Реале Дж._ Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 4 том (1184484), страница 104
Текст из файла (страница 104)
ценности. Так Шелер приходит к обоснованию априорной этики неформальногосвойства, материальной этике ценностей.3.2. Иерархия материальных ценностейШелер исходит из примата ценностей над долженствованием. Человека обступают со всех сторон ценности, ихне надо изобретать, но обнаружить и признать необходимо.
Для этого нужна активность не теоретическая, аэмоционально-интуитивная. Пытаться распознать ценности при помощи интеллекта равносильно желанию увидетьзвук. Непризнание интенциональности чувства проистекает из предубеждения, что любая духовная активностьберет начало в интеллекте.Дж. Реале и Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней (4) —Издательство «Пневма», С-Петербург, 2003, 880 с, ил.Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru211Для Шелера мир чувств обладает абсолютной легитимностью, подобно чистой логике, и к интеллектуальнойактивности несводим. Сущности как ценности открыты чувству. Есть род опыта, говорит Шелер, предметыкоторого недосягаемы для интеллекта.
Только в рамках такого опыта предметы обретают свой подлинный порядоки иерархию. Врожденная чувственная интуиция расставляет объективные ценности примерно в таком порядке:Иерархия этих ценностей самоочевидна для чувственно-эмоциональной интуиции, которая, независимо от волии долга, ставит их в нужном порядке. Неверно, таким образом, утверждение, что все, что нерационально, точувственно. Существует и вполне реальна духовная активность экстратеоретического плана. Эмоциональнаяинтуиция сродни тому, что Паскаль называл 1'ordre du coeur (порядок сердца).3.3.
ЛичностьСледующим шагом стал анализ и критика этического субъективизма. Антропологии буржуа, всегданедовольного, недоверчивого, прагматичного и нечувствительного к трагическому, Шелер противопоставляет такназываемую персоналистскую антропологию. Человек способен дойти до сути всякой вещи, уловить ее особостьбезотносительно с собственным витальным интересом. Человек в силах уйти от давления власти, корысти,зоологических импульсов. Как духовное существо, он не просто открыт в мир, но обладает миром. Персональноеозначает, что человек — центр интенциональных актов.
Личность не трансцендентальное Я, а конкретныйиндивид, органическое единство духовного субъекта, который использует тело для реализации ценностей.Из такой концепции личности проистекает идея мирской аскезы. Шелер отмежевывается и от гедонизма, и отпатологического аскетизма; во избежание солипсизма он помещает человека в триптих: природа — ближний —Бог. Изначально личность дана себе как «я» другого, начиная от базовых социальных отношений, кончаялюбовными отношениями в кульминации.Макс Шелер: Личность 3791.2.3.4.5.ЦенностиЧувственные (радость—наказание, удовольствие—боль)Гражданские (полезное—вредное)Жизненные (благородное—вульгарное)Культурные (духовные)а) эстетические (красивое—некрасивое)ТипВесельчакТехникГеройГенийАртистб) этико-юридические (праведное—неправедное)в) спекулятивные (истинное—ложное)Религиозные (священное—мирское)ЗаконодательМудрецСвятой380 Феноменология, экзистенциализм, герменевтикаВ работе «Сущность и формы симпатии» Шелер рассматривает симпатию как единственно подлинноеоснование межличностных отношений.
Сама возможность общения и понимания, разрушающего иллюзиюсолипсизма, заложена именно в симпатическом восприятии другого как равного мне.Впрочем, и симпатия небезгранична. Я более симпатизирую тому, кто одной со мной национальности,родственно или дружески близок и т. п. Только любовь не знает границ, и преодолевает все барьеры. Истиннолюбящий никогда не рассматривает другого как тождественного себе, умеет представить себя на месте другого вовсей его непохожести. Любовь лежит в основании симпатии, она обращена к природе, личности, к Богу.Первая философская очевидность, пишет Шелер в работе «О вечном в человеке», состоит в том, что есть нечтовместо ничто. Кто хоть раз заглянул в бездну Ничто, не может не проникнуться изумляющей позитивностьюбытия. Интуиция говорит и о том, что есть абсолютное существо.
На Божественную благодать человек отвечаетверой. Человек может познать Бога только будучи в Боге, значит, Бог растворен в самом религиозном акте веры.Бог-Спаситель не что иное, как личность, поэтому негативная теология более глубока, чем катафатическаятеология.3.4. Социология знанияПерсоналистская и теистическая онтология Шелера обрела несколько неожиданный поворот в 1923 г. Философзадумал сконструировать «философскую антропологию» в духе эволюционисткого пантеизма.
Почему духовныефакторы недостаточно эффективны? Задавшись этим вопросом, Шелер переосмысливает закон трех стадий Конта.Он выделяет три формы знания, сосуществующие в каждую из эпох:1. Религиозное знание, или знание о спасении, определяет отношение личности к Высшему Существу.2. Метафизическое знание, устанавливающее отношение человека с истиной и миром ценностей, илиформирующее знание.3. Техническое знание, позволяющее человеку использовать природу и господствовать над ней.Одна форма знания в определенную эпоху может превалировать над другими, но исключить их не может.Интерес представляют межфункциональные отношения между формами знания и социальными структурами.Например, между философским реализмом и феодальным обществом, между номинализмом и кризисомфеодализма, триумфом буржуазии и механистическим рационализмом,Гартман: от неокритицизма к феноменологии 381капитализмом и позитивизмом и т.
п. Но Шелера интересуют и проблемы совместимости научного,Дж. Реале и Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней (4) —Издательство «Пневма», С-Петербург, 2003, 880 с, ил.Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru212метафизического и теологического знания.Религии, полагает он, не грозит наука.
Одна религия может контрастировать с другой религией либо сметафизикой, но не с наукой. Окружающий мир должен утратить свой сакральный характер, чтобы его можнобыло изучить научно. Пока природа была наполнена Божественными и демоническими силами, ни о какойнаучной астрономии не могло быть речи.Первая возможность систематически исследовать природу появилась с победой иудео-христианскогокреационистского монотеизма над античной метафизикой и религией. Бог волевой и создающий, Творец, незнакомый ни Платону, ни Аристотелю, стал сакральным символом идеи труда и господства над всем, что нижечеловека.
Это не могло не привести к конфликту человека с рационализированной природой, чего не знала,например, восточная культура.4. НИКОЛАЙ ГАРТМАН4.1. От неокритицизма к феноменологииНиколая Гартмана (1882—1950) вряд ли можно вписать в жесткие рамки феноменологии, хотя его путь вонтологию начался с размышлений по поводу работ Гуссерля. Не интенциональные отношения, а бытие кактаковое — вот начальный пункт гартмановской мысли.
Апоретическому моменту (где вскрываютсяфеноменальные противоречия) соответствует момент индивидуации проблем, а собственно теоретическому —гипотетические, но не дефинитивные решения проблем.В работе «Основные черты метафизики познания» Гартман атакует цитадель кантианского субъективизма —теорию познания.
Субъект не продуцирует объект. Феноменология познавательного акта являет, по Гартману,отчетливый реалистский аспект: познать нечто — значит понять его как существующее до любого познания инезависимо от любого познания. Концепцию «критического реализма» Гартман углубил и развил в двух томахсвоей «Философии немецкого идеализма» (1923—1929).В 1926 г. вышла «Этика», где, следуя за Шелером, Гартман критикует этический субъективизм ивысказывается в пользу материальной этики ценностей.
Ценности объективны: лишь особо382 Феноменология, экзистенциализм, герменевтикаспецифические чувства раскрывают человеку их смысл. Кантианский априоризм в понимании природыэтических ценностей должен быть скорректирован. Гартман наследует шелеровское разведение понятий«априорное» и «формальное», а также его критику интеллектуализма.Моральная норма может иметь содержание: иметь «материю» не значит вовсе потерять априорность, ибо инаяценность способна определять волю. Но апостериорной детерминации здесь нет и в помине.
Другими словами,субъективность не устанавливает ценности, но у нее есть функция утверждать и проявлять их как обладающихбытием в себе.Современная жизнь такова, что в чувственной гонке начинает доминировать случившееся последним, пишетГартман. Мы забываем, что ему предшествовало, не успев ни отличить, ни понять произошедшее. Но начало,реализующее ценности, есть не что иное, как личность (персона). Жизнь духа начинается с моральной реализации(персонального духа), поколения раскрывают реально трансцендентную силу духа, которая консолидируетсясменяющимися юридическими, научными институтами, культурой вообще.В предисловии к книге «Проблема духовного бытия» (1933) Гартман сделал признание, что значениегегелевской феноменологии духа он осознавал только по мере того, как освобождался от тяжести гегелевскойдиалектики и метафизики.4.2.
Обоснование онтологииТолько после внимательного анализа проблем гносеологии, истории и этики Гартман создает тетралогию: «Косновоположениям онтологии» (1935), «Возможность и действительность» (1938), «Построение реальногомира» (1940), «Философия природы» (1950). В книге «К основоположениям онтологии» мы находимаристотелевскую метафизику, понимаемую исключительно как онтологию, соединенную с вольфианской, правда,их он трансформирует радикальным образом.
Онтология как «первая философия» остается фундаментом знания.Имея своим предметом сущее, поскольку оно сущее, онтология предваряет не только любую частную науку, но ифундаментальное отличие идеализма от реализма.Метафизика, напротив, представляет, по мнению Гартмана, сферу непознаваемого, иррационального, кудавытесняются проблемы, изгнанные из онтологии. В зону феноменологически обоснованной онтологии входят: 1)бытие реальное; 2) бытие идеальное. Четыре типа сущего входят в идеальное бытие: математические и чистыелогические формы, идеальные формы как сущности реальных вещей (в духе Гуссерля) и моральные ценности(понятые в духеОтто: опыт «совершенно иного» 383Шелера). О реальном бытии мы узнаем из эмоциональных актов, которые могут быть: а) рецептивными, еслидано реальное в сопротивлении субъективному; б) проспективными, предвосхищающими будущее (прогноз,ожидание, надежда, страх); в) спонтанными (воля и желание).Модальность бытия рассматривается в работе «Возможность и действительность».
Действительностьфундаментальна, ибо в отношении к ней осмысливаются и возможность, и необходимость. Возможность бываетидеальная (логически непротиворечивая) и реальная. Последняя есть набор условий, придающих действительностьДж. Реале и Д. Антисери.