диссертация (1169533), страница 14
Текст из файла (страница 14)
ониподдерживают альтернативные силы. Возникает порочный круг. Чем большеправительства полагаются на незаконные ресурсы, тем слабее онистановятся. В результате это может привести к формированию и расширениюнеподконтрольных центральному правительству пространств, где будутпроцветать различные вооруженные группы. Эрозия государственной властии последующая утрата ею способности обеспечивать физическую иэкономическую безопасность своих граждан способствует конечномуразрушению государственных институтов. В таких странах, как Белиз,Сальвадор, Гватемала и Гондурас, эта динамика привела к нынешнемусостоянию, когда преступные группировки контролируют значительныечастигородскихпространств,постепенновытесняянаперифериюгосударственную власть.Торговля наркотиками используется также для финансированияповстанческих и террористических группировок, что во многом обеспечиваетих выживание и самостоятельность.
Террористические группы от «FuerzasArmadas Revolucionarias de Colombia» (ФАРК) в Колумбии до «Талибана» в97Freeman C. Syria's civil war being fought with fighters high on drugs // The Daily Telegraph, January 12, 2014,URL: http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/middleeast/syria/10567021/Syrias-civil-war-being-fought-withfighters-high-on-drugs.html70Афганистане, от «Движения за единство и джихад в Западной Африке»(MUJAO) в Мали до «Аль-Каиды в Исламском Магрибе» (AQIM) вМавритании торгуют наркотиками, а на вырученные средства приобретаюторужиеиоплачиваютлояльностьбоевиков.Крометого,членыджихадистских групп употребляют широкий спектр наркотиков дляпроведения терактов, связанных со взрывами смертников. Известно, чтоджихадистскиетеррористы-смертникиупотребляютразнообразныенаркотики от героина, мета до риталина, чтобы не испугаться в последниймомент98.По данным всемирного доклада ООН по наркотикам от 2017 г., из всехтеррористических группировок особенно хорошо задокументировано участиев наркоторговле движения Талибан.
Оно облагает налогом субъекты,участвующие в незаконном производстве, изготовлении и обороте опиатов вАфганистане. По оценке Комитета Совета Безопасности, учрежденногорезолюцией 1988 (2011), общий годовой доход «Талибана» составляет примерно 400 млн. долл.
США, из которых половина, вероятно, поступают изнезаконной наркоэкономики.Журнал «International Journal of Drug Policy» сообщает в короткойзаметке, что в январе 2018 г. итальянской полицией была конфискована впорту Генуя партия наркотиков, направляемая в Ливию99. Полицияорестовала три контейнера из Индии, в которых они нашли 37 миллионовтаблеток трамадола, спрятанных под грузом тканей.
Изъятый препаратстоимостью 75 миллионов евро представляет собой синтетический опиоидкласса бензоидов, активный ингредиент ряда болеутоляющих препаратов длялеченияумереннойисильнойболи.Несмотрянаболеенизкийнаркотический эффект, чем у других опиоидов, таких как морфин, растетчисло лиц, злоупотребляющих трамадолом, в частности в странах Северной98Fidous I. What Goes Into the Making of Suicide Bomber // The Express Tribune, July 20, 2010, available at:http://tribune.com.pk/story/28976/what-goes-into-the-making-of-a-suicide- bomber/99Santacroce R.
et al. The new drugs and the sea: The phenomenon of narco-terrorism // International Journal ofDrug Policy. 2018. Vol. 51, pp. 67 – 68.71Африки и Ближнего Востока. Сообщается, что трамадол используетсятеррористами и бойцами в качестве болеутоляющего средства и дляповышения выносливости. Есть данные о значительном потреблениитрамадола в секторе Газа и среди бойцов Боко Харам в Нигерии. Помимотрамадола у террористов есть и другие популярные психоактивные вещества.Фенетилин, продаваемый под торговыми марками Каптагон, Биокаптон иФиттон, представляет собой психостимулятор, включающий амфетамин итеофиллин.
Фенетилин является основным наркотиком среди террористов наБлижнем Востоке, он также используется бойцами ИГИЛ и другими боевымигруппами в Сирии. Каптагон, скорее всего, был в крови террористов во времятерактов в Париже в 2015 г.100 При этом авторы Всемирного доклада ООН понаркотикам за 2017 г. отмечают, что до сих пор никаких убедительныхдоказательств производства Каптагона в ИГИЛ, т.к. в этом регионедействуют и другие террористические группы, которые могут производитьнаркотики.101В целом, уровень насилия на рынках незаконных наркотическихсредств является крайне высоким, т.к.
