Диссертация (1173671), страница 44
Текст из файла (страница 44)
Оставляя корабль, он сможет взять с собойвещи, являющиеся его личной собственностью. Однако если окажетсянеобходимым задержать часть этого персонала в связи с санитарными идуховными потребностями военнопленных, то будут приняты все меры длятого, чтобы в кратчайший срок высадить его на берег. После высадки на берегзадержанный персонал попадёт под действие положений Женевской конвенцииот 12 августа 1949 года об улучшении участи раненых и больных вдействующих армиях»432.Статья 7 Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больныхв действующих армиях от 12 августа 1949 г.
предусматривает, что больные ираненые, а также санитарный и духовный персонал ни в коем случае не могутотказываться, частично или полностью, от прав, которые им обеспечиваютКонвенция и специальные соглашения, а ст. 24 Женевской конвенции обулучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа1949 г. устанавливает, что священнослужители, состоящие при вооружённыхсилах,будутпользоватьсяуважениемипокровительствомпривсехобстоятельствах. В силу ст. 28 Женевской конвенции об улучшении участираненых и больных в действующих армиях от 12 августа 1949 г.
персонал,попавший во власть противной стороны, будет задерживаться лишь в той мере,в какой этого будет требовать санитарное состояние, духовные потребности иколичество военнопленных. Лица, принадлежащие к персоналу, задержанномутаким образом, не будут считаться военнопленными. Однако они будутпользоваться по меньшей мере преимуществами всех положений Женевскойконвенции от 12 августа 1949 года об обращении с военнопленными. В рамках432Женевская конвенция (II) от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых, больных илиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море // Базы данных погуманитарному праву, Международный Комитет Красного Креста. [Электронный ресурс].URL:http://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/geneva-conventon-2.htm(датаобращения:15.03.2015).227военных законов и распоряжений задержавшей их державы и под руководствомеё компетентной службы, а также в соответствии с их профессиональной этикойони будут продолжать осуществлять свои медицинские и духовные обязанностина пользу военнопленных предпочтительно из состава тех вооружённых сил, ккоторым они сами принадлежат.
Согласно ст. 47 Женевской конвенции обулучшении участи раненых и больных в действующих армиях от 12 августа1949 г. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются как в мирное, так и ввоенное время распространять возможно шире текст настоящей Конвенции всвоих странах и, в частности, включить её изучение в учебные программывоенного и, если возможно, гражданского образования, с тем чтобы с еёпринципами было ознакомлено всё население в целом и, в частности,сражающиесявооружённыесилы,санитарныйперсоналисвященнослужители433.Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа1949 г., касающийся защиты жертв международных вооружённых конфликтов(Протокол I) от 8 июня 1977 г.
в ст. 15 предусматривает защиту гражданскогомедицинского и духовного персонала, в том числе указывается, чтогражданский духовный персонал пользуется уважением и защитой. ПоложенияЖеневских конвенций и указанного Протокола, касающиеся защиты иопознавания медицинского персонала, в равной степени применимы к этимлицам. Требования к опознаванию духовного персонала содержатся в ст. 18Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г.,касающегосязащитыжертвмеждународныхвооружённыхконфликтов,(Протокол I) от 8 июня 1977г. и устанавливают, что каждая сторона,433Женевская конвенция (I) от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых и больных вдействующих армиях // Базы данных по гуманитарному праву, Международный КомитетКрасногоКреста.[Электронныйресурс].URL:http://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/geneva-conventon-1.htm (дата обращения:15.03.2015).228находящаяся в конфликте, стремится обеспечить опознавание медицинского идуховного персонала.
На оккупированной территории и в районах, где идут илимогут идти бои, гражданский медицинский персонал и гражданский духовныйперсонал опознаются по отличительной эмблеме и по удостоверению личности,подтверждающему их статус. Статья 43 Дополнительного протокола кЖеневским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертвмеждународных вооружённых конфликтов (Протокол I), от 8 июня 1977г.исключает духовный персонал из числа комбатантов, указывая, что лица,входящие в состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте (кромемедицинского и духовного персонала, о котором говорится в ст. 33 третьейКонвенции), являются комбатантами, следовательно, они имеют правопринимать непосредственное участие в военных действиях434.Таким образом, не являясь комбатантом, участником боевых действий, нонаходясь с личным составом в гуще военных событий, военное духовенствопользуется покровительством и защитой международного права.
