Диссертация (972184), страница 6
Текст из файла (страница 6)
- 368 с.; Газизова А.А. Обыкновенный человек вменяющемся мире: опыт типологического анализа советской философской прозы 60-80-х годов.М.: Прометей, 1990. – 79 с.; Сигов В.К. Русская идея В.М.Шукшина: Концепция народногохарактера и национальной судьбы в прозе.М. : Интеллект-Центр, 1999 . – 302 с.; СолдаткинаЯ.В.Мифопоэтика русской эпической прозы 1930–1950-х годов: генезис и основныехудожественные тенденции. М.: Экон-Информ, 2009. – 356 с.; Трубина Л.А.Русский человек на«сквозняке» истории: Историческое сознание в русской литературе первой трети ХХ в.Типология. Поэтика. М.: Прометей, 1999.- 125 с.71Хайруллин Р.З.
Литература народов России. М.: Прометей, 2004 . - 254 с.72Агеносов В. В. Восставшие из небытия. Антология писателей Ди-Пи и второй эмиграции. М.:АИОРО-XXI, 2014.- 728 с; Агеносов В.В. Литература Русского Зарубежья. М.: Терра, 1998. 543 с.22связей национальных и русской литературы была заложена еще создателемкафедры С. И. Шешуковым, продолжена В. А. Лазаревым и развивается в рамкахнаучной школы под руководством Л. А.
Трубиной, в частности, в аспекте научнойпроблематики«историческогосознания»,типологическиблизкой«национальному сознанию».Методыисследования:семантико-типологический,сравнительно-типологический и сравнительно-исторический, мифопоэтический, структурный,семиотические и междисциплинарные методы исследования литературныхтекстов.Исследование вписывается в востребованные и активно развивающиесянаправления современного литературоведения: компаративистику, изучениенациональногосознания,национальнойидентичностивусловияхполикультурности и находится на стыке целого ряда смежных дисциплин, т.е.помимо собственно литературоведческих, затрагивает также культурологические,историко-социальные и лингвистические аспекты.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯЗНАЧИМОСТЬдиссертациизаключаетсявразработке категории «национального мира» применительно к литературе первойтрети ХХ века, выделении и систематизации ключевых характеристик этогоявления, установлении типологических универсалий, формировании методикианализа проблемы воплощения национального художественного сознания влитературе.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
Результаты исследования могут бытьиспользованы в вузовском и школьном преподавании русской литературы инациональных литератур XX века, при подготовке курсов по выбору,посвященных иноэтнокультурному тексту в русской литературе, а такжетворчеству И. С. Шмелёва, Ш.
Й. Агнона, И. Э. Бабеля, проблеме диалога культурв русской и ивритской литературах.ГИПОТЕЗА РАБОТЫ предполагает, что сопоставление художественныхмоделей национального мира в творчестве И. С. Шмелёва, Ш. Й. Агнона и И. Э.Бабеля позволит описать неизменные типологические основы их структуры23(символико-идеологическиевременнойкартиныимира;аксиологическиетяготениекаспектыпространственно-идиллическомухронотопуспреобладающим единым фольклорным временем и архетипической доминантой вобразах персонажей), а также исследовать трансформацию этих моделей,происходящую в национальном мире в результате исторических катаклизмов.После исчезновения национального мира все три автора пытаются воссоздатьидеализированную его модель в тексте. Важную роль в исследованиихудожественныхмоделейнациональногомираиграютречевойаспект(моделирование образов героев национального мира при помощи речевыххарактеристик) и рассмотрение иноэтнокультурного текста на примере русской,еврейской и русско-еврейской литератур.ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:1.
В произведениях И. С. Шмелева, Ш. Й. Агнона и И. Э. Бабеляскладывается художественная модель национального мира, сходная по своимключевым характеристикам: пространственно-временная картина мира, тяготениек хронотопу с преобладающим циклическим временем, локализованнымпространствомиархетипическойдоминантойобразовперсонажей;специфическая речь персонажей.2. Ключевым персонажем национального мира в литературе первой третиХХ столетия становится герой, живущий на стыке эпох, пытающийсяосуществить синтез прошлого и настоящего, восстановив, таким образом,целостность мироздания, утерянную после разрушения (в силу историческойкатастрофы: войн, революций, погромов) традиционного уклада.
Выделяются двестратегии поведения героя в условиях исчезающего национального мира:а) бунт против угасающей на глазах традиции, попытка проложить путь в новыймир, порывающий всякую связь с идеалами прошлого;б) стремление воссоздать в утопически-идеальном ключе ушедший мир, незнавший катастрофы и сохранивший целостность.3. Одной из ключевых категорий при формировании художественноймодели национального мира в русской и национальных литературах становится24фигура «Другого» – собирательный образ чужака-иноземца, в сравнении скоторым выстраивается и осознается собственная национальная идентичность.Основнымспособомизображениячужойидентичностиубольшинстварассматриваемых авторов становится речевая характеристика персонажа. Вчастности, в русской словесности формируется особый еврейский акцент,маркирующий еврея в произведениях русской литературы вплоть до второйполовины Х Х в.Типологически сходные способы изображения «Другого»появляются впоследствии в современной израильской литературе, но в роличужака в ней выступает «русский».
