Диссертация (1173198), страница 7
Текст из файла (страница 7)
Размышления о познании, истине и идеях // Лейбниц Г.В. Соч. в 4-х томах. М.:Мысль. Т. 3. 1984. С. 101.28Там же. С. 103.29Herder J. Kritische Wälder oder Betrachtungen, die Wissenschaft und Kunst des Schönenbetreffend, nach Maßgabe neuerer Schriften. 1769 // Herder J. Herders Sämmtliche Werke. Bd. 3,Berlin, 1878. S. 415-421. [Digital resource] URL: http://www.zeno.org/nid/20005051118 (accessed12.11.2016)31универсальными.произведенияЧеловек,искусстванеестественностииеслинерадиискусства,умалению,аимееттакжеединственнойкцелисозданияприводитпроизведениесведениюегоккскудостивспомогательного средства, как если бы персонажи драмы или литературногоповествования выделялись не благодаря своим действиям и поступкам, нонуждались бы в дополнительном, приложимом к ним символе, не обладаясобственной глубиной и убедительностью.Приведенная выше мысль И.
Гердера — провозвестник автономногоискусства эпохи Нового времени, модерна, не связанного ни с государством, ни срелигией, — идея, существующая и по сей день.Отчасти мистическое представление о символе, заимствованное изкатолической догматики и учения о пресуществлении, появилось в немецкойэстетике в кругу Гёте в первую очередь как противостояние взглядам Лейбница,отвергающего эмпатическую составляющую символа и вносящего символ вдомен точных наук, таких как логика и математика, противопоставив, такимобразом, символическое познание интуитивному.Положение произведения искусства по отношению к его символическомусодержанию будет меняться вместе с эпохой и культурным пространством,различные концепции могут соседствовать между собой, начиная с натурализма иреализма, которые помещают в произведение искусства ту картину мира, каковаона есть в действительности или, по крайней мере, представляется таковой,заканчивая метафизически окрашенной интерпретацией произведения искусства вее разнообразных и многочисленных модификациях, предлагающих обрамлениедля неохватного.В этом смысле иконология и ее отец-основатель Аби Варбург занимаютуникальное положение, предлагая такое значение символа, которое посредствомвизуального невидимо вписано в контекст произведения искусства.
Часто понятияиконологии и иконографии путают, оба они восходят к Аби Варбургу и егоученику Эрвину Панофскому, систематизировавшему их и давшему им отчасти32инуюформулировку.Иконографияииконология—историческиориентированные методы, направленные на точное определение образногосодержания.Иконография при этом теснее связана с содержанием произведения кактаковым, иконология выходит далеко за рамки формального образного анализа.Иконография ставит своей целью выявить глубинные значения, не лежащие наповерхности, к которым художник намеренно обратился в произведении.Исследователь опирается, помимо всего прочего, и на литературные источники,которые использовал художник и которые также могут быть вплетены в тканьпроизведения30.Содержаниекартин,котороеранеесчиталосьзагадочнымилиприписывалось гениальному замыслу художника, теперь успешно толковалось ирасшифровывалось с помощью иконографического метода.
Также различение иопределение таких выразительных средств, как аллегории, персонификации и др.,входят в задачи иконографического анализа, который состоит из трех ступеней.Первая представляет собой преиконографическое описание, собирающее иизучающее все изображенное, избегая, однако, на этом этапе выявления какихлибо взаимосвязей и интерпретаций, т.е. сводится только к максимально полномусбору информации. На втором этапе работы — иконографическом описании —происходит попытка связать между собой отдельные элементы, чтобы определитьтему или предмет изображения, а также подвести некоторый итог. Например,образ обнаженной женщины с солнцем, книгой и пальмовой ветвью являетсяперсонификациейистины.Третийуровеньработы—собственноиконографическая интерпретация — анализ скрытого, неочевидного значения,которое художник вложил намеренно в произведение, с помощью различных, впервую очередь литературных, источников31.30Ванеян С.С.
