Philosophy.lektii.3.2009 (PDF-лекции по философии), страница 9

PDF-файл Philosophy.lektii.3.2009 (PDF-лекции по философии), страница 9 Философия (10405): Лекции - 2 семестрPhilosophy.lektii.3.2009 (PDF-лекции по философии) - PDF, страница 9 (10405) - СтудИзба2017-07-09СтудИзба

Описание файла

Файл "Philosophy.lektii.3.2009" внутри архива находится в папке "PDF-лекции по философии". PDF-файл из архива "PDF-лекции по философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 2 семестр, которые можно найти в файловом архиве РТУ МИРЭА. Не смотря на прямую связь этого архива с РТУ МИРЭА, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "лекции и семинары", в предмете "философия" в общих файлах.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

Характер и наклонности человека,считает Локк, зависят от воспитания. Воспитание создаѐт большиеразличия между людьми. Незначительные или почти незаметныевпечатления, производимые на душу в детстве, имеют очень важныеи длительные последствия. «Я думаю, что детскую душу так же легконаправить по тому или иному пути, как и речную воду…». Поэтомувсѐ, что должен получить человек от воспитания и что должноповлиять на его жизнь, необходимо своевременно вложить в егодушу.При воспитании личности следует в первую очередь обращатьвнимание на внутренний мир человека, заботится о развитии егоинтеллекта.

С точки зрения Локка, основу «честного человека» идуховно развитой личности составляют четыре качества,«внедрѐнные» в человека воспитанием и впоследствии проявляющиев нѐм своѐ действие с силой природных качеств: добродетель,мудрость, благовоспитанность и знание.Основу добродетели и всякого достоинства Локк видит вспособности человека отказываться от удовлетворения своихжеланий, поступать вопреки своим наклонностям и «следоватьисключительно тому, что указывает разум как самое лучшее, хотя бынепосредственное желание влекло его в другую сторону». Этуспособность необходимо приобретать и совершенствовать сранних лет.37Мудрость Локк понимает «как умелое и предусмотрительноеведение своих дел в этом мире».

Она является продуктом сочетанияхорошего природного характера, деятельного ума и опыта.Благовоспитанностьподразумеваетнеукоснительноесоблюдение человеком правила любви и доброго отношения кдругим людям и к самому себе как представителю человеческогорода.Таким образом, нравственные качества и моральные неврожденны человеку. Они вырабатываются людьми в результатеобщения и совместной жизни и прививаются детям в процессевоспитания. Подводя кратки итог, можно сказать, что одним изглавных моментов философии Локка является непринятие имодностороннего рационализма.

Основу достоверного знания он ищетне во врождѐнных идеях, а в опытных началах познания. В своихрассуждениях, касающихся не только вопросов познания, но также ивопросов человеческого поведения, воспитания и развития культуры,Локк становится на позиции достаточно жѐсткого эмпиризма. С этимон входит в педагогику и культурологию.

И хотя сама егосенсуалистская концепция была во многих отношенияхпротиворечива, однако она дала толчок для дальнейшего развитияфилософского знания.ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ (1646 – 1716)Немецкий философ-рационалист и знаменитый математик,обладал универсальным умом, занимался также физикой имеханикой; вместе с тем был юристом, дипломатом, публицистом,политиком, историографом, библиотекарем.В своем философском творчестве обращался к самымразнообразным проблемам:- Исследовав предшествующую и современную ему философию,в результате усвоения и критического осмысления ее идей, он создалсобственную синтетическую философскую систему.- Лейбниц стремился создать такую философскую систему,которая объяснила бы мир в его многообразии и внутреннейактивности. Онтологию он строит на том, что весь мир состоит измножества субстанций-монад, которые представляют собойдуховные единицы бытия; а также обращается к проблеме единствамира, состоящего во всеобщей взаимосвязи отдельных субстанций.- Мир, с его точки зрения, познаваем, и в центре теории познания– проблема истины, требующая рационалистического истолкования.38- Но главное назначение философии он видел в созданиитеоретической картины такого общества, в котором был бы счастливчеловек.

