диссертация (1169393), страница 27
Текст из файла (страница 27)
На втором месте стоитвопрос нехватки ресурсов – и самый волнующий умы ученых в настоящеевремя вопрос будущей нехватки нефти и газа. Проблема здесь кроется нетолько в фактической нехватке ресурсов, но и в происходящем между темпроцессе поиска новых месторождений, борьбе за неохваченные территории(как в Арктике, где столкнулись интересы России, США и Канады), и в то жевремя применяемых методах. Скажем, добыча нефти и газа путемгидравлического разрыва пласта (так называемый фрекинг) ведет не только кзагрязнению подземных вод и воздуха, общей деградации окружающейсреды, но и вызывает небольшие землетрясения (до 5 баллов по шкалеРихтера)229.Дж. Урри называет «глобальной трагедией», что в конце XIX в.человечество поняло, как добывать и использовать нефть – и она стала тем«бесплатным сыром» или «сбежавшим из бутылки джином», которые ужеприводят к гибельным последствиям230.
Нефть привела к трансформацияммногие общества прошлого века, сделав их зависимыми от себя. И теперьконец эры ее доступности в эпоху повышения глобальных температур228Талеб Н.Н. Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса. М., Колибри, 2014.The science education research center at Carleton college. Potential health and environmental effects ofhydrofracking in the Williston Basin, Montana. [Website] // URL:http://serc.carleton.edu/NAGTWorkshops/health/case_studies/hydrofracking_w.html (дата обращения 15.04.2017)230Urry J.
Societies beyond oil: oil dregs and social futures. London: Zed Books, 2013. P. 239–240.229129означает новые вызовы и необходимость перестройки социальных структур всторону низкого уровня потребления углеродных источников энергии.И другой вопрос энергетики остается подвешенным – атомныеэлектростанции, строительство которых идет в странах, лидирующих попроизводству атомной энергии, но отказ от которых по причиненеобходимости избежать рисков, с ней связанных, рассматривается внастоящее время, например, в Германии.
Италия полностью отказалась отимеющихся АЭС, такие страны, как Австралия и Ирландия, Норвегияотказались даже от планов строить АЭС, и даже страны-лидеры (США,Франция, Япония) закрывают некоторые станции. Тем не менее, самаякрупная АЭС в мире – АЭС Касивадзаки-Карива – находится в Японии, насейсмоопасной территории. После землетрясения 2007 г., в результатекоторого возникла утечка радиоактивной воды в море, а также аварии наАЭС Фукусима-1 в 2011 г.
ее работа была остановлена.Если рассматривать атомную энергетику, как отрасль, способнуюпроизводить риски на уровне планеты в целом (разрушить целые поселения иэкосистемы, вызвать рак и лучевую болезнь у тысяч людей и привести катомной зиме в худшем варианте развития событий), то становитсяпонятным явление, которое У.
Бек называет «экономической слепотой»231 поотношению к рискам. Он говорит о «беспримерном непонимании ипреуменьшении опасности», когдаыц вся технология направлена наповышение производительности и, соответственно, на поиск экономическойвыгоды – с полным невниманием к экологической и инженернойбезопасности.Риски и опасности, возникающие в результате подобной деятельностичеловека, не просто латентны – они парадоксальны и динамичны, по словамС. А. Кравченко.
Это означает, что стираются непосредственные каузальные231Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 40 [Эл. ресурс] URL:http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/files.php?f=pf_eaaf4f79b02a78b919aca693a8e6b572 (дата обращения27.03.2017)130связи,онистановятсявесьмасложнымиинедетерминистскими.Происходящие в современном обществе катастрофы также начинают носитьпарадоксальныйхарактер,таккаконивсвоейпричинностинеобуславливаются конкретными действиями индивидов232.Существует и еще одна проблема, которой несколько касались выше –экологические беженцы.
