автореферат (1169952), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Кузменко, Р.С. Турлаев // Вестник ЮУрГУ. – 2015. – №1(9). – С. 180.13Значения индекса LPI, разработанного Всемирным банком и Школой экономики Турку (Финляндия), лежат в диапазоне от 1до 5, где, чем выше значение, тем более эффективно работает транспортно-логистический комплекс страны. Индекс LPIвключает в себя шесть направлений оценки (1) простота прохождения таможенных формальностей, (2) качество существующейтранспортно-логистической инфраструктуры, (3) простота организации международных перевозок и транспарентностьпроцесса ценообразования на ТЛУ, (4) уровень компетентности участников рынка ТЛУ, (5) применение систем контроля ислежения за грузом, (6) своевременность доставки21коллективно могут выделить менее 1% от числа уже курсирующих на внутреннемрынке России грузовых транспортных средств.Сохраняющиеся разногласия интегрирующихся стран по вопросам переходак ЕТП, объективно требуют длительного переговорного процесса.
В этой связи,авторомопределеныперспективныенаправленияразвитиятранспортно-логистического сотрудничества в ЕАЭС, которые на современном этапе развитияинтеграции отвечают интересам всех стран ЕАЭС без исключения, такие каксоздание благоприятных условий для транзитных перевозок грузов по территорииЕАЭС в системе МТК «Восток-Запад» и «Север-Юг»; проект сопряжения ЕАЭС икитайской инициативы «Экономического пояса Шѐлкового пути».На сегодняшний день транзитный потенциал ЕАЭС, находящегося наперекрѐстке торговых потоков из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)в ЕС (торговля «Восток-Запад») и из ЕС в Иран и страны Персидского залива(торговля «Север-Юг»), существенно недоиспользован. Однако, как следствиеинтеграции, отмечен рост объѐмов транзитных перевозок по территории ЕАЭСкак из стран ЕАЭС в третьи страны по территории ЕАЭС (внутренний транзит),так и из третьих стран в третьи страны по территории ЕАЭС (сквозной транзит)(рис.2).Рисунок 2.
Структура транзитных перевозок по территории ЕАЭС за 2010 г. и 2015 г. и прогноз на 2020 г.(млн тонн)Источник: составлено автором на основе данных Винокуров Е.Ю. Международные транспортныекоридоры ЕврАзЭС: быстрее, дешевле, больше / Е.Ю. Винокуров, М.А. Джадралиев, Ю.А. Щербанин // ЕАБР. –Санкт-Петербург, – 2009. – С.
19. – URL: http://transtec.transtec-neva.ru/files/File/eurozec.pdf, К великому океану – 4:Поворот на Восток // Международный дискуссионный клуб «Валдай». – Москва, – 2016. – С. 32. – URL:http://ru.valdaiclub.com/files/11701/;национальныхстатистическихагентствстранЕАЭС.URL:http://www.armstat.am, http://www.belstat.gov.by, http://www.stat.gov.kz, http://www.stat.kg, http://www.gks.ru22Установлено, что при транзитном потенциале ЕАЭС в МТК «Восток-Запад»в более 1 млн14TEU15,, возможности Союза задействованы лишь на 30-35%.Автором доказано, что отсутствие ЕТП обостряет конкуренцию междуроссийской и казахстанской ветками коридора. Казахстанский участок МТК«Восток-Запад» наиболее пòлно отвечает задаче евразийской интеграции поразвитиютранспортно-логистическогосотрудничестваспозициймультимодальности и интегрированности ТЛУ.
Железнодорожная доставка наказахстанскомучасткеМТКосуществляетсяпоТрансазиатскойжелезнодорожной магистрали (ТАЖМ) за те же сроки, что и по Транссибу, исоставляет 14 дней. Конкурентным же преимуществом казахстанского маршрутапередроссийскимс«узкими»местамиТранссибаидоконцанеэлектрифицированным однопутным БАМом является опция доставки грузов поавтокоридору«ЗападнаяЕвропа-ЗападныйКитай»,отличающаясяболеебыстрыми сроками доставки (10-12 дней).
Ещѐ одной сильной сторонойказахстанской ветки МТК является наличие более развитой транспортнологистической инфраструктуры вдоль всего маршрута, особое место в которойотведено современному МТЛЦ «Сухой порт «Хоргос», расположенному награнице с Китаем. Однако, соотношение стоимости железнодорожной иавтомобильной доставки по казахстанскому участку коридора составляет 1 к 22,516, что пока делает автодоставку мало рентабельной.На сегодняшний день транзитный потенциал ЕАЭС в МТК «Север-Юг»,связывающем ЕС с Ираном, Индией и странами Персидского залива потерритории Союза с объѐмом грузоперевозок в 25-35 млн тонн17, задействованменее, чем на половину.
