Текст автореферата (793049), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Таким образом, иглубинные смыслы исторического процесса, и творческое в нём участиеневозможны без учёта его христианского стержня, а также тех реалий, передкоторыми поставила нас современность.Фактором практической значимости является возможность широкогоиспользования материалов исследования в учебных курсах направленийподготовки «теология» и «религиоведение»–таких как: религиознаяфилософия, христианская антропология, поздневизантийское богословие,история христианства, основы православной культуры, а также другихгуманитарных направлений подготовки в высшей школе.17 Апробация полученных результатов осуществлялась параллельно сразработкой отдельных тем исследования в течение всего периодаподготовки работы с 2008 г.
до настоящего момента – в выступлениях авторана научных конференциях от кафедрального и внутривузовского домеждународного уровней, на семинарах и круглых столах, проводимыхкафедройтеологииРГСУ.Крометого,тематикадиссертационногоисследования отражена во многих публикациях автора–в изданиях,входящих в базы РИНЦ, «Scopus», в рецензируемых Высшей аттестационнойкомиссией научных журналах, в трех монографиях.
В 2004 г. авторисследования приняла участие в уникальном международном проекте –впервые за всю историю православной мистико-аскетической традиции былоосуществлено издание полного свода литературы исихазма, охватывающеговсе его эпохи и национальные ветви (под ред. С.С. Хоружего). Диссертантбыла одним из ведущих организаторов научно-практической конференции вРГСУ 29.10.2013 г. «Наследие Отцов Церкви: преображение античности иключ к современности», в которой она выступала с пленарным докладом«Преображающая роль христианской культуры», а также руководила работойсекции «Антропологический ракурс в диалоге философии и богословия». Вдекабре 2014 г.
автор исследования выступала на патрологическойконференции в Московской Духовной Академии с докладом на тему:«Развитие святоотеческой онтологии личности в современном православномбогословии». В этих же стенах в мае 2015 г. она делала доклад «ОткровениеБога в Ветхом Завете сквозь призму богословского персонализма ХХ–ХХIвеков» и в мае 2016 г.: «Антропология Священного Писания и её развитие впатристике и неопатристике». 22 мая 2015 г. она выступала наМеждународной конференции «Культура диалога культур», проводимойИнститутом философии РАН с докладом на тему: «Между схоластикой ипостмодерном: диалог через столетия».
20.11.2015 г. она выступила сдокладом«Неопатристическийсинтезкакпарадигмасовременнойантропологической рефлексии» на секции «Богословская и философская18 антропология» Международной конференции "Богословие и светские науки:традиционные и новые взаимосвязи" в г. Казани. В апреле-мае 2016 г. наВсероссийском симпозиуме в РАНХиГС «Религия в аспектах философских,теологических, религиоведческих подходов: проблемы определения объектаиэкспертизы»РуповаР.М.выступилассообщениемнатему:«Неопатристический синтез протоиерея Георгия Флоровского как поледиалога современной секулярной гуманитарной эпистемы с христианскимвероучением», а также на Всероссийском симпозиуме «Религия как факторэтнокультурнойпроводимоминационально-государственнойРАНХиГСсовместносОрловскимидентичности»,государственнымуниверситетом в г. Орле с докладом «Восточное христианство как полеантропологической и культурной идентичности».
16 ноября 2016 г. насеминаре Института синергийной антропологиии была осуществленаапробация диссертационного исследования в форме развернутого доклада натему: «Неопатристический синтез как религиозно-философское течение ХХ–XXI веков: антропологические аспекты». 27 апреля 2017 года намежрегиональной научно-практической конференции «Христианство и мир»,проводимой Пензенской духовной семинарией, Р.М.
Рупова выступила сдокладом «Церковь и мир: диалог в эпоху постмодернизма».Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав,приложения и библиографии.II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВоВведенииобоснованаактуальностьтемыисследования,представлен анализ степени разработанности проблемы, сформулированыобъект и предмет исследования, а также его цели и решаемые на путидостижения этих целей задачи. Кроме того, во введении кратко описанытеоретические и методологические основы диссертационного исследования,его научная новизна, теоретическая и практическая значимость. Представлен19 также ряд научных мероприятий, в рамках которых была осуществленаапробация результатов данного исследования.Первая глава – «Восточно-христианская традиция как эпистема:антропологический ракурс» содержит три параграфа.
