диссертация (1169479), страница 30
Текст из файла (страница 30)
и др.); на предварительные прослушивания вышли 236кандидатов; аудитория интернет-трансляций (партнер – французский каналMedici.TV) – более 10 миллионов человек по всему миру (что являетсяабсолютнымрекордомдлямеждународныхмузыкальныхконкурсов);ангажементы с крупнейшими мировыми компаниями: Московской филармонией(Россия, где также есть специальные программы «продвижения» конкурсантов –«Молодые таланты», «Звезды XXI века»), Intermusica (Европа, Азия) и Opus 3Artists (CША) и многое другое.Результаты конкурса (и чисто профессиональные, музыкальные, в томчисле), становятся поводом для осмысления многих вопросов, принятия решенийи действий.
Рассмотрим итоги конкурса 2015 г., обратившись к состязаниямпианистов. Уровень XV конкурса (как отмечают члены жюри, слушатели,http://www.telegraph.co.uk/culture/music/classicalmusic/11719314/Tchaikovsky-piano-competition-sees-self-taughtFrenchman-take-Russia-by-storm.html. (дата обращения: 18.11.2015).328ShanahanМ.
Lexington pianist in Tchaikovsky competition finals [Electronic resourсe] / Mark Shanahan // The BostonGlobe. – 2015. – 27 Jun. – Mode of access: https://www.bostonglobe.com/lifestyle/names/2015/06/27/lexington-georgefinals-tchaikovskycompetition/2Hb0b1dJGIBjORpR6MG36J/story.html(дата обращения: 30.07.2015).126критики) был очень высок.
Следует заметить, что в финал прошли молодыемузыканты, так или иначе связанные с традициями русской пианистическойшколы. Так, Дмитрий Маслеев (I премия, Россия) – ученик М. Петухова, ЛукасГенюшас (II премия, Россия – Литва) – В. Горностаевой, Джордж Ли (II премия,США) – Р. Шермана, М. Могилевского, Сергей Редькин (III премия, Россия) –А. Сандлера, Даниил Харитонов (III премия, Россия) – В. Пясецкого, ЛюкаДебаргю (IV премия, Франция) – Р. Шерешевской (кроме того, Пабло Феррандес,обративший на себя внимание виолончельного конкурса, вошедший в числолауреатов, учился у Н. Шаховской, Клара-Джуми Кан училась у З. Брона и др.).Напомним: репертуарные требования на конкурсе включают обязательноеисполнение произведений П. И.
Чайковского (I тур), сочинений русскихкомпозиторов (по выбору): Н. Метнера, М. Мусоргского, Н. Мясковского,С. Прокофьева, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. (II тур), исполнение концертадля фортепиано с оркестром П. И. Чайковского (по выбору) (III тур), что так жеспособствует распространению русской культуры в мире. Любопытно, чтовокальная номинация тожевключает исполнение произведений русскихкомпозиторов на русском языке. Интересно, что здесь заметных успехов добилисьпредставители азиатских музыкальных держав (например, Чуаньюэ Ван (Китай),Хан Сын Ю (Южная Корея)), исполняя программу не просто на почтибезупречном русском языке, но и удивительно тонко и точно раскрыв непростуюмузыкальную стилистику произведений П.
И. Чайковского.Требованияотносительновыбораконкурсантамиисполняемыхпроизведений – одни из самых высоких и сложных в мире. Так, в 2015 году во IIтуре у пианистов в качестве второго этапа необходимо исполнение какого-либо изконцертовВ. А. Моцарта(кстати,одногоизлюбимыхкомпозиторовП. И. Чайковского, которого он называл «Христом музыкальным»).
Классическийконцерт – лакмусовая бумажка для музыканта, экзамен на музыкальность иобщую культуру, где невозможно «спрятаться» за громкими звучностями илибравурной техникой. Венская классика – установка на совершенство; искусство,проверенноевременем,непреходящийкритерий,несущийвсебе127трансцендентный смысл.
Здесь встаёт проблема воспитания (и музыкального, ивоспитания в самом широком смысле), которое является одним из критериевдостижения взаимопонимания в межкультурной коммуникации. Это и воспитаниесамих музыкантов, и воспитание публики, приобщение к высоким образцаммирового искусства, освоение произведения «в оригинале», что являетсяактуальным и важным на сегодняшний день. Знакомство молодого поколения склассическими произведениями в их подлинном звучании в рамках престижногомузыкального мероприятия также имеет, помимо сугубо музыкального, особоевоспитательное значение. Напротив, опасно для «здоровья души и интеллекта»«узнавание» классики через рекламу потребительских товаров или телефонныесигналы.
Ведь тогда искажается (точнее, теряется) высокая миссия искусства ввоспитаниилюдейдумающих,размышляющих,интересующихся.Знаниеоригинальной музыки не позволит ученику музыкальной школы на викторине помузыкальной литературе, услышав фрагмент балета «Ромео и Джульетта»,написать: «Реклама чипсов».
