Фогель, Мотульски - Генетика человека - 3 (947313), страница 46
Текст из файла (страница 46)
Нейромедиаторы, подобно многим другим биологически активным молекулам, должны прореагировать с рецепторами (обычно ца поверхности клеток), для того чтобы выполнить свою биологическую функцию. Эти рецепторы, как и ферменты, могут 134 8. Генетика и поведение человека характеризоваться генетической изменчивостью. Большинство из известных до сих пор заболеваний, связанных с рецепторами, возникают из-за снижения рецепторной активности почти до нуля (рази. 4зззв), но с помощью близнецовых исследований для адренергических рецепторов тромбоцитов человека 1лгб51 и для рецепторов липопротеинов низкой плотности была установлена генетическая изменчивость в нормальном диапазоне. Рецепторы так же, как ферменты, можно изучать с помощью различных физико-химических методов. Вполне возможно, что именно такой путь исследований откроет новый, функционально важный тип генетической изменчивости. Другое параметры биохимии мозга, которые моглн бы влилть на его функции и поведение человека.
Мозг обладает очень высокой потребностью в энергии. Он использует около 20вжв всего поглощаемого кислорода. Кроме того, мозг чрезвычайно чувствителен к отсутствию кислорода: достаточно нескольких минут дпя того, чтобы вызвать его необратимое повреждение. В овюн е этим было бы разумно ожидать наличия генетической изменчивости у глкколитических ферментов ткани мозга человека Ггзвигз: Однако палиморфязма у гликолитпческих ферментов обнаружено не было. Критическая оценка попыток связать поведенческую изменчивость с биохимическими различиями в функции мозга. Несмотря иа интересные предположения, попытки объяснить нормальное или патологическое поведение с помощью какого-либо биохимического механизма, детерминируемого генетически, пока не удались.
Нет ни единой модели, на которой можно было бы выяснить цепь событий от генетического варианта до поведенческого признака. И все-таки этот подход заслуживает внимания.Учитывая нынешнее состояниеисследований, можно предположить, что прорыв произойдет в области изучения аффективных расстройств. Напомним, что норадренални, дофамин и серотонин составляют только часть всех нейромедиаторов; для других соединений этого класса генетических исследований выполнено мало или они вообще не проводились. Нейромедиаторы представляют только один из аспектов мозговой функции, между тем индивидуальные различия вполне возможны и в развитии мозга, и в количестве нервных клеток, и в числе связей между ними.
Например, число апикальных дендритов в зрительной зоне коры мозга мышей уменьшается, если животное растет в темноте ~56, кккз$. Затылочиый а-ритм в ЭЭГ в среднем хуже развит у взрослых людей, родившихся слепыми ~4бф Как отмечалось выше, в нормальных условиях межиндивидуальная изменчивость ЭЭГ и особенно развитие а-ритма определяются исключительно генетическими факторами .$йй4$- Однако структуры мозга, продуцирующие ЭЭГ зрительной коры, могут адекватно развнватьсв, только если они получают соответствующий сенсорный вход. Генетическая программа развития мозга может быть выполнена только при взаимодействии с окружающей средой. Сравнивая наипь попытки проникновения в суть генетической изменчивости функции мозга, влияющей на поведение человека, с наиипии знаниями о генетическом аппарате эрирот цитов (равд.
4,2-,-4:3), мы .асихк понимаем, насколько фрагментарна информация относительно поведения. Если для гена гемоглобина мы можМ1 шаг за шагом проследить, как определенное изменение в последовательности ДНК трансформируется в изменение фенотипа, в области генетики поведения у иас в руках только измерения и сравнение фенотипических показателей, которые далеки от действия генов. Мы делаем всего лишь первые шаги в анализе промежуточных переменных. Не окажется ли так, что участвующие здесь механизмы более сложны и запутанны, а взаимодействие со средой более существенно для адекватного развития функции мозга и даже его структурных элементов7 В этом не было бы ничего удивительного, поскольку человеческий мозг является самым поздним и самым сложным продуктом эволюции. Немногие имеющиеся на сегодня дан- ные поддерживают таксе предположение Сйбя-'.
В начале этой главы мы отметили, что генетика поведения представляет собой концептуально самое важное направление генетики человека. Однако наши знания в этом вопросе все еще в высшей степени неудов- 8. Генезима и поведение человека 135 летворительны и фрагментарны, теоретические позиции наименее продуманы, а у научных гипотез мало объективных основаввй. Ученые-это люди со своими предубеждениями и эмоциями; когда нет разработанной теории и прочного эмпирического фундамента, онн в большей мере подвержены влиянию своих личных симпатий. Наиболее ожесточенные споры породила проблема существования генетически детерминируемых различий поведения различных этнических групп. д24 Различия и Ж и достижениях иелгду зтивческвми групиани Существуют ли групповые различия в поведении? Человеческая популяция делится иа субпопуляции.
