1 Диссертация (1216036), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Тенчов что отношения собственности как объект уголовно-правовой охраны, отмечал он, предполагают как материальные общественные отношения, так и их юридическое выражение, правовую оболочку, т.е. право собственности [50]. В современнойнауке уголовного права обозначенный подход развивается в работах С. М. Ко30чои [27].При определении объекта преступлений, предусмотренных в главе 21 УКРФ, как экономического отношения и одновременно как субъективного правасобственности не учитывается, что экономическая и юридическая категориисобственности не всегда взаимосвязаны так как собственность как экономическая категория не совпадает с понятием права собственности, в котором экономические отношения собственности получают юридическое выражение [59].
Всамом деле, с одной стороны, не всякое волевое экономическое отношение собственности имеет своим содержанием субъективное право собственности, таккак может получать юридическую регламентацию и посредством иных правовых форм (например, с помощью обязательственного права). С другой стороны,субъективное право собственности не всегда реализуется исключительно всфере экономики и «привязано» к реальным экономическим отношениям [14].Оно может осуществляться в сфере межличностных, управленческих и иныхнеэкономических отношений.Сосуществование в уголовном праве нескольких подходов к пониманиюсобственности не является случайным обстоятельством, оно скорее есть следствие сложности как самого явления собственности, характеризующегося многосторонностью, так и его связей с другими явлениями и процессами действительности.
В исследованиях проблематики собственности затрагиваются самыеразличные аспекты – философский, морально-этический, политический, социологический, психологический, исторический, экономический, правовой. Междутем до сих пор остается открытым вопрос: что есть собственность по природесвоей – начало духовное или материальное? Какие из особенностей этого многообразного и многоликого феномена являются основополагающими – нематериальные или вещественные? «Разумность собственности, утверждал Гегель,заключается не в удовлетворении потребностей, а в том, что снимается голаясубъективность личности. Лишь в собственности лицо выступает как разум»[13, с.
101]. С точки зрения Маркса, ответить на вопрос о том, что такое собственность, политическая экономия в состоянии только анализом отношений31собственности как производственных отношений. Трудно не согласиться и срусским философом Н.А. Бердяевым, по мнению которого собственность предполагает не только потребление материальных благ, но и более устойчивую ипреемственную духовную жизнь личности в семье и роде, а начало собственности связано с метафизической природой личности, с ее внутренним правом совершать акты, преодолевающие быстротечное время [38].Как видим, научно-философское понимание собственности включает в себямножество аспектов этого весьма сложного в своих связях и опосредованияхявления, не ограничиваясь его экономической и правовой трактовкой. Это обстоятельство, возможно, и послужило основанием идеи, отвергающей собственность в качестве объекта преступных деяний, именуемых современнымуголовным правом «преступлениями против собственности».
Ее автор И. А.Клепицкий утверждает: «Доктрина преступлений против собственности отвечала потребностям и характеру имущественных отношений того времени, когдаона возникла и развивалась. Сегодня эта доктрина неприемлема как с теоретической, так и с практической точки зрения» [28, с. 82]. Признание несовместимым с современной социально-экономической и криминологической реальностью учения о «преступлениях против собственности» исключает определениеобъекта преступных деяний, предусмотренных в главе 21 УК РФ, с помощьютакой категории, как «собственность». К такому выводу, по существу, и приходит И. А. Клепицкий, признавая объектом указанных посягательств «имущественные права и интересы в их многообразии».Восстановление в нашей стране рыночной экономики, – сопровождающеесяинтенсивным развитием товарообмена, вовлечением в экономический обороткачественно новых объектов и все большего числа субъектов имущественныхправ, появлением в имущественной сфере неизвестных в огосударствленнойэкономике разновидностей отношений, – обусловливает необходимость адекватного уголовно-правового обеспечения нового имущественного правопорядка.
Очевидно, что это обстоятельство не может не отразиться на пониманииобъекта рассматриваемых преступных деяний и соответственно на наименова32нии этих преступлений. В прежнем правопорядке, основанном на плановойэкономике, возникла идея о том, что объект указанных преступных посягательств представляет собой собственность, что дало основание утверждать:«Термин «имущественные преступления» как неправильный, указывающийразве только на формальный признак, относящийся к объективной стороне состава, должен быть заменен иным наименованием этой категории преступлений. Эти преступления представляют собою преступления против частной собственности в буржуазном праве, преступления против социалистической собственности и преступления против личной собственности в социалистическомправе» [40, с. 35].В имущественном правопорядке, базирующемся на рыночной экономике,необходимо переосмысление прежних представлений об объекте преступлений,совершаемых в имущественной сфере.