Иконология // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 22. С. 47-50.Panofsky E. Ikonographie und Ikonologie // E. Kaemmerling (Hg.). Bildende Kunst alsZeichensystem. Ikonographie und Ikonologie. Band 1: Theorien — Entwicklung — Probleme. Köln,1994. S. 207–225.3133Иконологическое исследование идет дальше: оно обращается к социальным,культурным, историческим, политическим и ментальным элементам, которые всовокупности, учитывая время и место, воздействовали на художника какпреимущественно непреднамеренное, имплицитное желание.С позиций иконологии визуальное изображение своего рода симптом,носитель тех или иных значений, сформированных различными общественнымиструктурами.Так,например,можетвыясниться,чторасточительное,иррациональное использование ультрамарина — чрезвычайно дорогостоящегокрасителя — происходило не только в честь Божией Матери, чей цвет, согласноиконографической традиции, был синим, но и символически указывало насостоятельность заказчика, поскольку пигмент был чрезвычайно дорогостоящим.Переходя к более актуальным для нашего исследования работам, важноотметить, что, с одной стороны, многие мысли и находки Варбурга гармоничнопереплетаются с идеями, возникающими на рубеже XIX–XX вв., зародившимисяи витающими как в гуманитаристике, так и в естественных науках.Варбург знакомится с работой Тито Виньоли «Миф и наука» (1879), вкоторой предлагается концепция исторического эволюционизма с элементамипсихологии, а также мифологии.
Затем в подходе Варбурга отразились как учениеоб эволюции Дарвина, так и современные ему теории памяти Э. Геринга,сформулированные в книге «О памяти как всеобщей функции организованнойматерии» (1870), и идеях Р. Земона, отраженных в труде «Память (Мнеме) какудерживающий принцип в круговороте органических событий» (1904). Неостанавливаясь на биологических и физиологических теориях, Варбург легковплетает в свои изыскания антропологию, этнологию, психологию, психоанализ,классическую историю искусства, мифологию, философию и эстетику. Тенденциисинтеза наук показывает его как мыслителя, не скованного рамками одной34дисциплины. Варбург в итоге предложил концепцию единой теории культурныхтрансформаций, интегрировавшей как гуманитарные, так и точные науки32.Теоретическая сложность заключается в том, что, обращаясь к категориисимвола, Варбург попадает в очень неоднородное и туманное пространствоконнотаций и значений, с ним связанных, основу которых формируютсовершенно различные подходы и толкования, простирающиеся от семиотики, сее сведенным до знака символом, до религиозных и эзотерических представленийо нем как о мистическом единстве обозначаемого и обозначающего.Очевидно, вследствие такой трансдисциплинарности теория Аби Варбургаподлежит рассмотрению и анализированию с самых различных точек зрения,однако в рамках поставленных задач необходимо в первую очередь остановитьсяна культурфилософском контексте формирования взглядов Варбурга.Наиболее значимыми явлениями в становлении его как самостоятельногоученого выступило неокантианство, прежде всего представленное учением Э.Кассирера, собственно идеи И.
Канта, эстетика Ф.nТ. Фишера и опосредованно Р.Фишера.В кантианской традиции возникло определение символа, опровергающеелейбницианскуюинтуитивное.традицию,Примиритьдвапротивопоставлявшуювраждующихполюсасимволическоеииррациональногоирационального и найти точки соприкосновения между представлениями опоэтическом, утрированно-мистическом и научном символе удалось Э. Кассирерув его труде «Философия символических форм».
Под символическим Кассирерпонимает«всякуюдуховнуюэнергиюсоединения»33,испособностьксимволизации означает у него деятельность, раскрывающую духовную энергиючеловека.«Символическиеформы»являютсяразностороннимиметодами32Roeck B. Psychohistorie im Zeichen Saturns. Aby Warburgs Denksystem und die moderneKunstgeschichte // Hardtwig W., Wehler H. (Hg.). Kulturgeschichte heute. Göttingen: Vandenhoeckund Ruprecht, 1996. S. 242.33Cassirer E. Der Begriff der Symbolischen Form im Aufbau der Geistwissenschaften // Cassirer E.Wesen und Wirkung des Symbolbegriffs.