Первый из них –«Рольхристианствавевропейскомцивилизационномпроцессе.Эпистемологическое значение Восточно-христианской традиции».Европа в течение многих столетий идентифицировала себя схристианством. В XVIII в. Новалис написал небольшой труд «Христианскиймир, или Европа», поставив между ними знак равенства. Многообразие ипротиворечивость культурно-политических событий на протяжении многихвеков не отменяли этой установки европейской самоидентичности – не какданность, но как заданность – с христианством. Однако в настоящее времяедва ли не все её народы перестали быть 100% христианами, появилисьновые религии и культы, для Европы ранее неведомые.Хорошоизвестныисторическиепримеры,когдахристианскоепреобразование культуры спасало цивилизацию от гибели. Это было впериод поздней античности, когда Рим – величайшая из империй –болезненно переживал свое падение.
Европейская цивилизация обязанасвоим существованием тому творческому импульсу, который на развалинахантичного мира дало ей христианство. Когда порождающий импульсистощается, теряет свою силу, культура «гаснет», приходит в упадок.Именно это происходит ныне у нас на глазах. Решение вопросанапрашивается само – «гаснущей» европейской цивилизации следуетобновиться через обращение к своему питающему истоку – христианству.
Кэтому, собственно, и призывает концепция неопатристического синтеза.Культура со всем её массивом тесно переплетена и взаимосвязана страдицией духовной: «cultura есть то, что имеет развиться из cultus,прорастание зерна религии, горчичное древо, разросшееся из семени веры»8. 8Флоренский Павел, священник. Записка о христианстве и культуре // Флоренский Павел, священник.Сочинения в 4-х томах. Том 2. М., 1995. С. 549.20 Деформациякультурнойтрадиции,еёпатологическиепроявления(современный спектр их хорошо известен) – индикатор деформации врелигиозной сфере, духовной опустошенности, разрыва с питающимиевропейскуюцивилизациюистокамихристианства.Впсихологиисуществует понятие «кризис идентичности» – когда человек испытываетколоссальный внутренний дискомфорт, «теряет почву под ногами» и можетокончить полным безумием.Но и не только это.
Содержа в себе ключевые смыслы европейскойкультуры, Восточное христианство в полной мере может претендовать настатус научной эпистемы, ибо можно увидеть в нём, в соответствии сопределением эпистемы, (данным М. Фуко), «совокупность правил иотношений в конкретных месте и времени, формирующих условиясуществования исторических форм культуры и знания». Ещё одноопределение эпистемы – как «скрытой и глубинной структуры мышленияопределенной культуры, формирующей над-индивидуальный порядок:фундаментальные языковые коды, схемы восприятия, иерархии практик» –также подходит для представления духовной традиции христианства.
Еслиже мы утверждаем, что Восточно-христианская традиция имеет статусэпистемы, то тем самым она может быть вписана в универсум современногонаучного знания на правах научного дискурса.В ХХ веке, в эпоху антропологического кризиса, христианскаяантропология была эксплицирована трудами многих ученых.
Назовём такиеимена, как В.И. Несмелов, прот. В. Зеньковский, архим. Киприан (Керн), В.Н.Лосский, прот. И. Мейендорф, митр. Иоанн Зизиулас, С.С. Хоружий, Ю.М.Зенько, прот. В. Леонов, иеромон. Мефодий (Зинковский), С.А. Чурсанов идр. Антропологический поворот ХХ века привёл к тому, что человек стал тойосью, вокруг которой вращается абсолютно вся система научного познания.Таким образом, через человека в поле зрения христианства попадаютвопросы, которые раньше оставались «за кадром» и считались (в рамках21 христианской традиции) безразличными в деле спасения. Для неопатристикивозникает задача их осмысления в координатах святоотеческой мысли.Для нас существенно важен тот момент, что Восточно-христианскаяэпистемасохраняетбазовыйпринципбиблейскойантропологии–идентификацию личности человека через Божественную Личность – чтоможно обозначить как «теоцентрическая персонологическая парадигма» 9 ,согласно которой сам принцип личности относится к Божественному бытию,а вовсе не к эмпирическому человеку.
На Западе же, идущем путём активнойсекуляризации, в классической европейской метафизике была в качествебазовой принята иная, антропоцентрическая персонологическая парадигма, вкоторой человек определяется через самого себя.Антропоцентрическая персонологическая парадигма, возведённая напьедестал в эпоху Возрождения, прошла свой эволюционный путь: отсовершеннозаконногодляхристианстваренессансногоакцентанабогоподобии человека, до утверждения, высказанного на закате немецкойклассической философии на рубеже XVIII и ХIХ веков Л. Фейербахом, что«человек создал Бога по своему образу и подобию».