Фогель, Мотульски - Генетика человека - 3 (947313), страница 33
Текст из файла (страница 33)
Базовая популяция, из которой отбиралась исследуемая группа, состояла из всех датских граждан мужского пола, рожденных между 1 января 1944 года и 31 декабря 1947 года женшинами, постоянно проживавшими в Копенгагене. Таких мужчин оказалось 31437. Нх адреса были установлены по Национальной описи населения Дании. Когда исследование начиналось, этим мужчинам было по крайней мере 26 лет; отделы вербовки военнослужащих обеспечили информацию о 08 8. Генетика и поведение человека лепта был использован уровень образования. Для этого подсчитывали число выдержанных школьных экзаменов, ноторые проводятся в Дании в конце 9-, 10- и 13-го года обучения. Показатель получали простым подсчетом числа выдержанных экзаменов. Таблице 8.14.
Доля преступников н средние значения основных переменных среди музгчнн с карнотнпамн Х г', ХУ г' н ХХУ. Уровни значимости определены по отношению к контрольной группе (ХУ) с нспользоеаннем двустороннего критерия. Для оценки преступности применяли бнномнедьный критерий, ддп всех других переменных — критерий г (2247) Группе Преступники Проверке ерн отборе е Образовательный нндекс " СЭС з' родителей армию и, )Ч ср д- бп )Ч р дн е 8О Ы рее нее ХУ 9,3 4096 43,7 1'1,4 3759 1,55 1,18 4084 3,7 1,7 4058 ХУУ 41,7" 12 297 и 82 12 058" 086 !2 32 1,5 12 ХХУ 18,8 16 28,4и !4,! 16 0,81 г' 0,88 !6 4,2 1,8 16 " Относится к уровню образование, полученного прн успешном еосешеепн школы определенного гппа (макснмтм — 3) з' Соснсзкономическнй сгегтс з~ Р< С!П "' Р<олб!. гГ Р < 005.
зн-стандартное огклопеппе; )Ч вЂ” количество мужчпп. росте 28 884 мужчин; остальные либо умерли, либо эмигрировали, либо были недоступны по другам причинам. При формировании группы высоких мужчин, которых предполагалось исследовать на аномалии половых хромосом, было проведено усечение выборки за счет тех, кто ниже 184 ем; получившаяся в результате группа состояла из 4591 человека. После обшей предварительной подготовки населения с помощью средств массовой ннформадии с этими мужчинами установили связь и взяли, когда это оказалось возможно, мазок из роговой полости для выявления Х- и г'-хроматина (разд.
2.1.2.3) и кровь для определения кариотипа. Исследователям удалось заручиться согласием 4139 мужчин (90,888 из отобранных); остальные отказались от сотрудничества, эмигрировали или не были найдены. Для группы в целом имелись, хотя и ограниченные, но вполне надежные данные об относящихся х делу харахтеристиках поведения: привлечение к уголовной ответственности регистрировалось в полиции; отделы вербовки на военную службу проверяют познавательные (когиитивные) способности всех новобранцев с помогцью тах называемого ВРР-теста.
Этот тест охватывает лишь ограниченное число когнитивных характеристик. В качестве дополнительного показателя развития интел- Результаты исследования. В обследованной группе было обнаружено 12 носителей ХХг'-набора и 16 носителей набора ХХУ. Поиск, проведенный по картотекам уголовных преступников, показал, что 5 из 12 индивидов Хг"г' (41,7еге), 3 из 16 мужчин ХХ г (18,8'ге) и 9,3;6 обладателей нормального генотипа были осуждены по одному или большему числу уголовных преступлений (табл. 8.14).
Различие между ХУУ и ХУ статистически значимо; различие мезщу ХХХ и ХУ недостоверно. Обе группы лиц с аберрантным хариотипом (ХУУ и ХХУ) продемонстрировали существенно сниженные показатели интеллектуального развития, несмотря на то что социоэхономическнй статус их родителей не отличался от такого в контрольной группе.
Были исследованы три предположения относительно связи переменных, отражающих взаимоотношения между аберрантным кариотипом и преступностью: является ли агрессивность тем фактором, который приводит этих людей к конфликту с законом, является ли этим фактором сниженный 8. Генетика и поведение человека 99 уровень интеллекта или просто высокий рост. Ответ на первый вопрос дал анализ характера преступлений, совершенных пятью осужденными с ХЪ'У-кариотнпом. Только один из них совершвл нападение на человека. Остальные преступники обвинялись в воровстве, поджоге, краже со взломом, сводничестве.
Все меры наказания, за овнам исключением, были достаточно мягкими, соответствующими мелким преступлениям. Упоминавшееся нападение было исключительным происшествием в долгой уголовной карьере единственного мужчины, которого можно отнести к «типичным» преступникам. Диапазон преступлений, совершенных тремя обладателями кариотипа ХХУ, не отличался от контрольного. Тахим образом, у мужчин с набором половых хромосом ХХУ и ХУУ характер совершенных преступлений был сходен с характером преступлений в контрольной популяции. Несмотря на небольшой размер выборки ХУУ, эти данные в совокупности с упоминавшимися выше позволяют сделать заключение, что предположение об агрессивности мужчин с таким генотипом является скорее всего ложным.