Одной из принципиальных предпосылок дляосознания национальной идентичности и моделирования идеального образанациональногомирастановитсявлитературеХХвекаформированиеиноэтнокультурного текста.АПРОБАЦИЯматериалаисследованияосуществляласьврамкахмеждународной научно-практической конференции «Шешуковские чтения»(МПГУ, 2012-2015), международной молодёжной конференции по иудаике(Москва, 2011-2015), международной конференция «Филологическая наука в XXIвеке. Взгляд молодых» (МПГУ,2011), международной научно- практическойконференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре» памятиА.Ф.Лосева (МПГУ, 2011), международной ежегодной научно-практическойконференции«Новоев науке и образовании» (МЕИЭиФП,2015-2016),международной конференции «Иудаика в системе современного образования»(ГКА им.
Маймонида, 2015), международной конференции «Євреї в етнічніймозаїці українських земель» (Харьков, ХНУ им. В. Н. Каразина, 2015). Крометого, в рамках проекта «Клуб восточных языков» в парке Музеон авторомдиссертации был прочитан курс лекций (16.06 – 03.09. 2016 г.), в основу котороголегли материалы данной работы.
Положения диссертации отражены в 10 статьях,три из которых опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК для публикациирезультатов диссертационных исследований.СТРУКТУРА РАБОТЫ отражает основную гипотезу исследования исостоит из Введения, Основной части, включающей 3 главы, первая из которых25содержит 3 параграфа, вторая – 3 и третья – 3 подраздела, и Заключения. Объёмработы составляет 196 страниц. Библиография состоит из 239 наименований.26ОСНОВНАЯ ЧАСТЬГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ТЕКСТАО НАЦИОНАЛЬНОМ МИРЕ1.1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁВОПЛОЩЕНИЯ В ЛИТЕРАТУРЕВ современном мире, в условиях глобализации, чрезвычайно важную рольиграет сохранение (а подчас и воссоздание) национального мира как особойкультурной модели.
В контексте художественной литературы данная проблеманеразрывно связана с понятием национальной идентичности.Термин «идентичность» в последние годы стал очень популярен в целомряде гуманитарных наук. Идентичность непосредственно в отношении людейможет быть определена словами Э. Эриксона 73, который считал данное понятиецентральным в своей концепции. Учёным было выявлено несколько аспектовидентичности:«индивидуальность – осознанное ощущение собственной уникальности исобственного отдельного существования…социальная солидарность – ощущение внутренней солидарности с идеаламиобщества и подгруппы в нем, ощущения, что собственная идентичность имеетсмысл для уважаемых данным человеком людей и что она соответствует ихожиданиям"74.К проблеме идентичности обращались многие литературоведы ХХстолетия.
Она рассматривалась критической теорией, в рамках исследованийпредставителей школы имагологии 75, к этому феномену обращались создателифилософии диалога: М. Бубер, Ф. Розенцвейг, Э. Левинас, французскиепостструктуралисты (Ж. Деррида, Ж. Делез и другие).73Э.Х.Эриксон (1902-1994)- психолог, специалист в области психологии развития. Впервыесформулировал и описал проблему кризиса идентичности.74Цит.поСтепановС.Идентичность.[Электронныйресурс].URL:http://psy.1september.ru/article.php?ID=200300202(дата обращения:15.06.2015г.).75См, например, Гийяр М.Ф.Сравнительное литературоведение, Каре Ж.-М. «Французскиеписатели и немецкий мираж: 1800-1940 и др.27Э.
Эриксон «полагал, что идентичность – это «чувство непрерывнойсамотождественности», когда человек понимает образ «Я» целостным инеразрывным со всеми культурными и социальными связями»76.В свою очередь, в социокультурном контексте идентичность подчеркиваетпринадлежностьиндивидуумаколлективу:«согласнотипуколлектива(государство, нация, этническая, культурная группа, субкультура) выделяютсяполитическая, национальная, культурная, субкультурная, гендерная и т.д.идентичность»77 .КакотмечаетВ.А.Тишков,«идентичность–этоощущениепринадлежности или связи с той или иной общностью (народ, страна, коллектив,национальность, раса, языковая группа, партия и т.п.) или культурой, традицией,идеологией (религиозная вера, местоположение, общественное движение и т.п).Одни из самых значимых идентичностей – это гражданская (связь со страной,большой и малой родиной), которую часто называют патриотизмом илинациональной идентичностью, и этническая (на более привычном языке –национальная) идентичность или принадлежность.