Знание о природе и обществе должно быть неразрывносвязано с достижением счастья, – считал Лейбниц.Главные философские произведения Лейбница: «Новые опыты очеловеческом разумении» (1705), «Монадология» (1710), «Опытытеодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла». (1710).Понятие субстанции как единицы силы.

Лейбниц в своемобъяснении мира, а, следовательно, субстанции пытаетсяпереосмыслить все имеющиеся подходы к этому вопросу отантичности до современной ему философии. Он отмечает, чтофилософы-рационалисты разделили природу вещей на дух и тело – ввиде дуализма Декарта или модусов Спинозы. По их мнению,природа тела состоит в протяжении, а природа духа – в мышлении.Лейбниц же считает, что главное – это объяснение внутреннейактивности мира, а потому протяжение не может быть сущностьютел. По его мнению, этого недостаточно для объяснения всехсвойств, присущих телам, а именно – инерции или сопротивления.Если его предшественники имели дело с протяженными ивидимыми телами, то философ для объяснения активности мирапредлагает, кроме понятия протяжения, ввести понятие силы исчитает, что только посредством него можно мыслить природу тел.Лейбниц утверждает, что как невозможно мыслить тело без силы, также невозможно сделать силу видимой при посредстве тела.

Мыможем видеть действие силы, но не ее саму, при этом именно онаявляется источником механического мира. Сила, – пишет Лейбниц, –«принадлежит к тем сущностям, которые не могут бытьпредставлены наглядно, как и природа души, и поэтому недоступнычувственному воображению, а доступны только разуму».Все тела движутся или стремятся к движению, даже в состояниикажущегося покоя, а это есть активность, деятельность, сила, котораявнутренне присуща телам. Отсюда следует вывод, что все тела самисуть силы и, следовательно, субстанции.

Значит, протяжение идвижение обладают не физической природой, а силой,представляющей собой метафизический принцип.Таким образом, в понятии силы Лейбниц пытается преодолетьпротивоположность между телесной и духовной природой, междупротяжением и мышлением. Сама сила нематериальна, она имеетдуховную природу, но вместе с тем в ней заключается природа тела,39которое немыслимо без силы. Это значит, что сила выражает идуховную и телесную природу – единую сущность всех вещей – иможет быть приравнена к понятию субстанции.

Поэтому, согласноЛейбницу, сколько вещей – столько и сил, сколько тел – столько исубстанций, то есть каждое тело представляет собой отдельнуюсубстанцию.«Монадология» – учение о монадах. Для обозначения силсубстанций Лейбниц обращается к понятию «монада» (от греческого«monas» – единица). Он пишет, что это простые неделимые, неимеющие частей, нематериальные субстанции, «истинные атомыприроды», «элементы вещей». Каждая монада должна быть отличнаот другой, ибо не бывает в природе абсолютно идентичных тел.Монады подвержены изменению, но не благодаря внешнемувоздействию, а исходя из «внутреннего принципа, так как внешняяпричина не может иметь влияния внутри монады».Поскольку любое естественное изменение происходитпостепенно – что-то изменяется, что-то остается прежним – то впростой субстанции должна существовать «множественностьсостояний и отношений, хотя частей она не имеет».

Монаданеделима, но обладает многообразным содержанием, так же, как нашразум един, но вместе с тем богат и разнообразен.Лейбниц считает, что многообразие и различие монадопределяют два вида их деятельности: восприятие, представление(перцепция) и сознание (апперцепция). Перцепция – это всегдадействие, деятельное стремление, побудительный принцип развития.Лейбниц пишет: «Деятельность внутреннего принципа, котораяпроизводит изменение или переходит от одного восприятия кдругому, может быть названа стремлением». Таким образом,представление активно, оно существует в самих вещах, как ихсобственная сила и собственное стремление.Восприятием обладают все монады, но лишь некоторые,наделенные душой и разумом, обладают, кроме того, еще иапперцепцией.