Подобные «ценностные сдвиги» – весьма опасныйсимптом, который настоятельно требует создания «положительного образаРоссии» не только за рубежом, но прежде всего – культурного миссионерства всобственной стране. Здесь просто необходима выработка «иммунитета культуры»против дурного вкуса, спекуляции и имитации – вместо настоящего искусства329.Ведь потеря прочных оснований традиции влечёт за собой разрушение и гибель.Симулятивныйпотенциалимиджмейкерствабылраскрытвсоответствующем разделе первой главы данной диссертации. Однако будетуместно еще раз обозначить эту проблему в рамках анализа педагогическойдеятельности в сфере музыкального просвещения и образования. Традициирусского пианизма отличает непримиримость к симуляциям и спекуляциям,радикальный и решительный отказ от них, даже в том случае, когда на чаше весовоказывается карьера и деньги.
Своеобразный духовный аскетизм представителейрусской фортепианной школы проявляется не в параноидальном отказе от329Сиднева Т.Б. Классическое искусство в глобальном мире: о границах художественного опыта / Т.Б. Сиднева //Вестник ННГУ. – 2013. – №1-1. –С.371-374.128«презренного металла». Подлинная аскеза проявляется не в отказе от него, а вумении им правильно распоряжаться. Так, можно вспомнить случай, когдаВ.
В. Селивохин перевёл одну из премий на восстановление г. Спитака и помощьпострадавшим после землетрясения в Армянской ССР в декабре 1988 г.330Вернемся к анализу ценностных показателей, сопряженных с последним повремени конкурсом им. П. И. Чайковского. Как было сказано выше, Интернетаудитория конкурса составила более 10 млн. просмотров в более чем 150 странахмира. Кроме того, на «живых» прослушивания в концертных залах побывалоболее 30 тысяч человек331. Это – весьма высокие показатели для классическоймузыки.Многие конкурсанты, члены жюри, СМИ при разговорах о конкурсныхпрослушиванияхпублики.Так,отмечаютжурналист«особенность»,газеты«отличность»«TheGuardian»именноTomрусскойService,поприсутствовавший на XIV Конкурсе, сообщает, что московская и петербургскаяпублика – одна из самых активных и увлеченных в мире: слушатели (особенно вовремя фортепианных прослушиваний) могут помечать в программках своисоображения, комментарии (иногда даже «ставить оценки», «неодобрительнокачая головой на неудачной фразе»), а Большой зал московской консерватории –это один из немногих залов, где можно увидеть и понять каждое лицо332.Член фортепианного жюри XV Конкурса британский пианист, лауреатконкурса Чайковского 1982 года Питер Донохью (Peter Donohoe) говорит: «…Яочень люблю русскую публику.
Общение со слушателями после концерта можетдать исчерпывающее представление о стране. Во Франции будут рассуждать о330Сведения приводятся на основании воспоминаний коллег В. Селивохина, а также материалов СМИ и Интернетисточников, сообщающих, в частности, об участии представителей мира культуры и искусства в организацииакций (а также частных пожертвованиях), направленных на сбор средств для содействия в восстановленииразрушенных территорий и оказания помощи пострадавшим (см., например: По следам былых катастроф:Армения, Спитак, 1988. [Электронный ресурс]: https://www.chitalnya.ru/work/1653785/).331BrownI.Tchaikovskypianocompetitionseesself-taughtFrenchmantakeRussiabystorm. [Electronic resourсe] / IsmeneBrown//TheTelegraph.–2015.–06Jul.–Modeofaccess:http://www.telegraph.co.uk/culture/music/classicalmusic/11719314/Tchaikovsky-piano-competition-sees-selftaught-Frenchman-take-Russia-by-storm.html.
(дата обращения: 18.11.2015).332Service Т. A rowdy audience is the Tchaikovsky competition’s best asset [Electronic resourсe] / Tom Service // ТheGuardian.–2011.–27Jun.–Modeofaccess:http://www.theguardian.com/music/tomserviceblog/2011/jun/27/tchaikovsky-competition-audience (дата обращения:30.07.2015)129тембре звука, в Германии – о его качестве, в Британии скажут, что вы играли«очень мило», ну а в России оценят прежде всего духовную наполненность»333.«У вас в России есть огромное национальное достояние – это ваша культура»334.Подобные отзывы свидетельствуют о том, что существование в России традиций«интеллектуального»,отзывчивости,«думающегосопереживании,уха»,говорящихнеравнодушииодновременнослушателя,необосталосьнезамеченным нашими зарубежными партнерами.
Этим мы обязаны, в том числе,высоко сохранной системе музыкального образования, ориентированного натрадиции русского пианизма, существовавшей на протяжении всего ХХ в. как внашем Отечестве, так и за рубежом.Говоря о традициях русского детского музыкального образования, многиеотечественные и зарубежные авторы заостряют внимание на его предельнойпрофессионализации335.