Диссертация (1173593), страница 45
Текст из файла (страница 45)
юрид. наук: 12.00.01 / Федоров ВладимирВладимирович. – Владимир, 2006. С. 3437Так, согласно п.6 ст.9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», общественноемнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции. Также во исполнениеп. «и» раздела 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительством РФ были разработаны и утверждены постановлением от 12декабря 2012 г. № 1284 «Правила оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качествапредоставления ими государственных услуг, а также применения результатов указанной оценки как основания дляпринятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностныхобязанностей».
Необходимость расширения взаимодействия полиции с гражданским обществом нашла свое отражение в приложении к приказу МВД РФ от 1 января 2009 г. № 1 «Об утверждении Концепции совершенствованиявзаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009–2014 годы».199что вызывает обеспокоенность не только представителей гражданского общества,но и высших лиц государства. Так, во время предвыборной кампании 2012 г. будущий Президент России В. В. Путин обоснованно заявлял о том, что работа общественных советов при органах исполнительной власти «носит формальный илипоказной характер»»438. Подобное обстоятельство отмечает и известный отечественный специалист В. В.
Гриб, указывая на то, что функционирование институтов взаимодействия общества и государства сопряжено с возможностью искажения их сущности и использования в качестве «декораций с целью решения узкополитических задач»439.При этом крайне важно понимать, что задачу формирования партнерскихотношений полиции и общества, создания полноценного и эффективного механизма обеспечения прав человека в деятельности полиции невозможно решитьисключительно лишь усилиями и распоряжениями ее руководства при отсутствииразвитого гражданского общества, настроенного на конструктивное сотрудничество. В этом смысле нам представляется обнадеживающим то обстоятельство, чтороссийские граждане, лишенные в силу исторических причин достаточного опытадемократического взаимодействия с полицейскими структурами, в целом положительно относятся к идее о возможном сотрудничестве с местными стражамипорядка.
Так, по результатам проведенного в феврале 2013 г. социологическогоопроса, 76% респондентов выразили мнение о том, что жители той или инойместности должны помогать представителям локальной полиции в их работе(противоположное мнение высказали 15% опрошенных и 9% затруднились ответить)440, а в феврале 2015 г. данный показатель составил 75%441.Как известно, чрезвычайно негативное влияние на уровень обеспеченностиправ человека в Российской Федерации (и других государствах-членах СНГ) продолжает оказывать и унаследованная из советского прошлого репрессивно438Путин В. В. Демократия и качество государства.
Программное заявление кандидата на пост ПрезидентаРФ // Коммерсант. Опубликовано: 06.02.2012. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1866753439Гриб В. В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества вРоссийской Федерации : дисс. ... докт. юрид. наук: 12.00.02 / Гриб Владислав Валерьевич. – М., 2011. С. 224.440См.: Индекс доверия полиции. Вопросы и ответы граждан. Ноябрь 2013 года. Фонд «Общественныйвердикт», 2013.
URL: http://publicverdict.ru/articles_images/11491_59458_index1113.pdf441См.: Индекс доверия полиции. Февраль 2015 года. Фонд «Общественный вердикт», 2015. URL:http://publicverdict.ru/topics/index_d/12041.html200ориентированная «палочная» система оценки эффективности работы полиции.Как указывает украинский исследователь О. А. Мартыненко, «советская доктрина, требовавшая от работников каждой отрасли подтверждения неоспоримыхпреимуществ социалистического строя, надолго определила показатели зарегистрированных и раскрытых преступлений в качестве основных критериев работыорганов внутренних дел. При этом упорно не обращалось внимания на многочисленные служебные правонарушения, совершавшиеся единственно с целью поддержания коэффициента раскрываемости на требуемом неестественно высокомуровне. По сути, оценочные критерии советского времени отчасти выступали одновременно и как детерминанта преступности среди личного состава ОВД»442.Схожие по своему содержанию замечания высказываются и другими зарубежными учеными.
Так, например, как отмечает Н. Уилдрикс, «прямым следствием политического давления, оказываемого на полицию во многих странах Центральной и Восточной Европы с целью достижения высокого уровня задержаний,является существование злоупотреблений в следственной практике»443 и, какследствие – нарушение важнейших конституционных прав человека. В Казахстане, по утверждению председателя общественной организации «Комитет по мониторингу уголовной реформы и правам человека» С.
Р. Ковлягиной, «применение пыток сотрудниками спецподразделений и правоохранительных органов фактически поощряется благодаря существующей [репрессивно-ориентированной]системе оценки эффективности работы как отдельных подразделений, так и конкретных сотрудников»444. В контексте вышесказанного не случайно, что в 2012 г.министр внутренних дел Российской Федерации В. А. Колокольцев отнес неэффективность системы оценки к числу основных проблем, стоящих перед современной российской полицией445.442Мартыненко О. А., Самотиевич В.