Здесь философ подчеркивает различие междупредставлением вообще, как метафизическим принципом, исознательным (человеческим) представлением.Анализируя восприятия различного рода, Лейбниц особоевнимание уделяет сознанию человека, отмечая, что «познаниенеобходимых и вечных истин отличает нас от простых животных идоставляет нам обладание разумом и науками…». При этом он не40ограничивает представляющую силу человека его душой, арассматривает его также как часть природы.Согласно Лейбницу, все вещи есть представляющие сущности,каждая вещь есть представление своей индивидуальности. Но каждаямонада, чтобы отличаться от других, то есть бытьиндивидуальностью, не может представлять лишь какую-то частьвещей, в свое представление она должна включать непосредственновсех остальных индивидов.

Поэтому природа каждой вещи и каждогосущества должна заключать в себе связь со всем остальным миром.Значит, по Лейбницу, каждая монада представляет всю Вселеннуюцеликом, является микрокосмом, малым миром, в которомсконцентрирована Вселенная. «Эта связь или это согласование всехвещей с каждой отдельной и каждой отдельной со всеми остальнымиделает то, что каждая монада находится в известном отношении ковсем другим и что, следовательно, она есть живое и вечное зеркалоВселенной» – пишет философ.Таким образом, Лейбниц показывает взаимосвязь всех вещей вмире, «единую связь Вселенной», подчеркивая, что вещипредставляют собой не только части целого, но и само целое; нетолько части общего миропорядка, но и миры сами по себе.Система предустановленной гармонии.

Доказывая, что мирпредставляет собой целостную систему, Лейбниц вместе с темутверждает, что монады не могут взаимодействовать друг с другом,не способны влиять друг на друга. Он пишет: «Монады вовсе неимеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда или оттудавыйти». Это означает, что каждая монада не может иметь«физического влияния на внутреннее бытие другой», она –замкнутый в самом себе мир. Тогда каким же образомобеспечивается внутренняя взаимная связь и взаимное влияниемонад? Лейбниц говорит, что связующей нитью между субстанциямивыступает высшая монада – Бог, устанавливающий совершенныймиропорядок, при котором бесчисленное множество субстанцийнаилучшим образом согласуются между собой. «В простыхсубстанциях бывает только идеальное влияние одной монады надругую, которое может происходить лишь через посредство Бога…»,– пишет он.

Такое согласование есть гармония, гармоничноеотношение сущностей, которую Лейбниц называет системойпредустановленной гармонии.41Для объяснения своей позиции философ приводит популярныйпример с двумя маятниковыми часами, которые могли бысовершенно синхронно работать в трех следующих случаях:1) согласовать их таким образом, чтобы они качались синхронно;2) поручить какому-нибудь человеку регулировать их синхронность;3) создать такую саморегулирующуюся систему, «чтобы они моглидействовать согласованно в силу собственной природы; последнийспособ самый прекрасный и более достойный Бога, и я назвал его«системой предустановленной гармонии».Таким образом, Бог создал лучший из миров, где все находится впостоянном движении и развитии. Монады образуют непрерывныйсовершенный восходящий порядок, обеспеченный законом мировойгармонии.

Он существует изначально, так как одна сущность непроисходит из другой, а бесчисленное множество монад существуетс начала времен.В гармоничном миропорядке Лейбниц отводит человеку особоеместо – человеческое бытие занимает среднюю ступень междужизнью животных и жизнью гениев. Человеческая индивидуальностьразвивается от бессознательной жизни, ближе всего подходящей кживотной душе, к сознательной, – доходящей до отчетливогопознания вещей, вечных истин, идеи мировой гармонии.

Это онназывает духом, становление которого происходит в процессеразвития человеческой души: от низшей физической жизни к высшейдуховной. Духи, по Лейбницу, – «суть отображения самого Божества,или самого Творца природы, и способны познавать системуВселенной и подражать ему кое в чем своими творческимипопытками, так как всякий дух в своей области – как бы малоебожество». Совокупность духов должна составлять Град Божий –«мир нравственный в мире естественном».

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее