Диссертация (1335845), страница 26
Текст из файла (страница 26)
Метаболическая активность нейронов оказаласьповышенной в ВЯДБ при СС. При этом удалось повторно показать возрастнуюактивизацию нейронов ВЯДБ при БоАл (Ishunina and Swaab, 2003). Интересно,что при БоАл иммунореактивность АГ в ВЯДБ отрицательно коррелировала состадией распространённости нейрофибриллярных клубков по Браак, чтоподтверждает предположение о компенсаторном характере активизациихолинэргических нейронов на ранних этапах развития деменции (Swaab et al.,2002; Ishunina and Swaab, 2003; DeKosky et al., 2002). В соответствии спредыдущими результатами (Ishunina and Swaab, 2003) размеры АГ иперикарионов нейронов увеличивались при старении в ВЯДБ контрольныхслучаев.
В связи с отсутствием значительных различий в интенсивностиокраски АГ в БЯМ при СС, стоит отметить отсутствие соответствующихотличий и в активности холинацетилтрансферазы в ткани мозга пациентов с СС(White et al., 1977).191СОЯ человека на 90-95% состоит из вазопрессиновых нейронов иявляется основным источником вазопрессина плазмы, участвующего главнымобразом в регуляции реабсорбции воды, осмолярности плазмы и артериальногодавления (Swaab, 2003). Секреция ВП у пациентов с деменцией, включая БоАл,обычно не нарушена (Swaab, 2003; Swaab, 2004).
Однако, сведения, касающиесяпродукции ВП при СС, отсутствовали. В работе Sørensen и соавт. (1983) улюдей с деменцией обнаружено снижение уровня ВП в плазме ицереброспинальной жидкости. Однако, тип деменции в этом исследовании неуточнялся. Приведенные данные подтверждают снижение метаболическойактивности вазопрессиновых нейронов и уровня мРНК ВП у большинствапациентов с СС, описанное в настоящей работе. Нарушение синтеза ВП можетбыть связано с симптомом недержания мочи и понижением артериальногодавления на поздних стадиях развития СС.
В данном исследованииотносительный размер АГ в СОЯ больных с СС был меньше при наличиисимптома недержании мочи. Более того, уровень мРНК вазопрессина был нижепри меньших значениях диастолического артериального давления. В связи сэтим уместно обратить внимание на тот факт, что у исследованных больных сСС, у которых в прошлом наблюдалась гипертензия, артериальное давлениеснижалось на более поздних стадиях развития деменции в соответствии слитературными данными (Sachdev, 1999; Pohjasvaara et al., 1998).Отсутствие различий в уровне экспрессии мРНК ВП во всей когортеслучаев с СС можно объяснить гетерегонностью нейропатологическихизменений при СС (Таблица 1).
Например, у случая с СС # 4 в коре обнаруженытолько микроинфаркты при отсутствии подкорковых повреждений. Подобнымобразом преобладание «старых» корковых инфарктов может лежать в основеболее высокой концентрации мРНК ВП у случая с СС # 9. По-видимому,“старые” корковые инфаркты либо оказывают незначительный эффект наэкспрессию мРНК ВП, либо даже стимулируют мРНК ВП, тогда как “недавние”и подкорковые повреждения скорее приводят к значительному снижению192синтеза ВП. Эти данные подтверждают мнение о том, что подкорковыесосудистые повреждения являются центральными в патогенезе СС и (Parnetti etal., 1990; Esiri et al., 1997).
Активизация синтеза ВП у пациентов с СС можетбыть вызвана травматическим повреждением мозга у пациентов # 9 и # 5, а услучая # 5 – менингиомой в основании мозга (Yuan and Wade, 1991). Нельзяисключить и возможность влияния дополнительных факторов, влияющих науровни мРНК в посмертном материале контрольных случаев (например, # 3, # 6and # 9). Как правило, у контрольных случаев более длительный промежутокмежду моментом смерти и аутопсией мозга, чем у пациентов с СС (p = 0.023).Он отрицательно коррелирует с экспрессией мРНК ВП (r = -0.565; p = 0.089).Несмотря на это, в контрольной группе наблюдается более интенсивноемечение мРНК ВП, чем у пациентов с СС, что подтверждает идею о снижениипродукции вазопрессина у большинства случаев с СС.Удивительна тенденция к увеличению размеров перикарионов нейроновСОЯ, которая на первый взгляд противоречит уменьшению метаболизма ВПнейронов.
Однако, при исследовании с помощью световой и флюоресцентноймикроскопии в нейронах СОЯ пациентов с СС выявлены избыточныепериферические отложения липофусцина, объясняющие увеличение размеровклеток и являющиеся признаком снижения функциональной активности ВПнейронов (Swaab, 2003; Swaab, 2004).Туберомамиллярное ядро человека является единственным источникомгистаминэргическойиннервациимозга(Swaab,2003).ПриболезниАльцгеймера метаболическая активность нейронов ТМЯ и содержаниегистамина в мозге снижены (Salehi et al., 1995; Swaab et al., 2002). Подобныесведения относительно СС в литературе отсутствовали.
