диссертация (1169530), страница 22
Текст из файла (страница 22)
Политические фонды, неправительственные гуманитарные иправозащитные организации активно участвуют в политических событиях,затрагивающих интересы других стран, руководствуясь соображениями защитыправ человека, что, являясь показателем развитости гражданского общества ФРГ,служит еще одним фактором привлекательности страны на международной арене.Однакочастьгражданскихорганизаций,участвующихвформированиипривлекательного имиджа страны, напрямую задействована в реализациивнешнеполитического курса, поскольку цель их деятельности состоит вобеспечении успешного проведения внешнеполитических акций правительстваФРГ.Тем не менее, даже те организации, которые напрямую задействованы вреализации немецкой внешней политики и находятся на полном государственномфинансировании, сохраняют заявленный гражданский характер.
Гражданскийхарактер деятельности институтов «мягкой силы» проявляется, в первую очередь,в том, что государство отказываясь от прямого контроля за их деятельностью,предоставляет им при выполнении государственных задач широкую свободудействий, возможность для самореализации для сотрудников организацийстановится, таким образом, дополнительным фактором мотивации.В политике по распространению «мягкой силы» государство уделяетвнимание тому, чтобы внешнеполитический курс был поддержан населением, дляэтого государство применяет в отношении него те же инструменты «мягкойсилы»: доказывает легитимность своих действий, остается открытым критике.100Глава 3.
Использование инструментов «мягкой силы» во внешнейполитике ФРГ в отдельных регионах мира.Германияприменяетвоздействие«формированиемсвоейпривлекательности» во многих регионах мира, отличающихся по своемусоциально-политическомуустройству,стараясьприэтомучитыватьихнациональную специфику. Уровень воздействия и интенсивность работыинститутов «мягкой силы» зависит от характера отношений ФРГ со странамирегиона и конкретных задач, которые «мягкая сила» призвана решать в них.3.1. «Мягкая сила» ФРГ в Западном мире.В Европе элементы германской «мягкой силы» долгие годы использовались,чтобы убедить своих соседей в невозможности возрождения милитаризма вГермании и вернуть себе статус полноправного члена международногосообщества.
В современных условиях, уже добившись решения этих задач,«мягкая сила» в развитых Западных странах используется для сохранениядостигнутых результатов и наращивания политического влияния среди них.Воздействие «мягкой силой» на США и Европу осложняется тем, что этистраны также опираются во внешней политике на ресурсы «мягкой силы», а также101направляют их и на саму Германию. Именно США наиболее успешны в экспортеполитических ценностей, культуры. США и другие европейские страны (особенноФранция и Великобритания) участвовали в формировании той политическойсистемы, которая сейчас есть в ФРГ, и долгие годы она была объектом успешноговлияния европейской и американской политики.Специфика воздействия «мягкой силы» ФРГ на развитые страны Европы иСША состоит в том, что оно призвано содействовать укреплению двухстороннегосотрудничества, трансатлантических связей и взаимопонимания по ключевымполитическим вопросам.
Все институты «мягкой силы» представлены всего лишьнесколькими ключевыми организациями, что обусловлено тем, что, как выразилсянемецкий политик Райнер Барцель: «Никому в Европе и США не надо объяснять,как функционирует демократия»208.В США присутствуют пять германских фондов: Фонд им. Фридриха Эберта,Фонд им. Фридриха Науманна, Фонд им. Конрада Аденауэра, Фонд им. ГансаЗаиделя, Фонд им. Генриха Белля, и располагаются в основном в Вашингтоне209.В то же время политические фонды выполняют важную деятельность длявнешнеполитического ведомства ФРГ: устанавливая контакты с американскойполитическойэлитой,фондыспособствуютподдержаниюпартнерскихотношений США и Германии, координации немецкого внешнеполитическогокурса с политикой США.В Европе немецкие политические фонды (кроме фонда Аденауэра)располагаются только в Брюсселе.
Раньше через фонды ФРГ также доказывалаприверженность своим обязательствам по послевоенному переустройствуобщества. В Европе в задачи фондов входило, в первую очередь, укреплениеевропейского единства. Через организацию конференций, программы обмена длямолодых представителей политической элиты, доклады обсуждаются проблемыинтеграции экономики, политики, строительства общей безопасности. При этом208Цит по: Погорельская С.В.
Неправительственные организации и политические фонды во внешней политикеФедеративной Республики Германии. – М.: Наука, 2009. – С. 103.209Renvert N. Mission possible? Can US based German political foundations help to bridge the transatlantic divide?DAAD/AICGS Working Paper , 26 p.102немецкие политические фонды и другие организации находятся в тесномсотрудничестве с другими европейскими организациями подобного же профиля.Немецкие организации и европейские организации сходного профиля ведутактивный диалог на равной основе, обмениваются опытом и координируют своюработу друг с другом в других регионах.
Так, Фонд Эберта согласовал своипроекты по Восточной Европе и постсоветскому пространству с австрийскиминститутом К. Реннера, нидерландским Фондом А. Мозера210.Главная задача института имени Гете в Европе – содействоватькультурному сближению народов Европы и через сохранение многоязычияповышать интерес к немецкому языку.
