121254 (715896), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Поэтому можно говорить о наличии прямого и косвенного судебного контроля за действиями и актами нотариусов. Прямой контроль осуществляется при рассмотрении судами по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении в рамках особого производства в гражданском процессе.
Косвенный контроль осуществляется судами путем рассмотрения споров между участниками гражданского оборота, когда имеет место оспаривание нотариальных актов в исковом производстве в порядке гражданского и арбитражного процесса. Например, при рассмотрении дела об обращении взыскания на заложенное недвижимое имущество по иску банка к должнику при наличии возражений ответчика по поводу правильности договора ипотеки суд будет проверять юридическую силу данного нотариального акта, не привлекая к участию в деле самого нотариуса.
Остановимся подробней на каждом виде судебного контроля.
Правила прямого судебного контроля отражены в гл. 32 ГПК РФ, а также в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 1981 г. № 1 (в ред. постановлений от 21 декабря 1993 г. № 11, от 25 октября 1996 г. № 10) «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении». Как уже было отмечено, данные жалобы рассматриваются в порядке особого производства.
С жалобой на действия нотариусов и должностных лиц, правомочных совершать нотариальные действия, в соответствии со ст. 271 ГПК РФ вправе обратиться в суд лишь заинтересованное лицо, т. е. лицо, в отношении которого совершено нотариальное Действие либо которое получило отказ в его совершении.
Жалоба должна быть подана в суд в десятидневный срок, исчисляемый со дня, когда заявителю стало известно о совершении или об отказе в совершении нотариального действия. При пропуске Данного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом.
В силу ст. 273 ГПК РФ при удовлетворении жалобы суд своим решением или отменяет совершенное нотариальное действие, или обязывает его выполнить. Копия решения суда при удовлетворении жалобы направляется нотариусу, которым было совершено нотариальное действие (отказано в нем). Поскольку нотариус, совершивший нотариальное действие или отказавший в его совершении как лицо, участвующее в деле, обладает всеми процессуальными правами, предусмотренными ст. 30 ГПК РФ, он имеет возможность в соответствии со ст. 282 ГПК РФ в установленный законом срок обжаловать в кассационном порядке принятое судом решение.
Косвенный судебный контроль осуществляется судами общей юрисдикции и арбитражными судами при рассмотрении практически всех дел, так или иначе связанных с нотариальными актами. Так, при рассмотрении судами споров о признании сделок купли-продажи недвижимости, иных сделок, прошедших нотариальное удостоверение, суд общей юрисдикции осуществляет косвенный контроль за действиями и актами нотариуса, поскольку права и обязанности сторон, по поводу осуществления которых возник спор, основаны на нотариально удостоверенной сделке. Практика работы судов общей юрисдикции складывается таким образом, что суды привлекают нотариусов в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора. Она не соответствует ГПК РФ в том плане, что суд проявляет активность за рамками принципа диспозитивности и судейского руководства. Инициатива в привлечении третьих лиц должна исходить только от самих лиц, участвующих в деле, поскольку суд не является субъектом доказывания и, соответственно, не должен привлекать по собственной инициативе участников процесса.
Здесь для нотариусов можно дать следующие рекомендации. Во-первых, не следует уклоняться от участия в судебном разбирательстве, поскольку сам нотариус лишает себя возможностей отстаивания своих интересов и обоснования своей правовой позиции. Во-вторых, всегда следует акцентировать внимание на правильности определения как предмета доказывания, так и самого предмета спора. Изучение практики показывает, что в основном по спорам, связанным с осуществлением косвенного контроля за нотариальными действиями, причиной их возникновения являются ошибки, допущенные не нотариусами, а другими органами и должностными лицами.
Например, в судах нередко рассматриваются нотариально удостоверенные договоры купли-продажи недвижимости, основанные на незаконно проведенной приватизации жилых помещений (без участия несовершеннолетнего). Поскольку, как уже отмечалось ранее, нотариусу не дано право оценки правомерности действий органов, передающих жилье в собственность граждан, то при привлечении нотариуса к участию в таких спорах следует заявлять ходатайства об исключении нотариуса из числа лиц, участвующих в деле, и о его возможном участии в деле только в качестве свидетеля.
При разрешении дел в арбитражном процессе арбитражные суды также осуществляют косвенный контроль за нотариальными актами. Например, арбитражный суд вправе отказать в обращении взыскания на заложенное недвижимое имущество вследствие дефектов договора ипотеки, отсутствия каких-либо существенных условий, что делает договор ипотеки недействительным. Однако прямого контроля за действиями нотариусов арбитражные суды осуществлять не вправе, равно как и привлекать их к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, поскольку споры с участием нотариусов арбитражным судам не подведомственны.
