Диссертация (1173261), страница 14
Текст из файла (страница 14)
Результаты показаны на рисунке 29.Рисунок 29. Соотношение форм эпилепсии в кластере.Из рисунка 29 следует, что 1 группа пациентов 37 человек, которая имеетнаилучшие показатели качества сна, отсутствие тревоги и депрессии и высокиепоказатели качества жизни (шкала Qolie–89), чаще принимает вальпроевуюкислоту, включает22 (59,5% ДИ: 44,8% – 72,9%)больных криптогенной92эпилепсией, 3 (8,1% ДИ: 3,0% – 18,2%) больных симптоматической эпилепсией и12 (32,4% ДИ: 20,2% – 47,0%) с идиопатической формой эпилепсии.Вторая группа пациентов, состоящая из 70 человек, имеет показателикачества сна ниже, чем в первой группе; субклинический уровень тревоги,показатели качества жизни по Qolie–89 ниже, чем в первой группе, они такжечаще используют вальпроевую кислоту, включая пациентов с криптогеннойэпилепсией 39 (55,7% ДИ: 44,7% – 66,3%) больных, с симптоматической формойэпилепсии 17 (24,3% ДИ: 16,0% – 34,4%)больных и с идиопатическойэпилепсией 14 (20,0% ДИ: 12,5% – 29,7%) больных.Третья группа пациентов с наиболее низкими показателями нарушения снаи низкими показателями качества жизни, имеющих выраженную клиническуютревогу составила 43 пациента.
Пациенты этой группы чаще принимаюткарбамазепин. Из них 29 (67,4% ДИ: 53,9% – 79,0%) пациентов с криптогеннойэпилепсией, 10 (23,3% ДИ: 13,5% – 36,0%)пациентов с симптоматическойэпилепсией, 4 (9,3% ДИ: 3,9% – 19,1%) пациента с идиопатической формойэпилепсии.Кластерный анализ выявил, что при оценке показателей качества жизнибольных эпилепсией независимо от формы заболевания большое значение имеетвозрастной аспект и длительность течения заболевания.Поскольку больные относятся к разным базовым формам эпилепсии: КЭ,ИЭ и СЭ, полученные данные указывают на возраст как самостоятельныйзначимый фактор, модифицирующий качество жизни больных эпилепсией.При анализе данных зарубежной и отечественной литературы относительноособенностей начала и течения эпилепсии в разных возрастных группахвыявляется, что они изучены недостаточно.
Это стало особенно актуально, в связис ростом заболеваемости среди пожилых людей (Hauser W.A., 1999, 2003, Cloyd J.,2006).Так в работе Valeria E. et al., 2011 показано, что чем выше возраст пациента,страдающего эпилепсией и, чем выше возраст пациента к дебюту приступов, а93также больше длительность данного заболевания, тем более они негативны воценке качества жизни больных эпилепсией.Возраст связан с увеличением хронических проблем со здоровьем, соснижениемуровняфизическогоиэмоциональногофункционирования.Продолжительное течение эпилепсии также может оказывать существенноенегативное влияние на память и способность к концентрации внимания, вызыватьугасание когнитивных способностей. (Devinsky O.
W. et al., 1999, Helmstaedter C.et al., 2009, Jokeit H. et al., 1999, 2002). В тоже время ранее начало заболеванияможет нарушать созревание мозга и влиять на когнитивные функции вдолгосрочной перспективе. В исследовании Szaflarski M. et al., 2006, в котороевходили пациенты с фармакорезистеностью, значимого влияния возрастапациента на показатели Qolie–89 получено не было, однако авторы утверждают,что чем выше возраст начала заболевания и вместе с тем короче длительностьэпилепсии, тем ниже значения показателей КЖ. Это можно объяснить тем, что посравнению с детьми у взрослых пациентов с возрастом адаптационныевозможности значительно ниже и действие заболевания более разрушительно.В работе Калинина В.А., 2013, были проанализированы особенноститечения эпилепсии в разных возрастных группах.
В результате математическогомоделирования автор выделил возрастной критерий поздней эпилепсии – 29 лет,указывая, что эпилепсия молодых является «эпилепсией незрелого мозга», аэпилепсия пожилых является «эпилепсией инволюционного мозга». В «младшей»возрастной группе чаще достигаются ремиссии, и реже отмечается абсолютнаярезистентность, в то время как в «старшей» возрастной группе меньшееколичестворемиссий ичаще встречается абсолютнаяи относительнаярезистентность и редкие приступы.Пациенты в нашем исследовании в результате кластерного анализа былиразделены на три группы. Оказалось, что с высокой степенью достоверностиимели значение показатели: нарушения сна, наличие дневной сонливости,субъективная оценка сна, уровень тревожности, тяжесть приступов, применяемые94препараты: карбамазепин, а так же препараты вальпроевой кислоты и все 20пунктов опросника Qolie–89 в зависимости от возраста пациента.Первая возрастная группа пациентов составила 37 человек в возрасте 27 лет,в нее вошли 12 (32%) пациента, страдающих ИЭ, 22 (60%)с КЭ и 3 (8%)пациента с СЭ.