Служат лв причиной повышенной склонности пробандов к правонарушениям их снвженные интеллектуальные способности? Установлено, что мужчины из контрольной группы с нормальным кариотипом ХУ, не связанные с преступлениями, имеют интеллектуальный показатель (иной чем 1О), равный 44,5, в то же время у совершивших одно нлн более преступлений он составляет 35,5. Сходная тенденция обнаружена для показателя уровня образования (1,82 для не совершавших преступлений, 0,74 †д преступников).
Может ли высокая доля преступников среди мужчин с Хт-т" и ХХУ целвком объясняться дисфункпней интеллекта? Чтобы ответить на этот вопрос, выборку мужчин с аномальным генотипом по половым хромосомам сравнили с контрольной группой после предварительной статистической коррекции основных переменных, таких, как интеллектуальные функции, соцноэкономический статус родителей и рост. На первом этапе определили вероятность, с которой муж- чина с ХУ-кариотипом и определенным значением основных переменных может оказаться преступником; затем для каждого мужчины Х т"г' и ХХУ подсчитали вероятность, с которой он мог бы стать преступником, если бы он имел ХУ-набор н те же значения основных переменных; на третьем этапе наблюдаемую частоту преступников в группе пробандов сопоставили с предсказанной на предыдущем этапе.
Этот анализ показал следующее: 1. Некоторая доля различий в преступности между группами с Х т"г" и ХУ объясняется основными переменными, т.е. сниженным интеллектом и социоэкономическим статусом родителей. Однако даже после выравнивания этих факторов степень преступности среди носителей ХУУ остается повышенной. Различие достоверно с уровнем значимости 5'/о. 2. После выравнивания основных переменных между носителями ХХУ н контрольной группой ХУ значимых отличий в преступности не выявлено. Итак, интеллект можно считать важной переменной, опосредующей взаимодействие между аберрантным кариотипом ХУУ и повышенной склонностью к криминальному поведению. Однако полностью зто поведение таким способом объяснить нельзя. Можно предположить, что использованные показатели (ВРР-тест и показатель образования) неполно отражали дефект познавательных способностей илв что здесь вносил свой вклад дополнительный «лвчностный» фактор.
Последнее мы считаем более вероятным; точно ответить на этот вопрос поможет психологическое исследование пробандов ХУУ, не отбирав- шихся по особым признакам. Отклонения от нормы в ЭЭГ у таких групп больных ХЪ'У указывают на наличие «органического» компонента расстройства. Итак, мы с уверенностью можем отвергнуть гипотезу об агрессивности; предположение о том, что рост увеличивает мужчинам ХУХ вероятность быть осужденными тоже не удалось подтвердить.
Оказалось, что пробанды с ХУУ без криминального прошлого даже немного выше, чем правонарушители. Это исследование в совокупности со 100 8. Генетика н поведение человека многими другими работами приводит к следующим заключениям: а) мужчины с ХУУ-набором половых хромосом относительно чаще, чем нормальные (ХУ) индивиды, проявляют антисоциальное поведение и входят в конфликт с законом; б) часть этого риска, вероятно, определяется нарушением интеллектуальных функций; в) многие мужчины с генотипом ХУУ, по-видимому, страдают дополнительными, более специфичными нарушениями личностных характеристик, которые мешают им приспособиться к социальному окружению. Возможно, что осуждение за совершенное преступление является только «верхупжой айсберга»; трудности социальной адаптации, не приводпцие к конфликту с законом, могут быть распространены намного шире.
Вывод о том, что мужчины ХУУ отличаются психологически, подтверждается исследованием, проведенным с помощью двойного слепого метода на семи случайно отобранных из одной и той же популяции молодых людях с генотипом ХУУ и 28 нормальных мужчинах [2148). Их можно было отличить друг от друга на основании психологическнх данных. Изучение 14 мужчин ХУУ (в дополнение к ранее исследованным) с помощью ряда психологических тестов (тест Роршаха; тематико-апперцепционный тест; интервью) обнаружило повышенную импульсивность при эмоциональной стимуляции, преобладание реакций, сопровождающихся немедленным вознаграждением, и неуправляемость эмоций. У некоторых пробандов эта неустойчивость сдерживалась жестким самоконтролем. Защитные механизмы против тревоги были слабыми, представление о себе- неразвитым, фрагментированным и часто ннфаитильным.
Такие личностные характеристики могли, конечно, составить основу повышенной вероятности антисоциального поведения. Впротивоположность большинству других работ средний Н,( в этом случае не был ннже нормы. Исследование ЭЭГ у восьми мужчин с генотипом ХУУ (из описанной выше датской работы) обнаружило, что замедленный альфа- ритм в состоянии спокойного бодрствования является, по-видимому, довольно постоянной характеристикой этой группы. Частотный максимум в вльфа-диапазоне у этих лнц был ниже частотного минимума у 16 контрольных испытуемых с ХУ (2234а).