа о важности для человека познаниясамого себя и общества, его выводы о мотивах человеческихпоступков, об интересе, личном и общественном, также вышли посвоей значимости за пределы XVIII столетия.Концепция Гельвеция о роли воспитания в развитии личности, и,выдвинутые на основе ее, идеи о значении для человека и обществаразумного законодательства и способов его формирования такжеоказались интересными не только для его современников.Безусловно, в представлении философа о том, что миром правитразум, было немало рационального.Вместе с тем, ряд глубоких идей в творчестве Гельвециявыступает в одностороннем, упрощенном виде.

Реальныеобщественные процессы, сам человек, его воспитание, человеческоесчастье – значительно сложнее, чем это представлял себе философ.Процесс познания и содержание сознания понимаются Гельвециемтакже достаточно упрощенно. Но все сказанное Гельвецием,несомненно, дало новый стимул познанию и содействовалодальнейшему развитию философского знания.Гельвеций полагал, что он объяснил сущность человека иобщества.

И, действительно, он высказал ряд плодотворных идейотносительно общественного развития.73Прежде всего, Гельвеций в соответствии с утвердившимисятрадициями в философии видел главную проблему для человека вдостижении счастья в своей реальной жизни.Для этого люди и общество в целом должны бытьобразованными и ориентироваться на знание, науку, в том численауку о человеке.

Вопрос о познании человеком самого себя былпоставлен Гельвецием достаточно четко.В понимании сущности человека Гельвеций выдвинул на первыйплан проблему человеческого интереса, которая на самом делеявляется достаточно важной проблемой.Гельвеций не просто обратил внимание на важность воспитанияв обществе, но разрабатывал целую систему обоснования этойважности для общества в целом, подчеркивая значимостьобщественного воспитания.Гельвеций поставил и дал свое решение вопроса о соотношенииобщественного и личного интереса, блага общества и блага личности.Вместе с тем, как показало дальнейшее развитие общества ифилософских представлений о нем, Гельвеций упрощенно и потомунеадекватно истолковывал многие из исследуемых им проблем.

Этопрежде всего относится к ключевым проблемам, то есть проблемампонимания сущности человека, его блага, сущности общества, ихсоотношения. Потому и связанные с ними другие проблемы,например, проблема воспитания, выступала в достаточнопримитивной форме. И, разумеется, вопрос о счастье человека иобщества гораздо более сложен и многогранен по своемусодержанию.Тем не менее, поставленные им проблемы, предлагаемые им жерешения этих проблем привлекли внимание философов и вошли висторию познания человечеством самого себя.ПОЛЬ-АНРИ ГОЛЬБАХ (1723-1789)Поль-Анри Гольбах – французский философ-материалист иатеист, один из идеологов французской революционно настроеннойбуржуазии.

Он был крупнейшим систематизатором ученияфранцузских просветителей. Выступал с резкой критикой религии иидеализма, отстаивал взгляды «здравого смысла» во всех сферахнауки, философии и политики. В теории познания придерживалсясенсуализма, а в политике был сторонником конституционноймонархии. Основные его сочинения: «Система природы»,74«Разоблаченное христианство», «Здравый смысл или идеиестественные, противопоставленные идеям сверхъестественным».Учение о материи и движении.

Гольбах одним из первыхфранцузских философов осмыслил главные достижения И.Ньютонаи, опираясь на них, создал свое учение о материи и движении. Онутверждал вечность, первичность, несотворимость материальногомира, существующего независимо от человеческого сознания,бесконечного во времени и пространстве. Материя, согласноГольбаху, это «все то, что воздействует каким-либо образом на нашичувства». Движение является способом существования материи,«необходимым образом вытекающим из ее сущности». Поэтомуматерия и движение нераздельны. Разумеется, все видыматериального движения сводились Гольбахом к механическомуперемещению, что было характерно для материализма XVIIIстолетия в целом. Понимая причинность механистически, Гольбахотрицал объективное существование случайностей. Последние онопределял как явления.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее