Диссертация (1173901), страница 35
Текст из файла (страница 35)
Цивилист особо подчёркивает такую важную чертуправовых привилегий, как изъятие из общего закона.Ю. С. Гамбаров, исследуя феномен правовых привилегий, пришёл квыводу,чтоподнимиследуетпонимать«индивидуальныйактгосударственной власти, направленный на установление какого-нибудьпреимущественного права в силу нормы, разрешающей установление такогопреимущественного права3».Из изложенного высказывания можно сделать следующий выводотносительно допустимости закрепления привилегий: поскольку привилегияпредставляет собой «изъятие из действия общего закона4», то во избежаниепроизвола со стороны государственной власти, должен быть один закон,который устанавливает саму возможность наделения отдельных лицподобными преимуществами.1См.: Мейер Д.И.
Русское гражданское право / Под ред. А. Вицына. Изд. Пятое. Исправл.И доп. М., 1873 г. С. 186.2Там же. С. 187.3См.: Гамбаров Ю.С. Курс гражданского права. Том 1. Часть общая. Спб., 1911. С. 440.4См.: Мейер Д.И. Указ.соч. С. 186-187.186Развивая данный вывод, полагаем, что общий закон также должен нетолько допускать в законодательстве привилегии, но и устанавливатькритерии, согласно которым должны наделяться ими субъекты.Итак, рассмотрев разные подходы к пониманию категории «правоваяпривилегия»,полагаемприформированиидефиниции«правоваяпривилегия» акцентировать внимание на следующих моментах. Во-первых,следует чётко установить круг её обладателей.
Большинство исследователейпридерживаются мнения, что к ним относится только определённый круглиц,выполняющийдеятельность,связаннуюсгосударственнымуправлением (Президент, министры, депутаты, дипломаты). Во-вторых,необходимо определить и тот юридический эффект, ради достижениякоторого устанавливаются привилегии.
Наше мнение сводится к тому, что онзаключается в создании особого правового режима, в рамках которогопривилегированные лица смогут наиболее эффективно реализовывать своиполномочия. В-третьих, с точки зрения способа предоставления, можновыделить наделение дополнительными правами (например, право членаСовета Федерации на период осуществления им своих полномочий наполучение служебного жилого помещения1) или, наоборот, освобождение отисполнения обязанности (например, освобождение судей КонституционногоСуда Российской Федерации от обязанности оплаты в размере 50 % от жилойплощади в домах государственного и муниципального жилищных фондов2).Учитывая изложенное, мы приходим к выводу, что под правовымипривилегиями следует понимать особый юридический механизм, которыйвлечёт возникновение такого правового режима, в рамках которого лица,1См.: ст.
34 Федерального закона от 8 мая 1994 г. №3-ФЗ «О статусе члена СоветаФедерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального СобранияРоссийской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №2.Ст. 74.2См.: п.
1 Указа Президента Российской Федерации от 07 февраля 2000 г. №306 «Обобеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и опредоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного СудаРоссийской Федерации и членам их семей // Собрание законодательства РФ. 2000. №7. Ст.795.187осуществляющие деятельность, связанную с выполнением государственныхзадач, могут наиболее полноценно и беспрепятственно её реализовывать.Анализ категории «правовая привилегия» привёл к вопросу о проблемееё соотношения с правовой льготой.
Для проведения сопоставительногоанализа возьмём за основу следующие критерии: субъектный состав,содержание, способы предоставления, юридический эффект, которыйвозникает вследствие осуществления данных явлений.Первыйкритерий-субъектныйсостав.Правовыельготыпредоставляются разным категориям как юридическим лицам, так ифизическим лицам, которые обладают определёнными признаками. Этомогутбытьгражданскогонекоторыеоборота,предпринимательства,налогоплательщики,например,субъектыотдельныемалогоучастникиисреднеголибо те категории физических лиц, которыенуждаются в особой социальной защите со стороны государства (ветераныВеликой Отечественной войны, инвалиды, многодетные семьи и т.д.).
Кругобладателей правовых привилегий представляется значительно уже, нежеликруг тех лиц, которым предоставляется правовая льгота. К первым относятсявесьма специфический состав - субъекты, выполняющие особые функции,связанные с государственными делами.Второй критерий - содержание.
Правовая льгота, также как и правоваяпривилегия, предоставляет своему обладателю особое преимущество восуществлении прав или в исполнении обязанностей перед всеми другимилицами, которые не наделены подобными юридическими конструкциями.Третийкритерий-способыпредоставлениясопоставляемыхцивилистических феноменов. Они являются схожими. К ним относятсянаделение дополнительными правами или освобождением от исполненияобязанности.Четвёртый критерий - юридический эффект, который возникаетвследствие осуществления данных явлений. Вследствие реализации правовойльготы происходит облегчение юридического положения её обладателя. Что188касается эффекта, который наступает в ходе реализации правовойпривилегии, то правовое положение её обладателя становится наиболееблагоприятным для осуществления им его полномочий.Таким образом, правовая льгота и правовая привилегия представляютсявесьма схожими юридическими конструкциями с точки зрения ихсодержания, которое заключается в преимуществе в осуществлении прав илиисполнении обязанностей перед другими лицами и с точки зрения способовпредоставления.
Круг обладателей правовых привилегий значительно уже,поскольку к ним относятся только лица, выполняющие особые функции,связанные с государственными делами. Схожесть содержания и в способахпредоставления сопоставляемых конструкций позволяет нам заключить, чтокатегория «правовая привилегия» является разновидностью категории«правовая льгота», то есть правовая льгота есть общее понятие поотношению к правовой привилегии.Рассмотрев две разные правовые категории «правовая льгота» и«правоваяпривилегия»,считаемуместнымпроанализироватьихсоотношение с категорией «преимущественные гражданские права».Ключевыми параметрами, по которым будет проводиться сравнение,можно назвать следующие: круг лиц, содержание, юридический эффект,который возникает после осуществления преимущественного права.Правовые льготы и преимущественные гражданские права.Следует отметить, что правоприменительная практика ставит знакравенства между преимущественным правом и категорией «правоваяльгота».
Об этом свидетельствует используемая терминология. Так,рассматривая спор, возникший из-за отказа предпринимателю в реализациипреимущественного права на выкуп в собственность нежилого помещения,суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что «оспариваемый отказДепартамента, изложенный в письме, соответствует Закону №159-ФЗ и ненарушает права индивидуального предпринимателя на выкуп арендованного189имущества в льготном порядке»1. Из данного высказывания следует, чтопреимущественное право на приобретение в собственность имущества,находящегося в государственной собственности субъектов РоссийскойФедерации или в муниципальной собственности тождественно правовойльготе.
Идентичное отождествление можно встретить и в ряде другихсудебных актов2.Весьма интересным представляются выводы судов, что обладателипреимущественного права относятся к льготной категории3.Рассмотрим, можно ли отождествлять данные конструкции.Какбылоотмеченоранее,вкачествеосновныхспособовпредоставления правовой льготы используются следующие механизмы:наделение дополнительным правом или освобождение от исполненияобязанности.Итак,обладателямипреимущественныхправмогутявлятьсяабсолютно разные участники гражданского оборота. В зависимости от видаправоотношения, в состав которого входят преимущественные права, можновыделитьсоответственноихобладателей.Еслиговоритьобобязательственных юридических отношениях, то в качестве последнихвыступает контрагент, например: арендатор, наниматель, водопользователь ит.д.
В вещных правоотношениях это сособственник, обладающий правом1См.: Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 февраля 2016 г.№Ф10-34/ 2016 по делу №А36-2609/ 2015 // СПС «КонсультантПлюс»: Судебнаяпрактика.2См.: Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10 марта 2016 г. №Ф10468/ 2016 по делу №А14-9870/ 2014 // СПС «КонсультантПлюс»: Судебная практика;Постановление ФАС Дальневосточного округа от 03 июля 2012 г. №Ф03-1874/ 2012 поделу №А51-5682/ 2011 // СПС «КонсультантПлюс»: Судебная практика; ПостановлениеФАС Дальневосточного округа от 19 марта 2012 г.№Ф03-552/ 2012 по делу №А51-7412/2011 // СПС«КонсультантПлюс»: Судебная практика.3См.: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 мая 2016 г. №Ф0512683/ 2015 по делу №А40-131968/ 2014 // СПС «КонсультантПлюс»: Судебная практика;Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 мая 2016 г.№Ф05146872/2013 по делу №А40-146872/ 2013 // СПС «КонсультантПлюс»: Судебная практика;Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31 мая 2016 г.№Ф05-6975/2016 по делу №А40-28333/ 2015 // СПС «КонсультантПлюс»: Судебная практика.190собственностиправоотношенияхнаопределённоевкачествеимущество.обладателяВкорпоративныхпреимущественногоправавыступает акционер, член производственного кооператива и т.д.
Несмотря наразнообразие правообладателей, в любом случае, законодатель наделяетпреимущественным правом не одно конкретное лицо, а определённуюгруппу (арендатор, сособственник и т.д.). То же самое можно сказать и прообладателей правовых льгот: ими обладает, как правило, целая группа лиц.С точки зрения содержания, преимущественные права предоставляютсвоимобладателямюридическуювозможностьосуществитьихвприоритетном порядке по сравнению с лицами, которые не обладают ими.Например, преимущественные права, предоставляющие своему обладателююридическую возможность заключить договор на новый срок перед другимилицами, не обладающими данными правами (преимущественное правоарендатора на заключение договора аренды на новый срок перед другимилицами, преимущественное право нанимателя на заключение договора наймана новый срок перед другими лицами, преимущественное право пользователяна заключение договора коммерческой концессии на новый срок переддругими лицами, преимущественное право водопользователя на заключениедоговора водопользования на новый срок перед другими лицами и т.д.).