Волны экологической миграции растут по всемумиру, и согласно заявлению ООН, к 2020 г. число таких беженцев достигнет50 миллионов233. Однако экологическая миграция бывает «чистой» лишь вслучаебольшихприродныхкатастроф,лишающихлюдейвсякойвозможности жить по-прежнему, сохранить былой уклад жизни. В результатецелые поселения снимаются с мест или эвакуируются, как это было в случаеЧернобыля или Фукусимы.Проблема миграции глубже, чем кажется на первый взгляд. Впоследние пять лет она сделала Средиземное море одним из самыхсмертельных мест на планете. В 2013 г., когда СМИ впервые обратились кпроблеме смертности беженцев, направляющихся из Африки в Италию,Грецию, Кипр и Испанию, насчитывалось 700 смертей234.
И за это время(период до сентября 2017 г.) статистика Международной организации помиграции превысила 15 000 человек, включая детей.Встает и вопрос обратной миграции. Она не всегда возможна, но всегдаобходится дорого. Самые опасные, скрытые по последствиям случаи –атомные аварии, за счет радиации лишающие людей шанса на здоровуюжизнь и старость. Однако это происходит: и в настоящее время, например, натерриториях, близких к Чернобылю проживают люди, на зараженной земле232Кравченко С.
А., Салыгин В. И. Усложняющиеся опасности и риски современного магистральногонефтепроводного транспорта // Социологическая наука и социальная практика. 2014. № 4. С. 50–66.233Zeitvogel K. 50 million 'environmental refugees' by 2020, experts say // Plos website // [Website] // URL:https://phys.org/news/2011-02-million-environmental-refugees-experts.html#jCp (accessed 18.04.2017)234See Safdar A. IOM: Refugees dying at quicker rate in Mediterranean // Al Jazeera, Sept 17, 2017.
[Website]URL: http://www.aljazeera.com/indepth/features/2017/09/iom-refugees-dying-quicker-rate-mediterranean170917035605080.html (accessed 20.09.2017); UN Migration Agency. Mediterranean Migrant Arrivals Reach131,772 in 2017; Deaths Reach 2,556 // IOM press-release, Sept 19, 2017. [Website] URL:https://www.iom.int/news/mediterranean-migrant-arrivals-reach-131772-2017-deaths-reach-2556 (accessed20.09.2017).131выращиваются овощи на продажу в другие регионы.
В случаях, когдаобратная миграция не только возможна, но и необходима – длявосстановления пострадавшего региона и хода жизни в нем – социологинаблюдают примерно следующее распределение. На примере двух районовНового Орлеана, пострадавшего от урагана Катрина, (одного «белого» изажиточного и второго «черного» и бедного) можно заключить оследующем235: через год в город вернулось около 52% населения, причеммужчины возвращаются значительно раньше женщин: на 81-ый день посравнению с 141-ым днем в среднем. Чем больше имущество семьи, темраньше возвращались владельцы, бедные семьи (с доходом ниже $10,000)имели тенденцию оставаться в новых местах, куда они переехали после ударастихии.
Семья или отсутствие детей практически не играли роли. «Белые»жители вернулись в два раза быстрее «черных», что коррелирует и с уровнемдоходадомохозяйств.Носамыминтереснымпоказателемявляетсярелигиозное вероисповедание: верующие задерживались на пострадавшихтерриториях дольше (полагаясь на принцип «Бог позаботится о нас»), но вотвозвращались гораздо менее охотно (или позже – 128 дней против 85, иливообще не возвращались: если всего через год вернулось 67%, то верующих –только 50%).Потепление вод мирового океана вследствие теплового загрязненияведет не только к вымиранию кораллов, но и к постепенному оставлениючеловеком обжитых мест. Так, раз весь энергетический «излишек» отжизнедеятельности человека уходит в мировой океан, он нагревается.
Таяньельдов ведет к затоплению суши в далеких от арктических вод (где наиболеевысоки показатели увеличения температуры воды) водах Тихого океана, чтоприводит к вынужденному переселению.235Brunsma D. L., Overfelt D., Picou J.S. The sociology of Katrina. Perspectives on a modern catastrophe. 2nd ed.Lanham, Rowman & Littlefield publishers, inc., 2010.