Они называются расами, несут определенное количество общих генов, по которым отличаются от других субпопуляций. Термин «этническая группа» обычно используют в том случае, когда в критерии классификации включают исторические и культуральные аспекты. Однако группы, связанные генетически, имеют также ~жлонность к общим традициям и соцвальиым системам, поэтому понятия «раса» и «этническая группа» сильно перекрываются (разд. 7.3.1). Генетическая структура рас различна, посколысу они развивались в условиях репродуктивной изоляции, которая могла вызвать случайные флуктуации в частоте генов и главным образом случайную фиксацию аллелей. Кроме того, существовали, возможно, различные условия для отбора.
В настоящее время миграции с сопровождающим их распространением генов приводят к уменьшению различий между группами. В разд. 7.3.1 уже говорилось о том, что генетическая подверженность диабету и способность усваивать определенные компоненты пищи (такие, как лактоза) обнаруживают различное распределение по расовым группам. Можно предположить, что разные условия среды, в которых существовали из поколения в поколение разные группы людей, предъявляли различные требования к их поведению, отбирая таким образом комбинации генов, влияющих на этот признак.
Вот по- чему генетические различия в поведении групп вполне возможны. Заметим, однако, что более конкретные предсказания, выходюцие за рамки этого очень общего положения, делать рискованно. Ведь нам неизвестны какие-либо гены человека, которые оказывают влияние на поведение в нормальных пределах; мы очень мало знаем о тех способностях человеческих групп, которые были необходимы им, чтобы выжить в суровых условиях, воздействию которых они подвергались в прошлом. Нужно лн было людям, живущим в холодных краях с длинными зимами, лучше уметь заранее организовывать запасы продовольствия7 Требовалась ли охотникам и собирателям во влажных тропических лесах ббльшая настороженность и подвижность для того, чтобы справиться с внезапной опасностью? Приобретали ли люди, жившие в саваннах и полупустынях, привычку собираться в большие содиальные группы, а обитатели влажных тропических лесов †меньшие по размеру, как у человекообразных обезьян? Мы просто не знаем.
Этологи отмечали громадные, а в некоторых случаях выраженные в крайней степени различия в характере поведения групп одной расы, живущих в условиях, которые выглядят очень похожими. Эти различия в свою очередь могут влиять на генетическую структуру популяций, особенно в отношении генов, которые оказывают влияние на характер поведения. Следовательно, очень опасно делать заключения о характере поведения наших предков на основе изучения современных примитивных популяций, которые живут предположительно в таких же условиях. Тем не менее такие заключения делаются весьма часто. Следует помнить, что результаты подобных исследований существенно зависят от того, мирно или агрессивно настроена интересующая нас популяция, ограничены или свободны в ней половые связи, проявляет ли она эгоизм или готова к сотрудничеству.
Перечисленные различия в поведении ясно указывают на то, что упрощенные генетические толкования здесь нецриемлемы. Чтобы обнару»сить генетическую изменчивость поведения между расами нли 736 8. Генетика и поведение человека этническими группами современных каивилизованных» популяций, следовало бы ограничить сравнение труппами, живущими в идентичных условиях, т.е. имеющими одинаковые семьи, образование, возможности заняться различного рода профессиональной деятельностью и т. д, В концептуально более простых ситуациях, например при разведении животных, нам и в голову не придет делать выводы о селекпии пород животных, если ие поддерживается постоянство окружающих условий.
Но ведь у людей сопоставимые условия едва ли существуют. Эта трудность делает все заключения спорными. Документально подтверждены два случая различий между группами: более высокие значения 1О у евреев ашкенази по сравнению с нееврейским населением Европы и Северной Америки, среди которого они живут, и более низкий средний Н1 негритянского населения Америки по сравнению с группами населения восточного происхождения и белыми жителями Соединенных Штатов. Евреи ашкенази в течение многих столетий жили в условиях тяжелой дискриминации.
Места их проживания были ограничены определенными кварталами городов, которые назывались гетто; им не позволяли владеть собственностью и запрещали многие виды занятий. Ситуация изменилась в девятнадцатом-начале двадцатого столетия. Хотя во многих странах Западной Европы социальная дискриминация по отношению к евреям в разной степени сохранялась и дольше, теперь для них стала доступной профессиональная карьера во многих областях; в результате число евреев среди представителей профессий, требующих высоких интеллектуальных способностей, увеличилось. В 1907 году, например, евреи составляли около 1' иаселеиия Гермаиви, ио при этом 6;4 врачей и 1584 адвокатов были евреями [21133.