При этом признается, что Институт инемецкая культура в целом - это часть европейской культуры211.Деятельность Института в Европе также подчинена решению внутреннихевропейскихпроблем.Во-первых,институтспособствуетпреодолениюскептического отношения к процессам европейской интеграции. Через программыобмена Институт содействует воспитанию активных европейский граждан,готовых встать на защиту ценностей общей Европы. Во-вторых, миграционныйкризис, охвативший все страны ЕС требует принять меры по интегрированию их вевропейское общество. Институт имени Гете предлагает мигрантам курсы поизучению немецкого языка, знакомит с культурой европейских стран исодействует их адаптации к европейским нормам жизни.В то же время, Европа не однородна, и «мягкая сила» ФРГ носит разныйконтекст в зависимости от региона.
Если в Западной Европе культурное иполитическое влияние не столь заметно, то в Центральной и Восточной Европе(ЦВЕ) потенциал использования немецкого влияния значительно выше. В первуюочередь, это связано с тем, что после 1989 года странам этого региона необходимобыло ликвидировать последствия командно-административной экономики, аэкономическая модель ФРГ, сочетающая экономический рост с социальной210Погорельская С.В.
Неправительственные организации и политические фонды во внешней политике ФРГИнститут нуч. информ. по обществ. наукам РАН.-М. Наука, 2007. С.105.211TheGoetheInstituteandEurope[Electronicresource].Modeofaccess:https://www.goethe.de/resources/files/pdf19/Europa-2011-en.pdf (accessed: 25.03.16)103поддержкой населения, представляла собой пример для подражания. Кроме того,Германия оказывала существенную финансовую и экономическую помощьстранам Центральной и Восточной Европы. В случае проведения успешныхреформ, Германия обещала свою поддержку на их вступление в ЕС и НАТО, чтоозначало для них повышение международного статуса.Как отмечает Дж.
Най, недостаточно думать о силе только как «силе наддругими». Иногда наделение силой других может помочь достижению нашихсобственных целей. «Проблема силы Америки в XXI веке не в ее упадке, а внеспособности понять, что даже крупная страна не может достичь своих целей безпомощи других»212. Воздействие ФРГ «мягкой силой» в отношении стран ЦВЕсостояло как раз в том, чтобы наделить их необходимой силой и тем самым статьпривлекательной для них. Такая политика была нужна, потому что страны ЦВЕ впрошлом значительно пострадавшие от действий Германии (особенно Польша),чувствовали себя уязвимыми и не доверяли действиям сильного соседа. ФРГрешиламногиепослевоенныепроблемыдвустороннихотношенийсгосударствами региона на основе признания своей исторической ответственности,а не экономической выгоды.
В частности, в отношении Польши были признаныграницы по Одеру- Нейсе, был произведен обмен культурными объектами,вывезенными во время войны, а также Германия выплатила денежныекомпенсации лицам, пострадавшим от нацистских преследований. На территорииПольши были открыты специализированные фонды по налаживанию немецкопольского примирения и культурного сотрудничества: «Примирение», «Память»,«Польско-немецкое сотрудничество», «Немецкий фонд охраны памятников» и т.д.ФРГ списала Польше часть государственного долга, средства направила наподдержку деятельности этих фондов213.
Конечно, деньги и пожертвованиярассматриваются в качестве источников «жесткой силы»214, но, как выразилсяоснователь концепции Дж. Най, «мягкая сила» основывается на «привлечении к212Джозеф Най. Будущее власти.; пер. с англ. В.Н. Верченко.- Москва: АСТ, 2014 .- С.23Экономическое и культурное влияние Германии на государства Центральной и Восточной Европы в начале XXIвека: на примере Польши, Чехии и Хорватии // СтудПроект [электронный ресурс]. – Режим доступа:http://studproject.com/interrel/germanyeurope/ (дата обращения 15.12.15)214Nye Joseph S. Soft Power. The Means to Success in World Politics.
New York: Public Affairs, 2004. 206 p.213104общим ценностям, на справедливости и чувстве долга внести вклад в достижениеэтих ценностей». В этой связи немецкие деньги, в основном, рассматриваются какготовность внести вклад, такое моральное качество, как щедрость.К выстраиванию нового уровня отношений со странами ЦВЕ, как и другимсвоимключевымвнешнеполитическиминициативам,затрагивающимобщеевропейские интересы, Германия стремится подключать Францию иВеликобританию, чтобы не возникало ощущения, что она в одиночку решаетполитическое будущее ЕС. Объединение политической и экономической мощитрех главных стран ЕС в решении международных проблем получило название«Евротройка».
Однако в силу того, что Великобритания менее склонна кактивному участию во внешнеполитических акциях Берлина, франко-германскийтандем чаще становится проводником европейской политики. При участиифранко-германского тандема родился «Веймарский треугольник» - саммит ФРГ,Франции и Польши по вопросам вхождения последней в ЕС и НАТО.Германо-французскому сотрудничеству способствуют многие элементы«мягкой силы», причем их применение в отношении друг друга обоюдное.
Как вГермании, так и во Франции присутствуют институты «мягкой силы»,направленные, в первую очередь, на молодежь, у которой нет негативнойисторической памяти, связанной с прошлым этапом отношений двух стран.Одной из таких организаций является Французско-немецкое бюро молодежи(OFAJ), созданное более 50 лет тому назад и финансируемое обоимигосударствами. Проекты бюро включают программы академического обмена,распространения немецкого языка во Франции и французского в Германии,улучшения понимания культурных особенностей соседних стран215.Некоторые германо-французские проекты имеют целью продвижениедвухстороннего культурного воздействия в общеевропейском масштабе. Так,проект германо-французского общественного телевидения (ARTE) ведет вещание215Aufgaben von DFJW // DFJW [Electronic resource].