на нем не присутствует государство.«Серая зона», в которой находится данный рынок, не позволяет государствамэффективно администрировать его и обеспечивать силовую монополию.Если государства и присутствуют на нем, то ведут себя как нарко-картели.На рынке наркотиков насилие может использоваться в несколькихцелях: для решения территориальных, договорных, дисциплинарных илинаследственных вопросов в рамках организаций наркобизнеса или междуними; для совершения актов мести в отношении государственныхправоохранительных органов или принуждения государственных служащихк неисполнению своих обязанностей по обеспечению законности; и дляинициирования изменений в законодательстве или политике, которыевлияют на преступную деятельность.
В этом смысле насилие, связанное с100Fond, G. and Howes, O. Pharmacoterrorism: The potential role of psychoactive drugs in the Paris and Tunisianattacks // Psychopharmacology. 2016; 233: 933–935101https://www.unodc.org/wdr2017/field/WDR_Booklet1_Exsum_Russian.pdf72наркотиками, зачастую затрагивает преступников и государственныхслужащих, однако не ограничивается ими и может касаться гражданских лиц,воспринимаемых как врагов, оказавшихся в районе конфликта илипострадавших от политики репрессий.Уровень насилия не только различается в странах, затронутыхнезаконным производством и оборотом наркотиков, но и изменяется в них стечением времени.Высокий уровень насилия в Колумбии обусловлен деятельностьюсильных группировок наркоторговцев, а также наличием внутреннеговооруженного конфликта.
Кроме того, на деятельности наркоторговцев, какэто видно на примере Боливии, сказывается давление со стороныгражданскогообщества,вчастностиземледельцев,выращивающихкокаиновый куст, что, вероятно, снижает влияние крупных организацийнаркобизнеса. Поэтому, несмотря на то что вероятность распространениянасилия выше в странах–производителях коки, различный уровень убийствсвидетельствует о том, что эта зависимость регулируется социальноэкономическими и политическими факторами.Уровень насилия, связанного с незаконным рынком наркотиков, такжеразличается по регионам.
Например, несмотря на то что ключевая роль внезаконном производстве кокаина и опия принадлежит Латинской Америке иЮго-Восточной Азии, в первом регионе уровень насилия значительно выше,чем в последнем102.Во всемирном докладе ООН о наркотиках от 2016 г. отмечается, чтопроизводство и распространение наркотиков в Америке в большей степенисвязан с насилием, чем в Азии, в том числе в Восточной и Юго-ВосточнойАзии. Объяснение заключается в различиях характера связей междунаркоторговцами. В Восточной и Юго-Восточной Азии незаконнымпроизводством и оборотом опия и героина занимаются отдельные лица и102Felbab-Brown V., Trinkunas H.
UNGASS 2016 in Comparative Perspective: Improving the Prospects for Success// Journal of Drug Policy Analysis. 2016. Т. 10. №. 1.73группы,асетинезаконногооборотаможноохарактеризоватькакизолированные и децентрализованные. Наркокурьеры, как правило, являютсяпредставителями этнических групп, проживающих по обе стороны границы,и выходцами из семей, которые поколениями занимаются незаконнымоборотом. Для них также характерна относительная независимость отнаркоторговцев и покупателей, хозяйничающих на рынке.
Хотя крупныепреступные группы в прошлом играли заметную роль в незаконном оборотенаркотиков, в настоящее время, судя по всему, эти организации имеют менеевыраженнуюиерархическуюструктуруиявляютсяболеедецентрализованными. Напротив, цепочки поставок кокаина в ЛатинскойАмерике, как правило, формируются вокруг сплоченных иерархическихорганизаций.Врядестраннаркоторговляспособствовалаусложнениюизатягиванию вооруженных конфликтов, вследствие чего нередко возрасталообщее число погибших. Примеры из Афганистана, Колумбии, Мьянмы иПеру служат наглядным подтверждением наличия связи между незаконнойнаркоторговлей и экстремистами.
Согласно результатам проведенного вАфганистане анализа зависимости числа нападений террористов и их жертвот производства опия, с увеличением в период 1994– 2008 годов площадивозделывания опийного мака на 25 процентов число нападений террористовувеличилось в среднем на 0,15, а число их жертв – на 1,43 в год103. Инымисловами, связь между динамикой производства опиумного мака иколичеством терактов незначительна.Колумбияслужитещеоднимхорошимпримеромтого,какнегосударственные военные акторы обеспечивают существенную частьсвоих доходов за счет продажи наркотиков с середины 1990-хгодов.Следует отметить, что, как правило, террористические группировкизанимаются производством и распространением наркотиков только потому,103Piazza J. A.