Выявлено, что ввиду схожих инфраструктурныхограничений по критериям мультимодальности и интегрированности ТЛУ в МТК14Резер А.В. Методология управления интегрированными транспортно-логистическими системами. автореферат на соиск. учѐн.степ. док. эк. наук (08.00.05) / Резер Алексей Владимирович, Московский государственный университет путей и сообщений(МГУПС). – Москва, 2015. – С. 3.15Двадцатифутовый эквивалент (twenty-foot equivalent – TEU) – общепризнанная условная единица измерения объѐмовперевозки контейнерных грузов, берущая за основу размеры стандартного двадцатифутового контейнера, где l=6.1 м., w=2.44м., h=2.59 м., и равная приблизительно 21,6 тоннам16К великому океану – 3: Создание Центральной Азии.
[Электронный ресурс] // Международный дискуссионный клуб«Валдай». – Москва, – 2015. – С. 14. – Режим доступа: http://ru.valdaiclub.com/files/11300/ (дата обращения: 15.08.2016)17Подберѐзкина О.А. Эволюция значения Международных транспортных коридоров в мировой политике на примере России.дис. на соиск. учѐн. степ. канд.
пол. наук (23.00.14) / Ольга Алексеевна Подберѐзкина, МГИМО (У) МИД РФ. – Москва, 2015. –С. 112.23«Север-Юг» Россия и Казахстан скорее являются партнѐрами, чем конкурентами.Сроки мультимодальной доставки с участием автомобильного, железнодорожногои морского видов транспорта как по российской, так и казахстанской веткам МТКв среднем составляют 14 дней. Вместе с тем, реализации мультимодальной опциидоставки по обоим маршрутам препятствует слабость морской составляющеймаршрута–неразвитостьпортовойинфраструктурыиограниченнаяноменклатура обрабатываемых грузов российского порта Оля и казахстанскогопорта Актау на Каспийском море.Региональным проектом, способным оказать существенное влияние наразвитие транспортно-логистического сотрудничества в Союзе, является проектсопряжения ЕАЭС с китайской инициативой ЭПШП. Автором показано, что дажев отсутствии полноценной ЕТП достигнутый уровень интеграции в ЕАЭС ужепозволяет гарантировать наземную доставку китайских грузов в ЕС в 3-3,5 разабыстрее перевозки по Южному морскому пути, которая длится в среднем 35-40дней.Проект сопряжения ЕАЭС и ЭПШП пока остаѐтся лишь инициативой, ношансы на его успешную реализацию повышает и тот факт, что основной стреженьЭПШП – Евроазиатская транспортная магистраль (ЕТМ) и еѐ северный, морскойи южный маршруты – совпадают с МТК ЕАЭС «Восток-Запад» и «Север-Юг».Инфраструктурное строительство Китая на территории ЕАЭС в рамках проектасопряжения предусматривает создание новой и модернизацию существующегостационарного компонента транспортно-логистической инфраструктуры Союза,тогдакакработупообновлениюподвижногосостава,повышениюинтегрированности ТЛУ и качественному изменению структуры рынка ТЛУЕАЭС должен проводить самостоятельно.На сегодняшний день проект сопряжения ЕАЭС и ЭПШП в целом отвечаетинтересам ЕАЭС, так как заявленное инфраструктурное строительство в рамкахпроекта сопряжения способно запустить мультипликационный эффект для всехотраслей экономики Союза и создать условия для его «встраивания» в ГЦС,функционирующие в направлениях «Восток-Запад» и «Север-Юг».24Таким образом, на основании проведѐнного анализа выявлены следующиеперспективные направления (рекомендации) по углублению транспортнологистического сотрудничества в ЕАЭС, реализация которых будет такжеспособствовать повышению общей эффективности евразийской экономическойинтеграции.Необходиморазработатьскоординированной«дорожную(согласованной)карту»транспортнойпереходаполитикиЕАЭСоткполноценной ЕТП ЕАЭС на всех видах транспорта с созданием действенногомеханизма, гарантирующего недискриминационный доступ перевозчиков странСоюза на инфраструктуру и рынки друг друга в условиях запущеннойлиберализации отрасли.
Представляется, что для соблюдения интересов всехучастниковрынкаТЛУданныймеханизмдолженбытьсозданнанаднациональной площадке ЕЭК с использованием передового опыта ЕС.Для масштабной модернизации парка подвижных и технических средствтранспортно-логистическойотраслиинтегрирующимсястранамследуетфорсировать запуск единой промышленной политики ЕАЭС с тем, чтобынаправить аккумулированные научно-производственные и финансовые ресурсывсех стран Союза в расширение и углубление производственной кооперации вавтомобильном, железнодорожном и трубопроводном машиностроении, вкоторых уже отмечен значительный интеграционный прогресс.