Pp. 98–100.132Согласно данным Всемирной метеорологической организации236, людиоставят многие атоллы Кирибати через несколько десятков лет, к2050–2080 гг. Кирибати – это островная республика площадью 800 км2,состоящая из 32 атоллов и одного острова и с населением численностью чутьболее 100 тысяч человек.Климатическиеизменениязачастуюстановятсяинезаметнойпричиной, встраивающейся в миграционную систему, сложившуюся врегионе.
Рассмотрим южный регион Тихого океана, уровень вод в котором,как уже говорилось выше, поднимается. На островах государства Тувалу, встолице Фунафути проблема климатических изменений, обострившаяся в XXвеке, только пополнила ряд причин, по которым люди выбирают переезд вНовую Зеландию или на другие, соседние острова. В стране безработица,связанная с закрытием шахт по добыче фосфата, которое началось в 1980-хгг., что обуславливает маятниковую рабочую миграцию в столицу соседнегоостровного государства Кирибати, Южную Тараву237. Кроме того, естьпроблемы перенаселения из-за основной концентрации населения в столицеТувалу, плохого качества жилищ, загрязнения сточными водами и мусором,многочисленные заболевания, угрожающие жизни и недофинансирование238.Отсутствие финансов не позволяет бороться с повышением уровня вод иэрозией почв с той же эффективностью, как это происходит в развитыхстранах, например, в Нидерландах.Так как с середины XIX в. в стране было принято христианство,практически стопроцентно, среди местных жителей сохраняется религиозныйнастрой239.
Национальный девиз «Тувалу для Бога, Бог для Тувалу»сохраняет актуальность и по сей день: и в настоящее время жители верят взавет Господа с Ноем о том, что потоп на земле больше не повторится.236WMO Statement on the State of the Global Climate in 2016. P.7 [Website] URL:http://library.wmo.int/opac/doc_num.php?explnum_id=3414 (accessed 04.04.2017).237Pillwein S. Climate Refugees: Klimawandel und Migration am Beispiel des Inselstaats Tuvalu im Pazifik.Hamburg, Diplomica Verlag GmbH, 2013. S. 51.238Ibid. S. 69.239Ibid. S. 68.133Согласно опросу, проведенному в столице культура подкрепляет то,насколько сильны родственные связи и сила традиций240. Эти факторыслужат противодействием миграции, оставляя жителей и даже молодежь вцентральном городе страны, сосредоточии всего 10-ти тысячного населения.Ещеоднапроблемасовременности,третийтип«нового»катастрофизма – рост вирусной сопротивляемости антибиотикам исвязанные с ним волны различных видов гриппа, которые такжеподкрепляютсяналичиемвысокоскоростноготранспорта,способногоперевозить людей – больных, в том числе – на дальние расстояния, темсамым распространяя вирусы и инфекции241.
Появился феномен такназываемых высоко мобильных заболеваний. Скрывающийся за видимым«щитом» современной гигиены и повсеместных вакцинаций, он становитсяактуальнойпроблемой,пришедшейнаместопрошлыхэпидемий:туберкулеза, тифа, холеры и чумы, побежденных в наши дни. Однако и этизаболевания дают о себе знать: например, более 10 миллионов человекежегодно заболевают туберкулезом, а последние лекарства против него былиразработаны в 1960-е гг., притом что число случаев резистентности микробатолько увеличивается.
Возникают и новые инфекционные заболевания, такиекак африканский вирус эбола – и с 1975 г. было зарегистрировано более 40новых патогенных вирусов, в том числе ВИЧ (СПИД). Конечно, большаячасть этих вирусов, как отмечает канадский эколог В. Смил (за исключениемВИЧ, и то в случае развития и распространения этого заболевания), не всостоянии будет поменять ход мировой истории, так как зачастую онираспространяются в регионе стран Африки южнее Сахары.В. Смил сравнивает современные эпидемии гриппа, приходящиеся назимние месяцы в течение многих лет, с часто происходящими природными240Mortreux C.