Существует еще одна форма контроля за деятельностью нотариусов — это контроль органов уголовной юстиции.
Уголовная ответственность нотариусов установлена ст. 202 УК РФ «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами».
Согласно указанной статье использование частным нотариусом своих полномочий вопреки задачам своей деятельности и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц, нанесения вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства наказывается штрафом в размере от пяти до восьмисот минимальных размеров оплаты труда, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Те же деяния, совершенные в отношении заведомо несовершеннолетнего или недееспособного наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
В ракурсе данного вопроса актуальной является проблема профессиональной этики в деятельности нотариуса, поскольку ее соблюдение позволит нотариусу избежать вышеуказанных ошибок.
К нотариусу предъявляются высокие требования и как к профессиональному юристу, и как к человеку с точки зрения его личностных качеств. Такая практика характерна для юридических профессий, представители которых выполняют публично-правовые функции независимо от того, являются они должностными лицами государства либо относятся к лицам либеральных профессий. Так, в России уже приняты и действуют этические правила для судей и адвокатов.
Этические нормы в профессии нотариуса складывались по мере развития института нотариата и получали свое завершенное оформление в специальных актах, принимаемых самими нотариальными сообществами. Например, во многих нотариальных палатах Российской Федерации образованы комиссии по профессиональной этике. Требования профессиональной этики исходят из самой сущности данной юридической профессии и отражают требования к поведению нотариуса во взаимоотношениях как с коллегами, с органами нотариального сообщества, так и с лицами, обращающимися за совершением нотариальных действий, с персоналом нотариальной конторы, с государственными органами и общественными объединениями.
Этические правила российских нотариусов пока далеки от совершенства, но они охватывают основные функциональные полномочия нотариусов. К сожалению, в нашей стране нет общих правил профессиональной этики, однако отдельные их элементы содержатся в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате (гарантии нотариальной деятельности, присяга нотариуса). В нотариальных палатах принимаются кодексы профессиональной этики и положения о комиссиях по этике, регламентирующие порядок проведения разбирательства.
1.5. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИУСА.
Особенностью нотариальной деятельности является то, что нотариус непосредственно не создает материальных ценностей. Предмет его труда - информация, а характер труда - умственный. Но одним из признаков нотариальной службы выступает возмездность. Это означает, что законодательство устанавливает порядок оплаты нотариальной деятельности. Он существенно различается в зависимости от того, в какой форме она осуществляется - работа в государственной нотариальной конторе или частная практика.
Согласно ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным действующим законодательством.
За выполнение действий, указанных в п. 1 данной статьи, когда для них законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между физическим и (или) юридическим лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом. Полученные денежные средства остаются в распоряжении нотариуса.
Система частного нотариата основывается на самостоятельном ведении нотариусом дел нотариальной конторы. Поэтому для понимания рассматриваемого вопроса следует иметь в виду ряд обстоятельств, которые определяют специфику финансового обеспечения деятельности частнопрактикующего нотариуса.
-
Нотариус работает в режиме полного самофинансирования,
когда все затраты, связанные с ведением дел и функционированием нотариальной конторы, он несет самостоятельно, без каких-
либо дотаций со стороны бюджета. -
Нотариус несет бремя ответственности не только за работу нотариальной конторы, но и имущественную ответственность за свои
действия перед лицами, в отношении которых были совершены нотариальные действия, если права и интересы данных лиц были за
тронуты их осуществлением. Соответственно, это предполагает
у нотариуса наличие материальных возможностей по возмещению
причиненных его действиями убытков.
Размеры нотариальных тарифов, взимаемых нотариусом при совершении нотариальных действий, не определяются произвольно нотариусом, а устанавливаются государством в Законе РФ «О государственной пошлине» от 9 декабря 1991 г. № 2005-1 (в редакции Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ)16. Нотариус жестко связан этими тарифами, взимаемая сумма которых отражается одновременно в реестре нотариальных действий и удостоверительной надписи нотариуса в документе.
Размер тарифов определяется на основании принципа «социального равновесия», в соответствии с которым нотариальные действия, требующие больших затрат времени, но с низкой стоимостью либо вообще освобожденные от уплаты тарифов государством, как бы «субсидируются» за счет иных действий, с высокой стоимостью.