Последний, с одной стороны, более неможет охватывать своим содержанием всю «основу экономической системыгосударства и общества», а с другой – ограничиваться исключительно субъективным правом собственности. Соответственно и рассматриваемые преступления, и их объект должны получить наименования, которые более точно выражают природу указанных посягательств в новых социально-экономических иполитических условиях. Разумеется, сказанное не следует трактовать в смыслеотрицания собственности, ее роли и места в уголовном праве. Бесспорно, собственность была, есть и в обозримом будущем останется необходимым компонентом как экономической, так и правовой системы, а, следовательно, одним изнаиболее значимых объектов правовой защиты.
Другое дело, что с учетом развития в нашей стране рыночного имущественного правопорядка представляетсянеобходимым использование в уголовном праве таких категорий, которыенаиболее адекватно отражали бы сущность преступлений, совершаемых вимущественной сфере, и устраняли бы расхождения в трактовке их объекта.Вместе с тем нельзя полностью согласиться с суждением И.
А. Клепицкогооб «имущественных правах и интересах» как объекте рассматриваемой группыпреступлений. Односторонний подход к определению объекта преступлений в33имущественной сфере как исключительно правового или экономического феномена не учитывает органическую взаимосвязь экономики и права. Справедливо замечено, что юридическую регламентацию имущественных отношенийневозможно понять, не вникая в их экономическую сущность [28].
В то жевремя, не менее верным следует считать и положение о том, что экономическийанализ отношений, складывающихся в имущественной сфере, не может бытьточным без учета результатов их правового регулирования. Важно поэтомуподчеркнуть, что именно экономико-правовое (комплексное) понимание должно составить методологическую основу определения объекта рассматриваемыхпреступлений. В этой связи наиболее удачной представляется категория «имущественные отношения».Данный термин используется за рубежом уже довольно давно.
Например,преступления против собственности германское законодательство трактуетзначительно уже, чем российское. Согласно УК ФРГ, данное понятие охватывает только те преступления, существо которых составляет нарушение правасобственности. Природу преступления определяет его предмет, которым является чужая вещь (fremden Sache) – объект гражданского права собственности.Вещь – это телесный предмет внешнего мира. Еще в конце прошлого столетияв связи с делом о краже перед судом встал вопрос о том, можно ли рассматривать в качестве вещи электричество. Суд ответил на этот вопрос отрицательно,исходя из того, что «слова в уголовном праве следует понимать так, как они используются в обычной жизни», а кража энергии или силы невозможна.
Не являются предметом рассматриваемых преступлений и иные нетелесные блага, втом числе и бестелесные вещи, в частности, мысли, идеальные блага, а такжеправа требования, включая безналичные деньги (деньги на банковском счете).Эта категория играет важную методологическую роль в юридической науке.Посредством категории «имущественные отношения» юристы пытаются установить органическую связь права с экономикой, экономического содержания справовой формой и выразить возможность и «меру» (пределы) правового регулирования экономических отношений собственности. Как известно, не всякое34экономическое отношение регулируется правом. В связи с этим указанная категория обозначает те отношения, складывающиеся между конкретными лицамив сфере экономики, которые требуют правового регулирования и поддаютсяему.Имущественные отношения рассматриваются в праве как конкретные отношения по поводу принадлежности и перехода имущественных благ, которыеполучают правовую регламентацию с помощью права собственности, иных(ограниченных) вещных прав, обязательственного права, иных правовых форм(например, наследственного права) и становятся имущественными правоотношениями.
В качестве объекта имущественных правоотношений выступают различные имущественные блага. В современном праве к числу объектов имущественных отношений относятся вещи, комплексы вещей, деньги, ценные бумаги, имущественные права, иное имущество в широком смысле этого слова, результаты работ и оказания услуг. Рыночные преобразования, происходящие всовременной России, сопровождаются появлением новых субъектов имущественных отношений: частных корпораций (компаний) и их владельцев; лиц,уполномоченных представлять интересы частного капитала; различных участников договорных отношений, связанных с переходом имущественных благ отодних владельцев к другим с передачей права собственности и без таковой.Как правоохраняемый объект имущественные отношения – это особая область экономических связей, в которой находят непосредственное выражениеправа и интересы не только собственников, но и многих других участниковимущественных отношений – лиц, не являющихся собственниками используемого ими имущества.
Имущественные отношения составляют объект особойразновидности посягательств, именуемых в действующем УК РФ «преступлениями против собственности». Указанные преступные деяния в обществе с рыночной экономикой точнее именовать «имущественными преступлениями».Последние посягают обычно на имущественные отношения, которые имеютстоимостной характер, складываются по поводу имущественных благ, обладающих экономической формой товара. Отношения же собственности могут вы35ступать в качестве видового объекта таких преступлений как кража, грабеж,разбой.Современная криминогенная ситуация в имущественной сфере трансформируется в сторону известного расширения объекта преступных посягательств.В связи с этим предупреждение преступлений в имущественной сфере во многом зависит от того, насколько обоснованно и полно в уголовном законе определен объем имущественных отношений, подлежащих уголовно-правовойохране.