В частности, вст.85,предусматривающейпресечениенарушенийуказанногоДополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г.,касающегосязащитыжертвмеждународныхвооружённыхконфликтов,(Протокол I) от 8 июня 1977 г. указывается, что действия, характеризуемые вКонвенциях как серьёзные нарушения, являются серьёзными нарушениямиПротокола, если они совершаются против медицинского или духовногоперсонала, медицинских формирований или санитарно-транспортных средств,находящихся под контролем противной стороны и пользующихся защитойПротокола. В приложении I к Дополнительному протоколу к Женевскимконвенциям434от12августа1949года,касающемусязащитыжертвДополнительный протокол I 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. [Электронныйресурс]. URL: http://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/treaties-additional-protocol-1.htm(дата обращения:15.03.2015).229международных вооружённых конфликтов (Протокол I), изложены Правилаопознавания, в которых излагаются требования к удостоверениям личности иотличительным эмблемам.Как видно, указанные международные правовые нормы, имеющиеобязательную юридическую силу и для России, достаточно подробнорегламентируют порядок реализации религиозных прав военнопленных,обязанности по их реализации должностными лицами держащей в пленудержавы, а также статус и полномочия военного духовенства.Кроме того, ответственность за разграбление культурных ценностейпредусмотрена в УК РФ только в отношении деяний, совершённых наоккупированной территории, в то время, как международно-правовыминормами запрещено разграбление и не только культурных ценностей безограничения оккупированной территорией, но и на демилитаризованных зонахи пространстве, во время вооружённого конфликта немеждународногохарактера,когдаоккупациятерриторииневозможна.Суженопонятиеразграбления культурных ценностей по сравнению с понятием, закреплённымдействующимимеждународно-правовыминормами.Непредусмотренаответственность за разграбление, порчу, уничтожение имущества гражданскогонаселения, не только культурных ценностей, что закреплено международноправовыми нормами.В действующей редакции ч.
1. ст. 356 УК РФ сужено понятие имущества,находящегося под защитой во время вооружённого конфликта международногоинемеждународногохарактерапутёмприсвоенияемупризнака«национальный». Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г. особое внимание уделяют защите, впервую очередь, имущества гражданского населения, находящегося наоккупированной территории или в зоне ведения военных действий.230Общее, достаточно пространное, толкование запрещённых средств иметодов ведения войны идёт в противоречии с современной тенденциейразвития международного права.
В последние десятилетия международноеуголовное право развивается в направлении более детальной регламентацииответственности за применение запрещённых средств и методов ведениявооружённых конфликтов. Так, ничего не сказано о пытках, бесчеловечномобращении,применениесредствиметодов,наносящихчрезмерныеповреждения или имеющие неизбирательные действия, и т.д.6. Дополнить УК РФ статьей 356.1. Преступление против человечностиследующего содержания«Статья 356.1. Преступление против человечностиУбийство, истребление, порабощение, заключение в тюрьму, пытки,изнасилование,обращениевсексуальноерабствоилидругиеформысексуального насилия сопоставимой тяжести, преследование группы лиц понациональным, политическим, расовым, этническим, гендерным, культурным,религиозным или другим мотивам, или любое иное общественно-опасноедеяние, причинившее умышленно тяжкий вред здоровью человека, совершённоев рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданскихлиц или в целях проведения политики государства или оформленнойвооружённой силы или политической организации по осуществлению такогонападения, - ».В существующей редакции УК РФ отсутствуют квалифицирующиепризнаки ряда составов преступлений, таких как убийство (ст.
105 УК РФ),изнасилование (ст. 131 УК РФ), насильственные действия сексуальногохарактера (ст. 132 УК РФ), понуждение к действиям сексуального характера(ст.133 УК РФ), используя которые данные составы преступлений могли быбыть отнесены к преступлениям против человечности. В УК РФ не231рассматриваются в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, или вкачестве квалифицирующего признака состава преступление совершениеданных преступлений в рамках систематических или широкомасштабныхнападений на гражданское население или гражданских лиц. Кроме того, дляклассификациикакого-либообщеуголовногопреступлениявкачествепреступления против человечества необходимо, чтобы данное преступлениепредставляло собой какое-либо массовое и систематическое действие.