А. Преступления сотрудников органов внутренних дел Украины.– Харьков: Права людини, 2013. С. 204-205.443Uildriks N. Police Reform and Human Rights. – Oxford: Intersentia, 2005. P. 2.444По материалам экспертной конференции «Развитие и статус института прав человека за 20 лет независимости Республики Казахстан», проведенной 12 декабря 2011 в г.
Астана. Цитируемый материал доступен на сайте проекта «Право и СМИ Центральной Азии»). URL: http://medialaw.asia/node/10843445По материалам интернет-портала «RBK.ru». URL: http://top.rbc.ru/society/12/10/2012/673961.shtml201Повышение общественного и политического внимания к указанным и другим недостаткам, характерным для современной полицейской системы России,безусловно, свидетельствует о наличии значительного потенциала для ее дальнейшего реформирования в направлении более эффективной реализации закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина. Тем не менее, несмотря на то, что инициированный в 2011 г.
процесс преобразования органоввнутренних дел РФ характеризуется определенной положительной динамикой, вцелом его текущие результаты пока недостаточно удовлетворительны с точкизрения соответствия деятельности отечественной полиции основополагающимконституционным положениям.На наш взгляд одной из основных причин подобного положения дел выступает то обстоятельство, что в современной практике реформирования российскойполиции по-прежнему превалирует точка зрения (характерная для англоязычнойдоктрины 1930-х – 1970-х годов), согласно которой основным направлением проводимых преобразований должно являться совершенствование организационноуправленческих аспектов функционирования полицейских служб, а также улучшение их финансового и материально-технического обеспечения.
Тем не менее,как показывает опыт зарубежных стран, действие каждого из элементов исследуемого механизма не является самодостаточным, и лишь их совокупное и эффективное функционирование способно обеспечить приемлемую (для определенногоуровня развития политико-правовой культуры общества) степень соблюденияконституционных прав и свобод человека и гражданина в сфере полицейской деятельности.Из сказанного выше следует, что при всей несомненной важности и необходимости проведения преобразований организационно-управленческого характерав рамках самой полиции, положительный эффект от их реализации имеет объективные ограничения, что не позволяет в итоге достичь соответствующего общественному запросу уровня обеспечения конституционных прав и свобод человекаи гражданина.
Более того, как уже указывалось выше, несмотря на объективнуюнеобходимость мер по профессионализации полиции на определенном этапе ее202развития, чрезмерная бюрократизация, расширение кадрового состава, полномочий и материально-технической базы в условиях социальной изоляции и отсутствия (неэффективности) институтов независимого гражданского надзора становятся контрпродуктивными. В частности, по достижении определенного уровняподобная стратегия не только перестает способствовать обеспечению индивидуальных прав и свобод путем повышения эффективности усилий полиции в противодействии преступности, но и существенно повышает угрозу их нарушения состороны самих полицейских (ввиду отсутствия или недостаточной эффективностимеханизмов удержания возрастающего силового потенциала в рамках конституционных предписаний).Исходя из результатов проведенного исследования, мы полагаем, что с целью ограждения индивида не только от криминальных посягательств, но и от неправомерных действий со стороны самих работников полиции основным направлением проводимых в данной области мероприятий должно стать максимальновозможное в существующих условиях усовершенствование всех элементов рассмотренного в настоящей работе механизма (нормативно-правового, организационно-управленческого и общественно-надзорного).
При этом, как уже было сказано, современное состояние исследуемого механизма в России обусловливаетнеобходимость первоочередного развития его наиболее слабого звена, а именно –институтов независимого гражданского надзора за соблюдением конституционных прав и свобод в повседневной работе стражей порядка.При этом осуществленное в рамках диссертационной работы изучение исторического опыта Соединенных Штатов Америки позволяет утверждать, что достижение вышеуказанной задачи представляет собой чрезвычайно сложный и порой непоследовательный процесс, требующий постоянных и продуманных совместных усилий гражданского общества и государства, и, следовательно, предъявляющий высокие требования к принципам функционирования системы государственного управления, политической системы и, в наиболее широком плане –к уровню политико-правовой культуры всего общества.
При этом понимание выявленных в ходе настоящего исследования закономерностей, отраженных опытезарубежных стран, позволит избежать серьезных ошибок на пути реформирования полицейских систем как Российской Федерации, так и других государств,203тенденции развития которых выдвигают на повестку дня необходимость болееэффективной реализации конституционных предписаний о правах и свободах человека и гражданина в рассматриваемой области общественных отношений.В заключение следует также отметить, что обращаясь к зарубежному опытупри реализации тех или иных масштабных реформ в указанном направлении, нестоит забывать о том, что «масштаб человеческой свободы в каждую историческую эпоху объективно обусловлен уровнем экономического, социального, политического и культурного развития общества, характером присущих ему противоречий и принятыми способами их разрешения»446.