В этой группе самые высокие показатели качества жизни, и этосвязанно прежде всего с тем, что у них отсутствуют клинические признакитревоги, они не испытывают проблем со сном, отсутствует дневная сонливость,тяжесть приступов по шкале (NHS3, 1996) оценена в 7,730. Вторая возрастнаягруппа составила 70 человек в возрасте 30,6 лет, в нее вошли 14 (20%) пациентовс ИЭ, (39) 56% с КЭ и 17 (24%) с СЭ. Это самая большая группа снезначительными нарушениями сна, субклиническим уровнем тревоги, среднимуровнем дневной сонливости и средними показателями качества жизни. Третьягруппа, средний возраст пациентов составил 37,7 лет, имеет самые низкиепоказатели качества сна, тяжелые приступы по шкале NHS3, в которую вошли 29(68%) пациента с КЭ, 4 (9%) с ИЭ и 10 (23%) с СЭ. Пациенты этой группы имеютклинически выраженную тревогу и низкие показатели качества жизни поQolie – 89.Таким образом, две последние группы можно отнести к «позднимэпилепсиям» с более тяжелым течением и неблагоприятным прогнозом.
Следуетучесть, что пациенты второй и третьей группы имеют более длительное течениезаболевания, по сравнению с первой, также следует отметить полученную намипрямую зависимость между показателями нарушения сна, уровнем тревожностиот возраста пациентов.В первой и второй группе пациенты чаще принимают препаратывальпроевой кислоты, а в третьей карбамазепин по тем же причинам – количествопациентов с идиопатической эпилепсией в последней группе естественноснижается, в то время как первая группа включает меньшее количествопациентов, страдающих симптоматической эпилепсией.Первую группу составляют пациенты, имеющие наилучшие показатели сна,значения тревоги и депрессии, отсутствие дневной сонливости, высокие значения95Qolie – 89 с идиопатической и криптогенной эпилепсией, вторая и третья группа,преимущественно, состоит из пациентов с симптоматической и криптогеннойэпилепсией, у которых эти показатели значительно ниже.96ГЛАВА 5.
ЗАКЛЮЧЕНИЕПациенты,страдающиеэпилепсией,постоянноиспытываютрядпсихоэмоциональных и стрессогенных воздействий, таких как стыд и неприятиеэтого диагноза, непредсказуемость контроля над приступами, недостаточностьсоциальной поддержки и вследствие этого стигматизацию их в обществе.Соответственно они, как правило, нуждаются не только в медицинской, но ипсихологической помощи, а также в поддержке социальных работников. Посравнению с другими хроническими заболеваниями, такими как сахарный диабет,рассеянный склероз, бронхиальная астма, у больных эпилепсией чаще отмечаютнизкие оценки в показателях эмоциональной и социальной сферы. (Wiebe S et al.,1999; Bishop M. et al., 2002, Wada K.
et al., 2001; Baker GA. et al., 2005; Ohaeri J.U.et al., 2009; Vibha P. et al., 2010, Ali Gholami et al., 2016, Radović N.I et al., 2017).Поэтому изучение качества жизни этих пациентов продолжает интересоватьисследователей и сегодня.Как уже отмечалось выше, впервые в России, а именно на нашей кафедрепод руководством профессора Карлова В.А. в 1996–1998 годах была проведенаработа по изучению качества жизни больных эпилепсией. У пациентовопределялось влияние на качество жизни таких показателей как характер ичастота приступов, их тяжесть, связь с полом, продолжительностью болезни илечением. ( Карлов В.А., Хабибова А.О., 1997). Позже было показано негативноевлияние на КЖ коморбидности эпилепсии с тревожными расстройствами, вчастности с паническими атаками (Кудрявцева С.В., Карлов В.А., ГнездицкийВ.В., 2005).К настоящему времени накопилось большое количество работ по изучениюкачества жизни больных эпилепсией, как в нашей стране, так и за рубежом (ГехтА.Б., 2007, Михайлов В.А., 2004, Меликян Э.Г.