Нотариус в силу публично-правового характера своей деятельности обязан соблюдать положения законодательства, предоставляющие льготы либо полностью освобождающие заинтересованных лиц от уплаты нотариальных тарифов. При этом в основном бесплатно оформляются наследственные дела, которые наиболее трудоемки и связаны с исследованием значительного фактического и документального материала.
-
Нотариус в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате обязан иметь нотариальную кон
тору и нотариальный архив. Нотариус обязан обеспечить его безопасность, обработку, хранение, выдачу документов из него, что также требует определенных затрат, но покрывается за счет поступлений от совершения нотариальных действий. -
Нотариальная деятельность подлежит обязательному страхованию также за счет средств самих нотариусов.
В силу необходимости иметь нотариальную контору, содержать нотариальный архив нотариус является работодателем, поскольку полноценное выполнение нотариальных функций предполагает наличие персонала нотариальной конторы: помощника нотариуса, секретарей, архивариуса, бухгалтера, охраны, специалиста по обслуживанию вычислительной техники и т. д.
Таким образом, валовая выручка и чистый доход нотариуса существенно различаются. Также нелогично сравнивать выручку предприятия и сумму чистого дохода, остающегося после покрытия производственных затрат, уплаты всех налогов и сборов.
Следовательно, у нотариуса должно быть достаточно средств для покрытия расходов по содержанию (а перед этим — по его приобретению) собственного помещения либо аренде помещения нотариальной конторы, содержанию и обработке нотариального архива, приобретения оргтехники, иного оборудования, выплате заработной платы персоналу конторы, возмещению расходов по приобретению необходимой литературы, уплате взносов на содержание нотариальной палаты, страхованию своей деятельности, уплате налогов.
Нотариальное действие признается совершенным после уплаты государственной пошлины или суммы согласно тарифу либо освобождения нотариусом от уплаты пошлины или тарифа лиц, в отношении которых осуществляется нотариальное действие. Таким образом, вопрос о соотношении понятий тарифа и государственной пошлины выглядит следующим образом. В соответствии с действующим законодательством это - равные по характеру и правовому значению категории, которые едины по размерам, порядку взимания и предоставления льгот, правовым последствиям их уплаты либо неуплаты в полном размере.
Данные категории различаются, во-первых, правовыми характеристиками и, во-вторых, вытекающим отсюда способом использования после их взимания в случаях, когда законом установлена обязательность их взыскания.
Государственная пошлина в соответствии со ст. 13 ГК РФ представляет собой федеральный сбор, устанавливаемый федеральным законодательством. Под государственной пошлиной понимается установленный Законом РФ «О государственной пошлине» обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами и должностными лицами.
Поэтому государственная пошлина при ее взимании за совершаемое нотариальное действие зачисляется в бюджет (в настоящее время - в местные бюджеты муниципальных образований). Тариф за совершение нотариальных действий также является обязательным для уплаты, но имеет совершенно другое целевое назначение.
В частности, в соответствии со ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, взимает за совершение нотариальных действий плату по тарифам, соответствующим размеру государственной пошлины. При этом нотариальное действие считается совершенным после уплаты государственной пошлины либо суммы согласно тарифу. В ст. 22 также указано, что льготы для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством о государственной пошлине, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, так и нотариусами, занимающимися частной практикой.
При этом вопреки распространенному мнению о деятельности нотариусов взысканный тариф на основании ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате остается только в распоряжении, но не в собственности нотариуса. В собственность нотариуса переходит лишь та сумма, которая остается после возмещения расходов на содержание нотариальной конторы, оплаты труда ее сотрудников, уплаты обязательных взносов в нотариальную палату, уплаты налогов и других обязательных платежей во внебюджетные фонды.
В настоящее время в связи с сокращением круга юридических действий, нуждающихся в обязательном нотариальном удостоверении, в юридической практике возникают проблемы, связанные с порядком взимания нотариальных тарифов. В частности, ставятся вопросы о возможности взимания тарифов по действиям, не являющимися обязательными в плане их нотариального удостоверения (в основном речь идет о сделках с недвижимостью), в меньших размерах, нежели это определено Законом РФ «О государственной пошлине».
На наш взгляд, такой подход неправомерен, и вряд ли он будет отвечать смыслу и содержанию нотариальной деятельности. Правовой статус нотариусов независимо от способа организации работы (государственный или занимающийся частной практикой), един. Поэтому они должны руководствоваться общими принципами организации своей деятельности.