В настоящей работевпервые показано снижение метаболической активности гистаминэргическихнейронов ТМЯ у пациентов с СС, что указывает на гистаминэргическийдефицит при сосудистой деменции. Не исключено, что сниженная активностьгистаминэргической системы при СС может быть связана с ослабленным193метаболизмом ВП нейронов в СОЯ (см выше), так как гистамин являетсяпотенциальным стимулятором высвобождения вазопрессина (Swaab, 2003).Снижение метаболической активности нейронов инфундибулярного ядрау пациентов с СС, обнаруженное в настоящее работе, может свидетельствоватьоб уменьшении секреции гонадолиберина и других нейропептидов ИНФ,имеющих отношение к пищевому поведению (NPY и агути-пептид (AGRP))(Swaab, 2004; Goldstone et al., 2002).В группе с СС отмечена тенденция к уменьшению интенсивностииммуноцитохимического окрашивания АГ по сравнению со случаями с БоАл.Однако, это снижение не достигало статистически достоверных значений ни водном из изученных ядер.
Эти результаты подтверждают данные протонноймагнитно-резонансной спектроскопии (Herminghaus et al., 2003) и позитронноэмиссионной томографии (Mielke et al., 1992), демонстрирующих значительноесовпадениеметаболическихнарушенийвмозгепридвухсамыхраспространённых типах деменции. Однако, в сравнении с контрольнойгруппой, иммунореактивность АГ при СС отличается от таковой при БоАл всупраоптическом и инфундибулярном ядрах (снижение при СС и отсутствиеизменений при БоАл).Итак, в настоящей работе впервые обнаружены метаболическиенарушения в гипоталамусе и передне-базальном мозге случаев с СС, частичносовпадающими с таковыми при БоАл.
Несмотря на то, что точные причиныобнаруженных изменений неизвестны, предполагается, что они могут бытьобусловлены снижением мозгового кровотока и зависят от распространённостии локализации ишемических повреждений и сосудистой патологии. Дефицитгистаминэргической системы туберомамиллярного ядра и снижение выработкивазопрессина в супраоптическом ядре по всей видимости имеют отношение ктаким наиболее частым симптомам сосудистой деменции, как снижениепознавательных способностей, недержание мочи и уменьшение артериальногодавления.194Изменения цитоархитектоники базального ядра Мейнерта при ССВ связи с отсутствием сведений о патологии БЯМ при СС, цельюследующегофрагментаисследованиясталоизучениенекоторыхцитоархитектонических показателей этого ядра у людей с диагнозомсосудистой деменции.При СС в БЯМ обнаружены цитоархитектонические нарушения,указывающие на возможность не только вторичного (вследствие нарушенияхолинэргических проекций), но и первичного (сморщивание нейронов и глиоз вБЯМ) холинэргического дефицита.
Предположениеохолинэргическойдисфункции при СС основано на успешном применении ингибиторовхолинэстеразы для лечения таких больных (Roman et al., 2002). Полагают, чтохолинэргическийдефицитразвиваетсялибоврезультатеишемиихолинергических ядер передне-базального мозга, кровоснабжение которыхнарушается при артериальной гипертензии, либо вследствие ишемическихповреждений в базальных ганглиях и белом веществе, находящихся на путиследования холинергических волокон в корковые структуры (Roman, 2005).
Таккак холинэргическая стимуляция приводит к увеличению мозгового кровотока(Roman, 2005), то уместно предположить, что дисфункция холинэргическойсистемы при СС, вызываемая сосудистыми повреждениями, приводит кснижениюрегиональноготокакровиигипоперфузии,являющихсяцентральными звеньями в патогенезе СС (Jellinger, 2007). В настоящемисследованииустановленоуменьшениеобъёмовперикарионовхолинергических нейронов и увеличение количества глиальных клеток вбазальномядреМейнертаприСС.Этирезультатыподтверждаютсуществующую гипотезу о том, что при СС происходит поражение не толькохолинергических нервных волокон, как следует из литературных данных(Roman and Kalaria, 2006; Tomimoto et al., 2005), но и самого источника этихпроекций – БЯМ.
Уменьшение размеров перикарионов нейронов БЯМ при ССуказываетнанекотороеснижениеихметаболическойактивности,195направленной главным образом на выработку холинэргических маркеров.Следствием подобных изменений будет сокращение транспорта ХАТ и АХЭ вкору головного мозга пациентов с СС, что неоднократно демонстрировалось вряде исследований (обзор в Roman and Kalaria, 2006). Отсутствие изменений вплотности расположения нейронов БЯМ при СС совпадает с результатамиMann и соавт. (1986), которые не обнаружили отличий в количестве нейроновБЯМ и размерах их ядрышек при СС. В то же время следует отметить, что ни вэтой, ни в других, известных нам работах, цитоархитектонические показатели,представленные в настоящей работе, ранее не изучались. Несмотря наотсутствие значимых изменений в плотности расположения нейронов БЯМ, ихобщее количество может быть снижено при СС.